Государственная собственность в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37

Файлы: 1 файл

politka kyrsovaya.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     Но  и целые предприятия, которые  гибнут от кризиса, далеко не все бывают из числа технически и экономически более слабых или хуже организованных: общее крушение увлекает и немало передовых предприятий.

     В этом обнаруживается относительный характер всякой жизнеспособности, всякой динамической устойчивости. Отрицательный подбор уничтожает то, что менее жизнеспособно в данных условиях.

     Наиболее  часто к явлениям относительной  конъюнктуры обращаются различные  учения об экономических циклах и  кризисах. Можно определенно сказать, что почти все теории, так или иначе связывающие циклы и кризисы с возникновением диспропорций в развитии различных отраслей и элементов народного хозяйства, логически неизбежно приводят к явлениям относительной конъюнктуры.

     Сюда, например, относится теория Туган-Барановского, согласно которой кризисы при  капиталистической системе народного  хозяйства возникают на той основе, что пропорциональность развития различных  отраслей производства под давлением  внутренних сил этой системы нарушается. Сюда же нужно отнести теорию Маркса и его школы. Согласно этой теории, хотя важнейшая предпосылка кризисов и лежит в противоречии между постоянной тенденцией капиталистического производства к экспансии и ограниченными возможностями при этой системе хозяйствования для роста потребления. Однако основной непосредственной причиной кризисов является диспропорционально большое развитие производства средств производства.

     К классикам, освещавшим теорию кризиса, необходимо отнести современника А. А. Богданова, советского ученого экономиста-аграрника, автора теории Больших циклов Николая Дмитриевича Кондратьева. Рассмотрим его работу. К вопросу о теории относительной динамики и конъюнктуры с точки зрения экономических кризисов. Вот что он пишет:

     Основные  теории, связывающие приостановку повышательной  волны цикла и кризис с условиями  производства, действительно оперируют  с явлением дифференциальной или  относительной конъюнктуры различных отраслей производства. Далее Кондратьев ссылается на импонирующую ему теорию Ледерера.

     Согласно  этой теории, во время подъема цены сырья растут наиболее значительно. Менее значительно растут цены готовых  изделий, еще менее цены рабочей  силы и цены на пользование капиталом (процент). Выражаясь в терминах относительной конъюнктуры, можно сказать, что относительная конъюнктура различных сфер товарного рынка, рынка труда и капитала изменяется. В результате происходит значительный перерасход доходов, ведущий к относительному уменьшению покупательной силы общества. Это и создает предпосылки для кризиса и депрессии.

     На  основании мнения авторитетных ученых, исследовавших большие циклы  конъюнктуры, мы можем прийти к выводу, что большие волны в движении цен представляют собой только одну составную часть общих длительных колебаний в динамике народного хозяйства. Эти длительные колебания вообще и колебания цен в частности не могут быть объяснены влиянием внешних, эпизодических причин. Такого же мнения придерживаются и современные исследователи, которые вывели теорию кризисов в отдельную область экономической и философской науки. 
 

     3.5. Разгосударствление  и приватизация 

     По  мнению специалистов, процесс разгосударствления в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой. Это прежде всего связано с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения Украины практически не имеет средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства в особенности усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений.

     Другое  принципиальное отличие, по оценкам  некоторых специалистов, состоит в том, что экономика Украины достаточно централизована и монополизирована, что делает простую передачу промышленных гигантов из государственных рук в частные неэффективной и даже опасной.

     Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами.

     Ежегодно  Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества.

     В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества  Украины и его региональные отделения. Указанный Фонд разрабатывает программу  приватизации на текущий год и  прогноз на перспективу, осуществляет организацию и контроль за приватизацией. Он подотчетен Верховной раде Украины. Впервые в Украине такая программа была разработана в 1992 г. и дан перспективный прогноз до 1995 г.

     Вместе  с Фондом госимущества участие в  приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления, Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд.

     Покупателями  государственного имущества могут быть:

- граждане  Украины, иностранные граждане  и лица без гражданства;

- юридические  лица, зарегистрированные на территории Украины;

- юридические  лица других государств. 

     Не  имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.

     Виды  приватизационных бумаг:

- приватизационные  имущественные сертификаты;

- компенсационные  сертификаты;

- жилые  чеки;

- земельные  боны. 

     Каждый  гражданин Украины может принимать  участие в приватизации государственных  предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.

     Разгосударствление  и приватизация государственного имущества  в Украине идет с 1992 года. С самого начала процесс разгосударствления и изменения форм собственности  шел достаточно тяжело и медленно. Это обуславливалось целым рядом отрицательных факторов, характерных для периода перехода от административно-командной системы к рыночной экономике. А именно: политическими противоречиями и непоследовательностью в осуществлении рыночных преобразований, недостаточной методологической и методической подготовкой, чрезмерной политизацией подходов к осуществлению приватизации, стремлением отраслевых министерств и местных органов власти вывести за границы приватизации самые крупные объекты, которые представляли собою ведомственный, местный, а временами и личный интерес для отдельных руководителей и т.д. Необходимо также отметить и состояние действующего законодательства, в которое часто вносились изменения и дополнения, то есть постоянно изменялись правила игры.

     Тем не менее, несмотря на наличие отрицательных факторов, которые тормозили процесс разгосударствления, Украина целеустремленно держала курс на создание рыночной экономики, основанной на равноправном функционировании всех форм собственности. За 1992-1995 гг. в Украине изменили организационно-правовую форму хозяйствования около 28 тыс. объектов, причем большая часть из них пришлась на 1995 год. За этот период доля государственных основных фондов сократилась до 62%, и это значительно приблизило страну к завершающему этапу становления рыночных отношений.

     15 июня 1993 года был опубликован  Указ Президента Украины "О  корпоратизации", который ознаменовал  собой окончание первого этапа  приватизации и положил начало  периоду создания корпораций, т.е.  преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества.

     Сущность  второго и третьего этапа приватизации в Украине - поиск "стратегического  инвестора". Это связано в первую очередь с изменением методологии  оценки государственных активов, которые  подлежат приватизации.

     Предпочтение  отныне будет отдаваться тому стратегическому  партнеру, который сумеет обеспечить инвестиции в развитие предприятия, создание новых рабочих мест, решать все вопросы, связанные с экологической  безопасностью и т.п.

     Во-вторых, стоимость предприятия не будет жестко регламентирована, как это происходило до недавнего времени.

     Третий  этап приватизации характерен изменением приоритетов: если ранее при продаже  предприятий чиновники старались  получить максимальное количество денег  для пополнения государственной казны, то теперь основной задачей стал поиск стратегического инвестора, который модернизирует предприятие, сделает его конкурентноспособным, а также предложит убедительную концепцию дальнейшего его развития.

     С наступлением 1999 года процесс изменения форм собственности в Украине должен был вступить в решающую стадию своего развития, главной особенностью которой была продажа акций приватизированных предприятий только за деньги, поскольку к тому времени Верховная рада продлила срок обращения приватизационных имущественных сертификатов, что крайне замедляло темп взаиморасчетов и было экономически невыгодно.

     В мае 1999 г. закончилось обращение  приватизационных бумаг, которые на протяжении четырех лет были одним  из основных средств платежа за акции  приватизированных предприятий. С завершением сертификатной приватизации отошел в прошлое такой вид торговли ценными бумагами, как сертификатные аукционы, а также закончилась льготная подписка на акции ВАТТ с использованием сертификатов. Сегодня уже с полным правом можно говорить о начале качественно новой формы приватизации, для которой характерны исключительно денежные торги.

     Из  анализа приватизационных процессов  в Украине в 2001 году министерством  экономики следует, что на них  отрицательно сказываются неудовлетворительные темпы подготовки объектов к приватизации, низкая ликвидность имущества, широкое распространение способов отчуждения имущества вне приватизационных процедур, фискальный характер приватизации (97% поступлений от приватизации направляется в государственный бюджет).

     Политика  распределения бюджетных расходов не оказывает содействие ускорению  экономического развития страны через  недостаточное финансирование затрат на фундаментальные исследования и  развитие инфраструктуры (3,1% расходов Государственного бюджета за 7 месяцев 2007 года ). Государственные централизованные капитальные вложения во втором полугодии 2007 года составили лишь 0,8% от доходов Государственного бюджета. Качество государственных услуг до сих пор остается неудовлетворительным.

     Управление государственной собственностью остается низкоэффективным. Предприятия, основанные на государственной собственности, составляют примерно 13% от общего количества предприятий. Большинство из них убыточны вследствие низкого качества менеджмента и сохранение устаревших принципов управления. 
 

3.6 Приватизация в Украине 

     Официально  приватизация в Украине началась в 1992 году. Один из первых ее шагов —  принятый в июне закон «О приватизации государственного жилищного фонда», который дал возможность жильцам  получить в частную собственность занимаемые ими квартиры.

     В 1994 году Президент Украины принял указ № 56 «О единой системе органов  приватизации в Украине», в соответствии с которым была сформирована система  украинских органов приватизации, претерпевшая с тех пор незначительные изменения.

     Главный ее орган — Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) подчинен и  подотчетен Верховной раде. Председатель фонда назначается президентом  и утверждается Верховной радой.

     При приватизации предприятий применялись  следующие схемы:

1. Выкуп  малых предприятий (собственником  становится товарищество покупателей,  образованное работниками предприятия).

2. Выкуп  имущества предприятия с альтернативным  планом приватизации (собственником  объекта или его части становится  товарищество покупателей, образованное работниками предприятия; товарищество разрабатывает план приватизации, альтернативный плану, предложенному приватизационной комиссией).

Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики