Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.
1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37
В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.
Рассмотрение
системы отношений
В ходе дискуссий по поводу усилий Украины и других республик бывшего Советского Союза преодолеть существующие в них экономические трудности утвердилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Рыночная экономика, утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки, Канаде и ряде других стран, функционирует эффективно и сравнительно успешно удовлетворяет потребности своих граждан. Поэтому рыночное хозяйство и является альтернативой для бывших социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство государства в управление экономикой и переход основных рычагов государственного регулирования к индивидуальной предпринимательской инициативе.
Утверждение
и неукоснительное соблюдение правовых
норм собственности - это тот фундамент,
от состояния которого зависит прочность
всех элементов свободного рынка. До
тех пор пока не будет утверждена
и законодательным образом
Итак, собственность в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.
В
нашей стране на протяжении двадцатого
века дважды происходила ломка отношений
собственности. Первая началась в октябре
1917 года и завершилась невиданной катастрофой,
последствия которой будет ощущать еще
не одно поколение. Вторая произошла в
начале 90-х и тянется до сих пор. Ее основная
цель - вернуть отношениям собственности
их подлинное содержание, создать достаточно
широкий слой частных собственников, который
стал бы социальной опорой нынешнего строя.
2.4.
Роль собственности
в экономической
системе
Все целостные самоорганизующиеся образования обладают фундаментальным свойством единства противоположных качеств: по отношению к одним системам они выступают в качестве хищника и обладают спросом, а по отношению к другим - выступают в качестве жертвы и обладают предложением. При этом целостные системы естественного происхождения образуют собственные силовые поля и границы действия, в пределах которых осуществляются отношения "хищник - жертва", "спрос - предложение".
Таким же генетически заложенным, имманентным свойством потреблять и накапливать впрок все то, что необходимо для его жизнедеятельности (вид спроса), и отдавать (предложение) произведенное им другим членам сообщества, обладают и человек, и образуемые им общественные целостные объединения. Накапливаемое впрок, с возможностью распоряжаться этим накоплением, и представляет собой, вообще говоря, собственность.
Можно
утверждать, что не будь имманентного
свойства желаний обладать собственностью,
не было бы и самоорганизующихся целостных
систем. Самоорганизация социально-
Самоорганизующиеся
социально-экономические
В принципе, вероятно, возможно формирование самоорганизующихся СЭС с общественной (государственной) собственностью на средства производства и результаты труда, но только в случае достижения очень высокого уровня нравственного развития людей, всего общества. Видимо, такое общество может сформироваться, когда нравственность станет генетически приобретенной особенностью человека. Зачатки подобных нравственных (коммунистических) отношений на основе общей собственности наблюдаются в религиозных общинах, некоторых кооперативах, товариществах.
Как
видим, вопрос о собственности относится
к числу фундаментальных
3. Государственная собственность.
3.1.
Роль в национальной
экономике
Роль государственной собственности в национальной экономике весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной собственности невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо. Речь идет о государственном секторе, который является достаточно обширным во многих моделях рыночной экономики таких стран, как Швеция, Великобритания и др. что же касается либеральной американской модели, то нетрудно заметить, что в качестве доминирующего вида собственности в данной модели выступает так называемая смешанная собственность. Государственной собственности в США небольшое количество. На долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг. Государственная собственность приспосабливается к изменениям хозяйственной деятельности. Предприятия, относящиеся к государственной собственности в американской модели, постепенно стали выступать в качестве экономического гаранта рыночного развития. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 10 до 30% и более. Государственная собственность в странах с плановой экономикой, таких как, например Китай, государственные фабрики и заводы составляют основу национальной промышленности, на них сосредоточено 65%производственных мощностей, 2/3 общего числа рабочих и служащих. В СССР в руках государства оказалась вся система отношений присвоения, 88,6% от общего числа занимала государственная собственность. Государство стало главным хозяйствующим субъектом. Образовались гигантские монополии. На борьбу с монополией и создание конкурентной среды была направлена приватизация. Однако по ходу ее проведения стали возникать неявные цели и задачи, ведущие к снижению экономической мощи страны. Государственные предприятия продавались по заниженной цене, были выставлены на аукцион стратегически важные предприятия (такие, как энергетический комплекс), которые вместо эффективного функционирования продавались по частям или просто перепродавались, принося, таким образом, доход частным владельцам-собственникам.
После приватизации доля государственной собственности уменьшилась, однако, на мой взгляд, государство и по сей день играет важную роль в системе собственнических отношений. Государственная собственность пока является явно преобладающей. В перспективе предполагается снижение доли государства, и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т. п.)
Кроме того, важной составляющей промышленного процветания является создание благоприятного климата для формирования крупных хозяйственных структур, оформленных, в основном, в виде корпораций, холдингов, ФПГ и т.п. Я считаю, что данные хозяйственные структуры могут стать надежной опорой государства при решении таких задач, как подъем экономики; ее прогрессивная структурная перестройка; повышение конкурентоспособности отечественного производства.
На мой взгляд, особое значение данные структуры имеют в тех областях, которые необходимы для сохранения существующего промышленного потенциала, в увеличении возможности по прорыву на мировые рынки, особенно в части выпуска наукоемкой продукции (авиация, сфера космических технологий, вооружение и др.).
Оценивая состояние государственного хозяйства Украины, следует отметить, что в начале перехода к рыночной экономике происходила значительная трансформация государственного сектора. Трансформация собственности потребовала решения проблемы, до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.
Как известно, трансформация государственного сектора связана в первую очередь с тем, что в Украине был взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Господство какой-то одной формы собственности должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики. Государственное же участие в условиях переходной экономики необходимо в стратегически важных отраслях и производствах, где госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.
Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики