Государственная собственность в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37

Файлы: 1 файл

politka kyrsovaya.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     В-пятых, переход от одних форм собственности  к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.

     Рассмотрение  системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос - в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность? Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.

     В ходе дискуссий по поводу усилий Украины и других республик бывшего Советского Союза преодолеть существующие в них экономические трудности утвердилось мнение о необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Рыночная экономика, утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки, Канаде и ряде других стран, функционирует эффективно и сравнительно успешно удовлетворяет потребности своих граждан. Поэтому рыночное хозяйство и является альтернативой для бывших социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство государства в управление экономикой и переход основных рычагов государственного регулирования к индивидуальной предпринимательской инициативе.

     Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм собственности - это тот фундамент, от состояния которого зависит прочность  всех элементов свободного рынка. До тех пор пока не будет утверждена и законодательным образом защищена рыночная система собственности, бывшие социалистические страны будут сталкиваться с большими, или даже непреодолимыми трудностями в создании нормально функционирующей рыночной экономики.

     Итак, собственность в экономическом  смысле - это реальные отношения  между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.

     Собственность принадлежит к числу таких  понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы  человечества. Однако борьбой в теоретическом  плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений.

     В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая произошла в начале 90-х и тянется до сих пор. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего строя. 
 

     2.4. Роль собственности  в экономической  системе 

     Все целостные самоорганизующиеся образования обладают фундаментальным свойством единства противоположных качеств: по отношению к одним системам они выступают в качестве хищника и обладают спросом, а по отношению к другим - выступают в качестве жертвы и обладают предложением. При этом целостные системы естественного происхождения образуют собственные силовые поля и границы действия, в пределах которых осуществляются отношения "хищник - жертва", "спрос - предложение".

     Таким же генетически заложенным, имманентным  свойством потреблять и накапливать  впрок все то, что необходимо для его жизнедеятельности (вид спроса), и отдавать (предложение) произведенное им другим членам сообщества, обладают и человек, и образуемые им общественные целостные объединения. Накапливаемое впрок, с возможностью распоряжаться этим накоплением, и представляет собой, вообще говоря, собственность.

     Можно утверждать, что не будь имманентного свойства желаний обладать собственностью, не было бы и самоорганизующихся целостных  систем. Самоорганизация социально-экономической  системы высокого ранга, не имеющей в собственности природных ресурсов и средств производства, без права свободно распоряжаться ими, по крайней мере на данном этапе развития цивилизации невозможна. Это обстоятельство выступает определяющим критерием отличия самоорганизующихся социально-экономических систем от саморегулирующихся или управляемых (например, армия). Строго говоря, только самоорганизующаяся система является саморазвивающейся и самоуправляемой. Каждый входящий в нее индивидуум, обладающий собственностью, представляет собой самоорганизующуюся систему более низкого порядка, тогда как индивидуумы, не имеющие собственности или потерявшие ее, оказываются в роли простого исполнителя, "солдата армии" ("винтика"). И сама система в этом случае исполняет роль контролируемого (управляемого) живого автомата. Более того, социально-экономическая система, состоящая из индивидуумов, лишенных собственности, за исключением личной, приобретает свойства военной организации - армии и может функционировать только на принципах армейского устава (управление сверху вниз, от командно-контролирующего органа к индивидуальному исполнителю). Законы самоорганизации в такой системе действуют в рамках личностных отношений. И они при этом не предполагают изменение структуры и функций самой системы, что является прерогативой только высшего командно-контролирующего органа. Такая система является крайне неустойчивой, так как ее функционирование полностью определяется командным органом. Структура ее может меняться в силу изменения командного органа, а в нем - лица, исполняющего роль диктатора.

     Самоорганизующиеся  социально-экономические системы  обладают множеством достоинств, обусловленных естественными закономерностями. Однако главное, что определяет их как социальные системы, - это их способность формировать и развивать функциональные отношения на нравственных принципах. Социально-экономические системы, развивающие нравственные принципы, относятся к числу в высшей степени прогрессивных. И наоборот, социальные системы со слабым развитием нравственных принципов или теряющие их относятся к числу паразитических. Таковыми, например, являются саморегулирующиеся мафиозные структуры различных типов, с особо высоким уровнем развития алчности. Алчности противостоит нравственность - осознание необходимости безвозмездной передачи части собственности (или даже всей) другим членам общества. Нравственность - это практически наиболее емкий, интегрированный показатель, отличающий человеческое общество от других видов целостных самоорганизующихся систем. Более того, можно полагать, что уровнем развития нравственности определяется и прогрессивное развитие общества.

     В принципе, вероятно, возможно формирование самоорганизующихся СЭС с общественной (государственной) собственностью на средства производства и результаты труда, но только в случае достижения очень высокого уровня нравственного развития людей, всего общества. Видимо, такое общество может сформироваться, когда нравственность станет генетически приобретенной особенностью человека. Зачатки подобных нравственных (коммунистических) отношений на основе общей собственности наблюдаются в религиозных общинах, некоторых кооперативах, товариществах.

     Как видим, вопрос о собственности относится  к числу фундаментальных проблем  развития общества. И несмотря на его  кажущуюся простоту, до сих пор по этому вопросу идут дискуссии как в странах с традиционной рыночной экономикой, с широким развитием частной собственности, так и в Украине и других бывших соцстранах, где преобладала государственная собственность. К сожалению, данный вопрос до сих пор рассматривается в плоскости: какой вид собственности (общественная или частная) должен быть определяющим в развитии государства? Между тем главной является другая, содержательная сторона: что может (и должно) находиться в общественной (государственной) собственности и что в частной (и коллективной)? На вопрос в первой постановке дается исчерпывающий ответ формулой: формирование самоорганизующихся социально-экономических систем невозможно без частной собственности, без права свободно распоряжаться средствами производства и продуктами своего труда. Вторая постановка вопроса о собственности практически не обсуждается. В то же время ответ на него определяет выбор пути социально-экономического развития Украины: будет ли она развиваться по модели классического капитализма либо тоталитарного планирования или отыщет иной, третий путь - путь формирования самоорганизующихся, нравственно саморазвивающихся социально-экономических систем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственная собственность.

     3.1. Роль в национальной  экономике    

   Роль  государственной собственности  в национальной экономике весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной собственности  невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо. Речь идет о государственном секторе, который является достаточно обширным во многих моделях рыночной экономики таких стран, как Швеция, Великобритания и др. что же касается либеральной американской модели, то нетрудно заметить, что в качестве доминирующего вида собственности в данной модели выступает так называемая смешанная собственность. Государственной собственности в США небольшое количество. На долю государственного сектора приходится 12% произведенных товаров и услуг. Государственная собственность приспосабливается к изменениям хозяйственной деятельности. Предприятия, относящиеся к государственной собственности в американской модели, постепенно стали выступать в качестве экономического гаранта рыночного развития. В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось хозяйственной деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с лишним (Швеция) валютного национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 10 до 30% и более. Государственная собственность в странах с плановой экономикой, таких как, например Китай, государственные фабрики и заводы составляют основу национальной промышленности, на них сосредоточено 65%производственных мощностей, 2/3 общего числа рабочих и служащих. В СССР в руках государства оказалась вся система отношений присвоения, 88,6% от общего числа занимала государственная собственность. Государство стало главным хозяйствующим субъектом. Образовались гигантские монополии. На борьбу с монополией и создание конкурентной среды была направлена приватизация. Однако по ходу ее проведения стали возникать неявные цели и задачи, ведущие к снижению экономической мощи страны. Государственные предприятия продавались по заниженной цене, были выставлены на аукцион стратегически важные предприятия (такие, как энергетический комплекс), которые вместо эффективного функционирования продавались по частям или просто перепродавались, принося, таким образом, доход частным владельцам-собственникам.

   После приватизации доля государственной  собственности уменьшилась, однако, на мой взгляд, государство и по сей день играет важную роль в системе  собственнических отношений. Государственная  собственность пока является явно преобладающей. В перспективе предполагается снижение доли государства, и переход многих государственных предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика, некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т. п.)

   Кроме того, важной составляющей промышленного процветания является создание благоприятного климата для формирования крупных хозяйственных структур, оформленных, в основном, в виде корпораций, холдингов, ФПГ и т.п. Я считаю, что данные хозяйственные структуры могут стать надежной опорой государства при решении таких задач, как подъем экономики; ее прогрессивная структурная перестройка; повышение конкурентоспособности отечественного производства.

   На  мой взгляд, особое значение данные структуры имеют в тех областях, которые необходимы для сохранения существующего промышленного потенциала, в увеличении возможности по прорыву на мировые рынки, особенно в части выпуска наукоемкой продукции (авиация, сфера космических технологий, вооружение и др.).

   Оценивая  состояние государственного хозяйства Украины, следует отметить, что в начале перехода к рыночной экономике происходила значительная трансформация государственного сектора. Трансформация собственности потребовала решения проблемы, до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.

   Как известно, трансформация государственного сектора связана в первую очередь с тем, что в Украине был взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную формы собственности на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Господство какой-то одной формы собственности должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики. Государственное же участие в условиях переходной экономики необходимо в стратегически важных отраслях и производствах, где госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики