Государственная собственность в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37

Файлы: 1 файл

politka kyrsovaya.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

   Какой же будет структура отношений собственности в Украине? К чему приведет стремление к “цивилизованной” экономике, свойственной развитым странам? Подобные задачи вряд ли могут быть осуществлены в ближайшем времени. В современной экономике Украины наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и между кем должны быть распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства? Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности не устойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость. Укрепление прав частной собственности может существенно изменить в лучшую сторону нынешнюю экономически и социально малоэффективную модель.

   Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.

   Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров. В преодолении монополизма может играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается. Но с другой стороны развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др. В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов. Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе этого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования. Так, в украинских АО сейчас сливается собственность отдельных граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным путем разгосударствления собственности.

   Таким образом, в Украине государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набравший обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства, ведь государственная форма собственности применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Очевидно, что в Украине энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Также, по моему мнению, сюда должны быть отнесены материальные ресурсы, науки (особенно фундаментальной). Поэтому для меня несомненно, что государственная собственность занимает важное место в национальной экономике, и, как я считаю, еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве. 
 

     3.2. Государственное  регулирование экономики 

     Государственное регулирование национальной экономики в Украине отличается определенной спецификой. Непродуманная государственная экономическая политика в процессе приватизации, реорганизации банковской системы, либерализация цен и другие действия были направлены на создание свободного рынка, но привели не к ожидаемым положительным результатам, а к негативным. Принятая экономическая политика способствовала появлению небольшого класса собственников (олигархов) и переходу собственности под управление криминальных структур. По оценкам специалистов для либерализации ценообразования не было соответствующей экономической базы – рыночной инфраструктуры, конкуренции. Результатом этого стало резкое увеличение темпов инфляции и формирование системы ценообразования не на основании конкуренции, а при одностороннем установлении продавцами. Поэтому важнейшая функция ценообразования – регулирование производства – длительное время не работала.

     Как оценивают специалисты, экономическая политика, реализуемая последнее время Украиной, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития.

     Несмотря  на намеченные в 2007 г. направления государственного регулирования (увеличение расходов на оборону, здравоохранение и образование, формирование инвестиционного фонда и банка развития, развитие нефтегазовой отрасли, реструктуризация и значительные государственные инвестиции в автомобилестроение и авиастроение), отсутствие единства и стратегической ориентации государственного регулирования сводит к минимуму экономический эффект от принимаемых мер. Не используются благоприятные условия (высокие цены на ресурсы) для стимулирования высоких темпов и устойчивого экономического роста. Средства, полученные от продажи ресурсов, не направляются на инвестиции в национальную экономику, а аккумулируются в стабилизационном фонде. Несмотря на то что именно они могли бы стать действенным механизмом активизации роста национальной экономики.

     В целом, необходимость государственного регулирования национальной экономики Украины логически обусловлена. Под влиянием глобализации мировой экономики, усиления влияние транснациональных компаний только этот режим может обеспечить нормальное функционирование экономики. Одновременно с этим государственное регулирование не отвечает требованиям эффективности и результативности и не способно справиться в полной мере с возложенными на него функциями.

     Сформулируем цели государственного регулирования национальной экономики.

     Глобальной  целью является обеспечение экономической  мощи страны. Это означает, что система  государственного регулирования призвана создать условия, обеспечивающие устойчивые позиции страны на мировых рынках, а также обеспечить высокий уровень качества жизни народа.

     Агрегированные  цели государственного регулирования  призваны обеспечить создание и поддержание  благоприятных экзогенных и эндогенных условий для достижения глобальной цели за счет определения важнейших элементов (институтов) системы государственного регулирования. Примерами таких условий могут быть: экономическое обеспечение реализации военной доктрины, создание предпосылок для интеграции страны в мировую экономическую систему, обеспечение здоровья нации и т. п.

     Детализированные  цели направлены на конкретизацию экзогенных и эндогенных условий. Эти цели должны служить основанием для выбора приоритетов  в выполнении функций всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Такими целями могут, например, быть: защита социально уязвимых слоев населения, антимонопольная деятельность, регламентация трудовых отношений и т. п.

     Указанные цели государственного регулирования  в зависимости от изменений экзогенных и эндогенных условий могут изменяться, однако совокупность решаемых на основе государственного регулирования задач в течение достаточно продолжительного периода остается относительно стабильной

     При формировании системы государственного регулирования необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные воздействия стимулирующего, лицензионного или запретительного характера с учетом действия неформальных институтов, исторически сложившихся в стране.

     Исходя  из изложенного, можно сформулировать следующие принципы функционирования системы государственного регулирования национальной экономики (СГРНЭ):

     - необходимо наращивать и по мере надобности актуализировать правовую (институциональную) основу экономической деятельности, обеспечивая неукоснительное выполнение норм и правил поведения экономических агентов в процессе этой деятельности;

     - необходимо осуществлять регулирующую деятельность эффективно, обеспечивая постоянное снижение трансакционных издержек, с минимальным вмешательством в экономику бюрократического аппарата;

Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики