Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства .

Оглавление

Введение 2
Государственная поддержка малого предпринимательства 3
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20

Файлы: 1 файл

ппп.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Фонды поддержки  малого предпринимательства вправе компенсировать полностью или частично субъектам малого предпринимательства расходы, связанные с информационным обслуживанием их деятельности (ст. 16). Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации устанавливаются договором. Здесь уместно заметить, что фонд вправе, но не обязан компенсировать такие расходы и заключать договор, поэтому любой субъект малого предпринимательства может получить от фонда отказ в компенсации этих и других расходов.

Производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства (ст. 17) предусматривает комплекс мероприятий по содействию субъектам малого предпринимательства в обеспечении их современным оборудованием и технологиями, в создании сети технологических парков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления размещают заказы на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции, предоставляют здания, сооружения, оборудование, производственные и служебные помещения, иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Все это может предоставляться на льготных условиях. Основным видом предоставления государственного и муниципального имущества должна быть не бесплатная выдача и раздача за взятки, а в основном аренда с выкупом имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправле

11

ния обеспечивают развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства. Учреждения и организации, осуществляющие подготовку кадров, пользуются соответствующими льготами, установленными законодательством (ст. 18).

Субъекты малого предпринимательства могут создавать  союзы (ассоциации) как общественные объединения в целях обеспечения  наиболее благоприятных условий  для развития малого бизнеса, добросовестной конкуренции, защиты своих интересов (ст. 19). Государственная поддержка таких союзов и ассоциаций заключается в том, что им предоставляются СМИ, они участвуют в подготовке законопроектов по малому предпринимательству и другое.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной  поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур создается Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Статус некоммерческой организации в правовой форме государственного учреждения, созданного Правительством Российской Федерации, и одновременно внебюджетного фонда означает, что, с одной стороны, Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, - уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса. Добавим, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства был ликвидирован Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Постановлением  Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256 принимается следующая Федеральная  программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996–1997 гг. Как становится, понятно, подобные программы действительны в течение 2-х лет, с последующим принятием новых федеральных программ, естественности с учетом преемственности. Субъекты РФ, основываясь на федеральных программах, принимали свои целевые региональные программы развития и поддержки малого бизнеса.

Новая программа  в значительной степени опиралась  на работу с Государственным комитетом  по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а

12

также на работу с региональными фондами и  создаваемыми центрами поддержки малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями  программы предусматривалось целевое  финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства для осуществления конкретной поддержки предприятий малого бизнеса. Таким образом, программа предусматривала формирование единой государственной системы по поддержке и развитию малого бизнеса.

Целью второй Федеральной  программы поддержки малого предпринимательства  на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах Разрабатывалась концепция обществ взаимного кредитования и механизма предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке МП в кризисных и депрессивных районах.

На тот момент, в России существовало около миллиона малых предприятий. Однако главной  их проблемой оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной поддержки в регионах РФ. В связи с инфляцией, высокими налогами, отсутствием достаточных финансовых средств многие предприятия ликвидировались в течение нескольких месяцев после регистрации. Новая программа предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре государство  осознало необходимость изменения  налогового законодательства в части  налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный закон  от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН, формы необходимых документов для уплаты налогов и предоставления

13

отчетности предприятиями  малого бизнеса.

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

ежегодное выделение  государственных гарантий (на сумму  не менее 200 млн. долларов США) иностранным  банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;

ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;

ежегодное выделение  из государственного фонда занятости  населения РФ средств(не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

и ряд других первоочередных мер.

Постановлением  Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства  и утвержден Устав этого фонда.

Постановлением  Правительства РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная  программа поддержки малого предпринимательства на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Постановлением  Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая  по счету) Федеральная Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

В период 2002 – 2004 гг. программы государственной поддержки  малого предпринимательства на федеральном  уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Програм

14

мы Правительство  РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы должно было стать обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Тем не менее, в отличие от федерального уровня, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и прежде, и в настоящее время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки малого предпринимательства. Однако проведенные исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства показали, что эти программы в послекризисный период в большинстве своем реализовались слабо в связи с их четкой ориентацией на Федеральную программу, которая в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов Российской Федерации приняли программы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.

В связи с  этим стоит признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области поддержки и развития малого бизнеса на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так уж получилось, что значительная часть важных положений была прописана в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:

упрощенный порядок  регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;

порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;

порядок предоставления кредитных льгот не определен;

ежегодные проекты  федеральных программ государственной  поддержки малого предпринимательства  Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.

В 2005 году ликвидируется  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи  с тем, что Председатель Правительства  России М. Фрадков подписал Постановление  от 2 марта 2005 г. № 106 «О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства». В документе говорится, что Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого пред

15

принимательства в Российской Федерации». Одновременно Постановлением признаны утратившими  силу:

постановление Правительства Российской Федерации  от 4 декабря 1995 г. № 1184 «О Федеральном  фонде поддержки малого предпринимательства»;

постановление Правительства Российской Федерации  от 12 апреля 1996 г. № 424 «Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства»;

распоряжение  Правительства Российской Федерации  от 12 июля 1999 г. № 1108-р;

постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 «О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства».

Следует сказать, что статья 8 (и еще шесть статей) закона № 88 о господдержке малого предпринимательства  была упразднена с 1 января 2005 года. В результате перестал существовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый правительством РФ, но продолжили действовать региональные и муниципальные фонды в соответствии с законодательством субъектов РФ.

Президентом РФ был подписан новый Федеральный  закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации». С выходом  этого закона с 1 января 2008 года утратил  силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Отныне федеральным законом вводятся и определяются новые понятия, такие как:

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства