Государственная поддержка малого предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2011 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства .

Оглавление

Введение 2
Государственная поддержка малого предпринимательства 3
Заключение 18
Список литературы 19
Приложение 20

Файлы: 1 файл

ппп.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Закон утратил  уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие  до 1 января 2008 года. Это поможет лучше  увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки  малого бизнеса.

Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства  понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности – 100 человек;

в строительстве  – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве  – 60 человек;

в научно-технической  сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании – 30 человек;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек.

В случае превышения малым предприятием установленной  численности, согласно части 3 статьи 3 Закона предусмотривалось лишение  соответствующих льгот на период, в течение которого допущено превышение численности работников и на последующие три месяца (ч. 3 ст. 3).

В тех случаях, когда малое предприятие осуществляло несколько видов деятельности (многопрофильное), относятся к названию по виду деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годового объема прибыли. При определении численности работников малого предприятия должны были учитываться все его работники, в том числе работающие по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом фактически отработанного времени, а также работники представительств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия.

6 

Также к субъектам  малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Государственная регистрация малых предприятий  предусмотрена статьей 4 Закона, согласно которой субъект малого предпринимательства  с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка  малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.

Статья 2 Закона предусматривала установление порядка  создания и деятельности федеральных органов в области государственной поддержки малого бизнеса, разработку и реализацию федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные программы должны финансироваться не менее чем на 50 процентов за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств внебюджетных фондов РФ.

Субъекты РФ решают все вопросы в области  поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять  дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов. Часть 2 статьи 2 Закона определяет, что «субъекты Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями решают все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов». Таким образом, конкретный источник финансирования оставшихся 50% процентов для реализации федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса не предусмотрен, и субъекты РФ вынуждены решать возникшую проблему на своем региональном уровне.

Государственная поддержка малого предпринимательства  согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:

формирование  инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

создание льготных условий использования государственных  финансовых,

7

материально-технических  и информационных ресурсов, а также  научно-технических разработок и  технологий;

установление  упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической  деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными  государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для решения  этих и других вопросов федеральные  органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:

разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;

проводят анализ состояния малого предпринимательства  и эффективности мер государственной  поддержки;

организуют разработку и реализацию Федеральной программы;

подготавливают  предложения об установлении льгот;

оказывают содействие субъектам Российской Федерации;

координируют  деятельность федеральных органов  для осуществления поддержки  малому предпринимательству.

Статья 8 Закона в целях конкретной поддержки  субъектов малого предпринимательства  предусматривает создание фондов поддержки малого предпринимательства для реализации Федеральных программ и механизма осуществления данного Закона. Согласно ч. 1 ст. 8 таким фондом может быть некоммерческая организация, которая финансирует программы, проекты и мероприятия, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Закон предусматривал следующие направления деятельности указанных фондов:

содействие в  формировании рыночных отношений на основе государственных средств;

привлечение и  эффективное использование финансовых ресурсов;

предоставление  гарантий по целевым иностранным  кредитам, предоставляемых РФ на поддержку  малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ

8

субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства  и другое.

В части 3 статьи 8 Закона указано, что государственными и муниципальными, в том числе  специализированными, фондами поддержки  малого предпринимательства являются учрежденные уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) фонды, в установленном капитале, которых участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет не менее 50 процентов. Доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных данным законом.

Для того чтобы  получить деньги из таких фондов необходимо представить технико-экономическое обоснование программ, проектов и мероприятий. Фонд может предоставить субъектам малого предпринимательства кредит, ссуду, краткосрочный заем без приобретения лицензии на банковскую деятельность, в то время как все эти и другие финансовые операции могут выполнять лицензированные банки.

Кроме того, фонды (ч. 3 ст. 8) выполняют функции залогодателя, поручителя, гаранта по денежным обязательствам малого предприятия, что также могут  выполнять банки, а также другие операции по финансам и расчетам.

Налогообложение субъектов малого предпринимательства  предусматривалось ст. 9 в соответствии с налоговым законодательством. Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные  условия для малого предпринимательства  по сравнению с ранее действовавшим законодательством, то в течение первых 4-х лет своей деятельности малые предприятия подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Могут быть установлены и другие льготы по налогообложению для субъектов малого предпринимательства, фондов, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также для предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг.

Одной из льгот (ст. 10) являлась ускоренная амортизация  основных средств производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два  раза превышающем нормы, установленные  для соответствующих видов основных фондов. Наряду с этим малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сро

9

ком службы более 3-х лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия.

Кредитование  малых предприятий осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом сами кредитные организации пользуются при этом льготами, в порядке установленном законодательством Российской Федерации. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются кредитным договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства, которые вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично неполученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Кроме фондов в  соответствии со ст. 12 Закона создаются  в России еще и общества взаимного  кредитования субъектов малого предпринимательства, которые аккумулируют временно свободные денежные средства участников этих обществ в целях оказания им финансовой помощи. Эти общества вправе: не размещать обязательные резервы в Центральном банке РФ; поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации; определять размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи; не вправе предоставлять денежные средства физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ.

Это еще один посредник в системе кредитования субъектов малого предпринимательства, который еще раз аккумулирует свободные денежные средства, часть  которых пойдет на содержание аппарата такого общества, на разного рода социальные выплаты.

Субъекты малого предпринимательства и страховые  организации, которые их страхуют, пользуются льготами (ст. 13), предусмотренными действующим  законодательством. Фонды вправе компенсировать страховым организациям полностью  или частично неполученные ими доходы по страхованию на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия выплаты такой компенсации предусматриваются договором фонда со страховой организацией.

Поскольку малые  предприятия выпускают определенную продукцию, они могут выполнять определенную долю государственных заказов и заключать контракты на поставку такой продукции. У субъектов малого предпринимательства может размещаться до 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд конкретного вида продукции, кото

10

рые каждое малое  предприятие может получить на основе конкурса между малыми предприятиями (ст. 14).

Малые предприятия  могут также участвовать во внешнеэкономической  деятельности, в международных выставках  и ярмарках, осуществлять экспортно-импортные операции.

Особенностью  таких договорных отношений (ч. 2 ст. 15) является то, что размер, порядок  и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической  деятельности, устанавливаются договором  между субъектом малого предпринимательства и соответствующим государственным (муниципальным) фондом поддержки малого предпринимательства. Здесь чувствуется ненужная опека субъектов малого предпринимательства, которые при убыточности экспортно-импортных операций не должны ими заниматься. При наличии договора с фондом, малое предприятие получит компенсацию, но кому нужна такая внешнеэкономическая деятельность?

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства