Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.
1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37
3. Выкуп
государственного имущества,
4. Продажа на аукционе.
5. Продажа
по некоммерческому конкурсу (собственником
становится покупатель, предложивший
наилучший инвестиционный план)
6. Продажа по коммерческому конкурсу (собственником становится покупатель, отвечающий определенным критериям и предложивший наивысшую цену за объект).
7. Продажа
по конкурсу с отсрочкой
8. Продажа
акций открытых акционерных обществ.
Малые предприятия (перерабатывающая и местная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность, отдельные виды транспорта, торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и пр.) приватизировались по первым четырем схемам в соответствии с законом «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», принятом в марте 1992 года.
В том же месяце был принят закон «О приватизации имущества государственных предприятий». Этот закон предусматривал возможность приватизации госимущества на платной основе — за денежные средства и имущественные сертификаты. Также предприятия могли быть взяты в аренду с последующим выкупом.
Имущественные сертификаты в виде депозитных счетов получили все граждане Украины. Их можно было обменять соответственно номиналу на паи, акции и другие документы, удостоверяющие право собственности. Номинал не имел существенного значения, так как реальная покупательная способность сертификата зависела от способа приватизации конкретного предприятия и определялась стоимостью акций приватизируемых предприятий, на которые можно было сертификат обменять. В частности, его можно было использовать при приватизации своего предприятия (в том случае, если оно приватизировалось).
Сотрудники
приватизируемых предприятий
Такая схема была выгодна работникам предприятий, но граждане, не задействованные в сфере производства или обслуживания, практически были лишены возможности использовать свои приватизационные сертификаты.
Планировалось завершить малую приватизацию в 1995 году. Не выкупленные и не взятые в аренду до этого срока малые предприятия подлежали продаже на конкурсной основе. Фактически она тянулась до 1997 года. В частные руки перешло более 90% предприятий торговли, обслуживания и общественного питания.
В июне 1993 года началась подготовка к приватизации крупных предприятий. Был принят указ президента «О корпоратизации предприятий», т. е. о преобразовании средних и крупных государственных предприятий, а также закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества. Корпоратизации подлежали предприятия, балансовая стоимость основных фондов которых по состоянию на 1 января 1993 года составляла не менее 20 млн крб.; предприятие, подлежащее корпоратизации, уже не могло сдавать в аренду свое имущество.
В 1995 году в наличный оборот вводятся именные приватизационные имущественные сертификаты (ПИС), с помощью которых граждане, не использовавшие свое право на получение доли госимущества, могли это сделать. Кроме ПИСов существовали компенсационные сертификаты, полученные в качестве компенсации за пропавшие в Сбербанке и Госстрахе денежные вклады. Физические и юридические лица приобретали акции приватизируемых предприятий на сертификационных аукционах.
План приватизации конкретных предприятий разрабатывался Фондом госимущества Украины или его региональными органами и утверждался кабинетом министров.
Если стоимость предприятия была недостаточна для создания ОАО (менее 20 млн крб.), то оно приватизировалось путем выкупа его части членами трудового коллектива с использованием ПИС, а остаток приватизировался на общих основаниях.
С
1999 года продажа акций приватизируемых
предприятий осуществлялась исключительно
за денежные средства. Тогда же был
принят закон «О перечне объектов
права государственной
На
этом этапе основной задачей провозглашается
поиск стратегического
Президент Украины Леонид Кучма перед выборами Верховной рады 2002 года неоднократно заявлял, что в процессе приватизации было допущено много ошибок, и поэтому главной задачей новой Верховной рады должно стать принятие закона о реприватизации. Он поручил кабинету министров разработать и представить на рассмотрение новой Рады законопроект, определяющий порядок возвращения в государственную собственность неэффективно работающих предприятий. В 2003 году законопроект был принят Радой, но Кучма его не подписал — видимо, после окончания избирательной кампании эта тема стала для него неактуальной.
Следует
отметить, что в годы правления
Кучмы государственные пакеты акций
ряда крупных предприятий перешли
под контроль предпринимателей, имеющих
с президентом деловые, личные или
родственные связи. Украинская оппозиция
неоднократно обвиняла президента в том,
что наиболее привлекательные активы
приватизируются по заниженной цене, условия
конкурсов подогнаны под определенных
покупателей, нежелательные претенденты
отсекаются заранее. Не случайно одним
из главных лозунгов «оранжевой революции»
был возврат незаконно приватизированных
предприятий, в частности комбината «Криворожсталь»,
93% акций которого ФГИУ в июне 2004 года продал
за 800 млн долларов консорциуму «Инвестиционно-
После прихода к власти в Украине Виктора Ющенко главой Фонда государственного имущества Украины была назначена Валентина Семенюк, активная сторонница сохранения государственной собственности на все крупные прибыльные предприятия.
Весной
2005 года в Украине началась активная
кампания по возврату незаконно приватизированных
активов в государственную
Однако ФГИУ опроверг эти сведения. Он сообщил, что Фонд оспаривает в судах итоги приватизации только 191 объекта. Ющенко, Семенюк, другие крупные правительственные чиновники постоянно подчеркивали, что речь идет не о реприватизации или национализации, а исключительно о защите незаконно нарушенных имущественных интересов государства.
Как и ожидалось, первым крупным предприятием, в отношении которого была запущена процедура реприватизации, стала «Криворожсталь».
Хозяйственный
суд Киева 22 апреля 2005 года признал
незаконной продажу комбината и
постановил возвратить его ФГИУ. Представители
консорциума «Инвестиционно-
Летом 2005 года кабинет министров Украины начал подготовку повторной приватизации ОАО «Криворожсталь».
Тогда же была признана незаконной приватизация Никопольского завода ферросплавов, также принадлежавшего Пинчуку.
После отставки в начале сентября 2005 года правительства Юлии Тимошенко и назначения на пост премьер-министра Юрия Еханурова, с августа 1994 по февраль 1997 года, т. е. в период наиболее активной приватизации, возглавлявшего Фонд государственного имущества, было объявлено, что массовой реприватизации не будет.
И буквально через неделю Валентина Семенюк заявила о резком усилении на нее давления олигархических кланов, которые «не могут смириться с принципиальной позицией руководителя ФГИУ при возвращении в государственную собственность незаконно приобретенных объектов и контроле со стороны Фонда за выполнением инвестиционных обязательств».
Верховная рада в этой борьбе встала на сторону Семенюк и 18 октября 2005 года приняла постановления «О сохранении в собственности государства пакета акций ОАО Криворожсталь» и «О временном ограничении в сфере приватизации». Правительство Украины, напротив, было крайне заинтересовано в повторной приватизации комбината. Выполнение кабинетом взятых на себя обязательств — в частности, двукратное увеличение размера пенсий, существенно поднятые зарплаты бюджетникам — требовало дополнительных средств. В качестве одного из основных источников пополнения бюджета рассматривались доходы от реприватизации либо доплата за предприятия, проданные по заниженной цене. Поэтому рекомендации Верховной рады не были приняты во внимание.
Обстановка накалилась до такой степени, что за два дня до аукциона по Криворожстали, назначенного на 24 октября 2005 года, Валентина Семенюк слегла в больницу.
Аукцион состоялся. В нем приняли участие три компании: ООО «Смарт-груп» (Днепропетровск), Консорциум «Индустриальная группа» (Киев) и «Mіttal Steel Germany GMBH». Последняя выиграла, предложив за пакет акций 24,2 млрд гривен (стартовая цена — 10 млрд).
В знак протеста Валентина Семенюк подала в отставку. Однако Ющенко просьбу об отставке не удовлетворил. После ряда встреч лидера СПУ, членом которой является Семенюк, Александра Мороза с президентом был достигнут компромисс, и руководитель ФГИУ осталась на своем посту.
В
августе 2006 года премьерское кресло
занял Виктор Янукович, лидер Партии
регионов, выступающей за прекращение
реприватизации и создание более
стабильного инвестиционного
Осенью 2006 года возник конфликт между ФГИУ и новым руководством «Криворожстали». Глава ФГИУ заявила, что «Mittal Steel Kryviy Rih» не полностью выполнила взятые на себя обязательства (в частности, не выплачена в полном объеме тринадцатая зарплата и не перечислены в бюджет дивиденды по итогам работы за 2005 год), и пригрозила судебным разбирательством. Семенюк поддержали представители левых фракций в Верховной раде. На это директор представительства Европейского банка реконструкции и развития в Украине Камен Захариев заявил, что отношение украинских властей к такому крупному инвестору, как «Mittal Steel», во многом будет определять отношение иностранных инвесторов к Украине. К концу года конфликт был улажен — компания выполнила большинство своих обязательств, а пункты договора купли-продажи, которые стороны трактуют по-разному, предполагается уточнить в специальном соглашении.
Это
был один из самых крупных из множества
случаев «темной» приватизации и
ее последствий, которые имели место
в приватизационной кампании правительства
Украины.
Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики