Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

Оглавление

Введение 3
Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде 6
Минимально эффективный объем производства фирмы 7
Равновесие фирмы и отрасли 9
Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие 16
Модель отраслевого долгосрочного равновесия 23
Издержки производства и функция предложения фирмы 26
Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие 29
Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие 31
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Практическое задание

Файлы: 1 файл

0971094_46C0A_firma_i_otrasl_v_dolgosrochnyy_period_na_rynke_sovershennoy (1).docx

— 152.92 Кб (Скачать)

Представьте себе, что небольшое предприятие  сначала развернуло минимальные  производственные мощности, а затем, благодаря успешной экономической  деятельности, все больше и больше расширялось. Что будет происходить  со средними общими издержками в процессе этого роста предприятия? Сначала какое-то время расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, в конце концов ввод все больших и больших мощностей приведет к росту АТС.

 

Рисунок 1. Кривая долгосрочных средних издержек: пять возможных размеров предприятия

 

На рис.1 эта закономерность показана применительно к пяти различным размерам предприятия. Кривая АТС-1 показывает динамику средних общих издержек для самого маленького из пяти предприятий, кривая АТС-5 — для самого большого. Соотношение между этими пятью кривыми в точности соответствует изложенному выше правилу. Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров третьего предприятия. Однако за этим пределом расширение производственных мощностей будет означать повышение минимального уровня средних общих издержек.

Принципиальное  значение имеют тонкие линии, перпендикулярные горизонтальной оси. Они показывают те объемы производства, при которых  фирме следует изменить размер предприятия, чтобы обеспечить себе возможно более  низкие издержки производства единицы  продукции. Несмотря на то, что сумма общих издержек при больших масштабах производства будет большей, издержки производства единицы продукции окажутся ниже, чем прежде.

Наблюдая  за этими изменениями, можно заключить, что кривая долгосрочных АТС для отдельной фирмы состоит из участков кривых краткосрочных АТС применительно к различным размерам тех предприятий, которые могут быть построены. Кривая долгосрочных средних общих издержек (АТС) показывает наименьшие издержки производства единицы продукции, с которыми может быть обеспечен любой объем производства при условии, что фирма имела в своем распоряжении достаточно времени для проведения всех необходимых изменений в размерах предприятия. На рис.2 жирной линией показана кривая долгосрочных АТС фирмы или, как ее часто называют, кривая выбора (или плановая кривая) фирмы.

 

Рисунок 2. Кривая долгосрочных средних издержек: неограниченное количество размеров предприятия

Для большинства  видов производства возможности  выбора размеров предприятия куда шире, чем в моем примере. Фактически во многих отраслях количество возможных размеров предприятия совершенно не ограничено. А это значит, что самые малые изменения в объеме выпускаемой продукции (в объеме продаж) со временем подталкивают к соответствующим изменениям в размерах предприятия. Графически это выражается в бесконечном количестве кривых краткосрочных АТС. Наименьшие средние общие издержки при всех возможных объемах производства показаны в виде кривой долгосрочных АТС. Эта кривая проходит по касательной к бесконечному числу краткосрочных АТС, а не состоит из суммы их участков, как было показано на рис.1. Пока кривая долгосрочных АТС снижается, точки касания расположены левее минимальных точек кривых краткосрочных АТС. И наоборот, когда кривая долгосрочных АТС начинает повышаться, точки касания оказываются правее минимальных точек кривых краткосрочных АТС.

 

2.2. Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие

Положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими  структуру каждой отрасли. Для уяснения этого вопроса полезно воспользоваться  концепцией минимального эффективного размера (МЭР). Он представляет собой  просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Это становится возможным при  объеме производства, равном 0q1. Благодаря протяженности отрезка графика, соответствующего постоянной отдаче от роста масштабов производства, можно заметить, что фирма, производящая существенно большее количество продукции, точно так же обеспечивает себе минимальные средние издержки. Собственно говоря, в пределах отрезка q1q2 все фирмы оказываются одинаково эффективными. Теперь сравним это с ситуацией, при которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности. А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными. В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребовать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной монополией. Естественная монополия, по определению, — это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.

 В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители.

Форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая  от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" или "концентрированной" - в некоторых случаях зависит  от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Однако, следует проявлять определенную осторожность, так как известно, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.

 

2.3. Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие

Каждая фирма, начиная процесс  производства или принимая решение  о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль.

Для расчета  объема выручки, покрывающего постоянные и переменные издержки фирмы, целесообразно  использовать такую величину, как  сумма покрытия. Расчет суммы покрытия позволит определить, сколько средств  зарабатывает фирма, производя и  реализуя свою продукцию, с тем, чтобы  окупить постоянные издержки и получить прибыль. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке фирмы в целом, а о цене отдельного товара. Расчет суммы и средней величины покрытия позволит определить и точку безубыточности.

Суммой  покрытия называется разница между  выручкой от реализации и всей суммой переменных издержек. Сумму покрытия можно рассчитать и по – другому  как сумму постоянных издержек и  прибыли. Сумма покрытия означает вклад  в покрытие постоянных расходов и  получение прибыли.

Под средней  величиной покрытия понимают разницу  между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя  величина покрытия отражает вклад единицы  изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или доля средней величины покрытия в цене товара.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка  и такой объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Расчет точки безубыточности позволяет  фирме решить следующие задачи:

  • Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель дожжен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнуть вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.
  • Поскольку выручка зависит от двух компонентов – цены товара и количества, может быть рассчитано необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент изменится.
  • Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем больше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить, насколько может фирма допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

Расширяя  объем продаж, фирма не изменяет продажную цену. В отношении длительного  времени и большого объема продукции  такое предположение не является правомерным. Однако для короткого  промежутка времени и небольших  объемов оно вполне приемлемо, поэтому  график валовой выручки выглядит как прямая линия.

Во-вторых, аналогичное предложение относится  и к затратам. Известно, что при  расширении объема производства скорость изменения затрат различная. На определенном этапе начинает действовать закон  убывающей отдачи, и темп роста  издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в  случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь можно предположить, что затраты растут равномерно, что  также вполне приемлемо, если предприятие  работает с нормальной загрузкой  и сильных колебаний в объеме выпуска не наблюдается.

На рис.1 точка безубыточности – это точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек. Размер прибыли или убытков заштрихован. Если фирма продает продукции меньше объема Q´ , то она терпит убытки, если больше – получает прибыль. Точка, соответствующая объему производства Q´ и выручке R´ , получаемой фирмой, и является точкой безубыточности. В этой точке получаемая фирмой выручка равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как пороговый объем продаж может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.

 

R´ = FC / К

 

– формула  точки безубыточности, где R´ - пороговая выручка; FC – постоянные издержки; К – коэффициент покрытия.

Нахождение  точки безубыточности имеет важное практическое значение. Начиная производство, всегда необходимо знать, какого объема продаж следует достичь, с тем, чтобы  окупить вложенные средства. Поскольку  будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят  от рынка, его емкости, покупательной  способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если выручка предприятия больше той, которая соответствует точке  безубыточности, значит, оно работает с прибылью.

Заключение

Рынок совершенной  конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.

Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В  свою очередь, покупатели осведомлены  о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть рынок

На рынке  с условиями чистой конкуренции  спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что  это утверждение по отношению  ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все  они вмести могут оказать влияние  на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.

На чисто  конкурентном рынке фирма в точке  равновесия устанавливает цену, которая  будет равна предельным издержкам  и одновременно равна средним  издержкам. Равенство цены и средних  издержек означает, что конкуренция  вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в  точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая  соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители  выигрывают от наиболее низких цен  на продукцию, при издержках преобладающих  в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

Выбор конкурентной стратегии для фирмы, работающей на рынке совершенной конкуренции должен проводиться с учётом основных характеристик этого рынка, выбирая в основном из двух видов конкуренции – ценовой и неценовой.

Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом  соответствует предпочтениям потребителя.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм. Изменение издержек в долгосрочном периоде позволяет фирме правильно выбрать размер предприятия. Если фирма расширяет производство, то на начальном этапе сказывается положительный эффект масштаба и издержки на единицу продукции снижаются. Однако при дальнейшем увеличении размера предприятия эффект масштаба становится отрицательным, средние издержки увеличиваются. Анализ точки безубыточности имеет важное практическое значение. Начиная производство, всегда необходимо знать, какого объема продаж следует достичь, с тем, чтобы окупить вложенные средства.

Информация о работе Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции