Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

Оглавление

Введение 3
Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде 6
Минимально эффективный объем производства фирмы 7
Равновесие фирмы и отрасли 9
Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие 16
Модель отраслевого долгосрочного равновесия 23
Издержки производства и функция предложения фирмы 26
Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие 29
Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие 31
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Практическое задание

Файлы: 1 файл

0971094_46C0A_firma_i_otrasl_v_dolgosrochnyy_period_na_rynke_sovershennoy (1).docx

— 152.92 Кб (Скачать)

 Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя. На небольшом предприятии один-единственный старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. Благодаря небольшим размерам фирмы этот администратор хорошо представляет себе весь производственный процесс и может поэтому быстро войти в курс любого направления деятельности фирмы, легко "переварить" информацию, полученную от своих подчиненных, и выработать четкое и эффективное решение. Однако эта благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Этажи управления, разделяющие административный аппарат и процесс производства, становятся все более многочисленными; высшее руководство оказывается существенно отдалено от действительного производственного процесса на предприятии. Для одного человека оказывается невозможным собрать, понять и переработать всю информацию, необходимую для принятия рациональных решений в масштабах крупного предприятия. Ответственность приходится делегировать бесконечному количеству вице-президентов, вторых вице-президентов и т. д. Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Иначе говоря, увеличение количества всех ресурсов, на 10% приведет к менее чем пропорциональному росту объема производства — скажем, на 5%. Следовательно, АТС увеличатся.

Постоянная  отдача от роста масштабов производства. В некоторых случаях разница  между объемом производства, при  котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и  объемом производства, при котором  вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной.

В долгосрочном периоде у фирмы есть возможность  приспособиться к изменившимся условиям, уйти из отрасли или наоборот расширить  производство. В условиях совершенной  конкуренции фирма считает, что  текущие цены - лучший прогноз для  будущих цен. Если Q1- равновесный выпуск в краткосрочном периоде при цене Р1, то условие равновесия SMC1=P1=MR. В этом случае фирма получает экономическую прибыль. Эта прибыль вызывает два основных процесса.

Во-первых, фирмы этой отрасли пытаются получить большую массу прибыли и расширяют  в связи с этим масштаб производства, при этом объем Q3 соответствует точке, в которой P1=LMC=SMC2, прибыль таким образом можно увеличить. При Q меньше Q3 MR больше MC, т.е. есть возможность расширить производство.

Во-вторых, экономическая прибыль – это сигнал для вхождения в отрасль новых фирм в долгосрочном периоде. Новые фирмы придут, старые расширят свою деятельность. Следовательно, предложение в отрасли, как видно на рис.1, увеличится с S1 до S2, что окажет давление на цену в сторону понижения при том же спросе. Цена снизится с Р1 до Р2. В результате фирмы отрасли окажутся в состоянии долгосрочного равновесия и каждая из них сможет иметь только нормальную прибыль при цене Р2.

В долгосрочном периоде процесс входа и выхода завершается лишь тогда, когда цена и средние совокупные издержки уравниваются.

Таким образом, в долгосрочном периоде конкурентная фирма максимизирует свою прибыль  при таком объеме производства, когда  LAC=P=LMC.

Долговременное  равновесие на конкурентном рынке со свободным входом и выходом приводит к тому, что фирмы выбирают наиболее эффективную технологию и масштаб  производства.

Прибыль равна разности валового дохода и совокупных издержек, а они в  свою очередь, включают все альтернативные издержки фирмы. Совокупные издержки включают альтернативную стоимость времени  и денег, которые собственники вкладывают в бизнес. В случае, когда прибыль  равна нулю, доход компенсирует владельцам вложенные время и деньги. В  ситуации рыночного равновесия при  нулевой экономической прибыли  бухгалтерская прибыль положительная. Именно это обстоятельство заставляет фирмы оставаться в отрасли, не стремиться покинуть ее или изменить масштаб  производства в долгосрочном периоде.

Кривая  предложения в долгосрочном периоде  имеет более пологий вид и  сохраняет положительный наклон. Это связано с тем, что некоторые  ресурсы производства доступны лишь в ограниченном количестве и с  тем, что разные фирмы имеют различные  издержки производства. Каждый вступает на рынок, но издержки фирм не одинаковы. И люди работают с разным темпом, да и альтернативное использование времени для одних выгоднее, чем для других. При любой данной цене в отрасль вступят фирмы с низкими издержками. Для увеличения объема предложения рынок должен привлечь новых желающих работать в отрасли. Поскольку новые фирмы имеют более высокие издержки, то их привлечет более высокая цена. Таким образом, рыночная кривая предложения имеет положительный наклон. В этом случае цена рынка – это средние совокупные издержки предельной фирмы – фирмы, которая покинула бы рынок при падении цены ниже этого уровня. Фирмы с более высокими издержками войдут на рынок только при условии повышения цены. Таким образом, кривая предложения скорей всего будет не горизонтальной, а восходящей, отражая тот фактор, что возрастание цены необходимо для увеличения объема предложения.

Так как  фирмы легче входят на рынок и  выходят из него в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, кривая предложения  в долгосрочном периоде обычно более  эластична по сравнению с краткосрочным  периодом.

Кривая  долгосрочного предложения отрасли  для отрасли с постоянными  издержками будет горизонтальной. Рост рыночного спроса на продукцию совершенной  конкуренции вызовет рост цены. Цена, оказавшись выше minAC, обеспечит экономическую прибыль. В отрасль устремятся новые фирмы. За счет их увеличится предложение, что окажет влияние на цену, которая снизится до прежнего уровня. Кривая Sл – кривая долгосрочного предложения отрасли.

Аналогично  отрасль реагирует на уменьшение спроса.

Если  цены на различные виды затрат не изменяются по мере изменения объема выпуска  отрасли, то долгосрочная кривая предложения  будет абсолютно эластична, как на рисунке 2. В отрасли для которой характерно возрастание затрат, долгосрочная кривая предложения будет восходящей, а в отрасли с убывающими издержками – будет иметь отрицательный наклон.

На рисунке  3 показана ситуация, когда производство расширяется в отрасли возрастающих издержек, что вызывает увеличение цен на некоторые ресурсы, которые в ней используются. Кривая LAC сдвигается вверх. Первоначальное увеличение спроса отражается в сдвиге кривой D. Цена в результате стала выше совокупных средних издержек и в отрасль устремились другие фирмы. За счет их увеличилось предложение в отрасли. Но новое равновесие достигается при цене Р2. Если цена вернется на первоначальный уровень, фирмы покинут отрасль, т.к. будут иметь убытки. В результате форма рыночной кривой предложения отрасли с возрастающими издержками будет восходящей.

Долгосрочный  период – временной отрезок в  течение, которого фирма способна изменить все факторы производства.

 

 

Глава 2. Модель отраслевого долгосрочного  равновесия

Долгосрочным  периодом называют такой период, в  течение которого производственные мощности могут быть приспособлены  к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с  рынка (отрасли). С другой стороны, новые  фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в  отрасли в долгосрочном периоде  является переменной величиной.

Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе  и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде  каждая фирма может выбрать и  реализовать наиболее эффектный  вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.

С течением времени на рынке совершенной  конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам

Во-первых, цена не может на длительное время  опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.1), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:

 

П=Q(p – AC)          (1)

 

Где: Q – выпуск;

p – цена продукта;

LRAC – долгосрочные средние издержки.

Во-вторых, цена не может длительное время превышать  минимальные долгосрочные средние  издержки (цена p2 на рис.1), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.

Тот факт, что прибыль типичной фирмы в  долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению  своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую  деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей  сущности относится к издержкам  предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные  перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна  нулю экономическая прибыль, а фирма  получает нормальную прибыль. Если некоторая  фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем  у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы  внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая  прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.

В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли  не может быть получена суммированием  кривых предложения фирм отрасли, поскольку  количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения  отраслевого выпуска. Различают  три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.

Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с  неизменными средними издержками. Будем  считать, что цена продукта увеличивается  в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном  периоде. Тогда объем предложения  в отрасли в краткосрочном  периоде также увеличится. Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.2(а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.


Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль  с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид  горизонтальной линии.

На рис.2(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 – отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 – отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.

Примером  отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической  посуды. Очевидно, что как бы не возрастал  отраслевой выпуск, его рост не создаст  дефицита на рынке металла. Поэтому  цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.

Исследует долгосрочное равновесие отрасли с  возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной  кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и  цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы  сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более  высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.

Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения  отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный  наклон, то есть увеличение отраслевого  выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис.2(б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 – их конечная величина.

Примером  отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может  привести к увеличению цены зерна, а  тогда для стимулирования роста  выпуска хлеба необходимо увеличить  его цену.

В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный  с ним рост отраслевого выпуска  вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли  с убывающими средними издержками имеет  отрицательный наклон.

 

2.1. Издержки производства и функция предложения фирмы

В течение  длительного периода времени  все желательные изменения в  структуре ресурсов могут быть предприняты  как отраслью, так и отдельными составляющими ее фирмами. Фирма  может изменить масштабы своих производственных мощностей; она может установить дополнительное оборудование или оставить в своем владении меньшее количество оборудования. Отрасль в целом также может изменить свои масштабы; долговременный период достаточен для того, чтобы новые фирмы могли вступить в отрасль, а уже существующие — покинуть её. Здесь меня будут интересовать лишь те изменения производственных мощностей, которые предпринимаются отдельными фирмами. Обсуждая эти приспособительные изменения, я буду опираться в своей курсовой на понятие АТС, не проводя никакого различия между постоянными и переменными издержками, поскольку все ресурсы и, следовательно, все издержки являются переменными в долговременном периоде.

Информация о работе Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции