Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

Оглавление

Введение 3
Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде 6
Минимально эффективный объем производства фирмы 7
Равновесие фирмы и отрасли 9
Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие 16
Модель отраслевого долгосрочного равновесия 23
Издержки производства и функция предложения фирмы 26
Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие 29
Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие 31
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Практическое задание

Файлы: 1 файл

0971094_46C0A_firma_i_otrasl_v_dolgosrochnyy_period_na_rynke_sovershennoy (1).docx

— 152.92 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и бизнеса

 

 

Кафедра МТЭК

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по  курсу «Микроэкономика»

на тему: «Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции»

 

 

 

Выполнил: ст. гр. МОзс-10-1

Поляруш Г. И.

Руководитель:

 

 

 

Тюмень, 2012

 

Содержание

Введение            3

  1. Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде  6
    1. Минимально эффективный объем производства фирмы  7
    2. Равновесие фирмы и отрасли       9
    3. Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие          16
  2. Модель отраслевого долгосрочного равновесия    23
    1. Издержки производства и функция предложения фирмы  26
    2. Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие          29
    3. Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие  31

Заключение            34

Список  используемой литературы        37

 

Введение

На любом  рынке любой его субъект действует  в соответствии с правилами этого  рынка. Они в свою очередь зависят  от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа  и выхода с этого рынка, степени  влиятельности каждого из субъектов  на весь рынок, их доли рынка. Это и  определяет условную принадлежность рынка  к какому-либо из видов: полиполия (совершенная  конкуренция), олигополия, монополия  или монопсония.

Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Различают два основных вида конкуренции –  совершенную и несовершенную. Совершенная  конкуренция представляет собой  рынок, на котором работает большое  количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. Совершенная  конкуренция преобладает на большинстве  рынков, и является наиболее желательной  для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной  конкуренции, в особенности для  монополии.

Всё это  обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции  и поведения фирм на нём. Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.

  1. На рынке существует множество мелких фирм-продавцов, каждая из которых имеет очень небольшую долю общего выпуска товаров- 1% объема продаж за любой данный период времени.
  2. Продукция этой фирмы стандартизирована, или однородна, для покупателей.
  3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.
  4. Фирмы не интересуются производственными решениями друг друга, так как не рассматривают деятельность конкурентов как угрозу собственной доле продаж.
  5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологии и вероятной прибыли и совершенно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.

На рынке  совершенной конкуренции покупателям  все равно, продукцию какой фирмы  выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может  повлиять на цену продукта в силу собственной  малой доли в общем, объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке  так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной  конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину, являются “прайс-тэйкерами”.

Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем признакам.

Таким образом, целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:

  • определение сущности совершенной конкуренции;
  • изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
  • поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
  • способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
  • особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.

 

 

Глава 1. Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

По самому общему определению конкуренция  – это соперничество между  участниками рынка. В то же время  по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости  от позиций, занимаемых теоретиками.

Роль  конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ.

Положительный эффект конкуренции во многом зависит  от тех условий, в которых она  действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для  функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических  агентов, действующих на рынке; во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.

Совершенная (чистая, свободная) конкуренция возникает  при следующих условиях:

  • существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
  • доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении и (или) понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
  • вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
  • нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах качестве товаров, технике производства и т. д.

Рыночная  структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние  на поведение фирмы и выбор  ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.

Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней  присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономике принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.

 

1.1. Минимально эффективный объем производства фирмы

Положительный или отрицательный эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими  структуру каждой отрасли. Для рассмотрения этого вопроса полезно воспользоваться  концепцией минимального эффективного размера (МЭР). Он представляет собой  просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Поэтому мы бы нисколько не удивились, обнаружив в отрасли с такими условиями формирования уровня издержек фирмы совершенно различных размеров. Примерно такие отрасли по производству мебели, деревообработке и некоторые другие. Если отрезок постоянной отдачи при росте масштабов производства достаточно велик, сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосуществовать в одной и той же отрасли и быть одинаково жизнеспособными.

Теперь  сравним это с ситуацией, при  которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а  отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности. А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными. В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребовать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной монополией. Естественная монополия, по определению, — это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители. Следует, что форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или "концентрированной" (подчиненной господству нескольких крупных производителей), — в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Однако, утверждая это, следует проявлять определенную осторожность, так как известно, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.

 

1.2. Равновесие фирмы и отрасли

Если  типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это привлечет в отрасль  новые капиталы, откроются новые  фирмы, а существующие в отрасли  предприятия будут расширять  производство.

Если  в краткосрочном периоде фирма  терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

Подобные  решения принимает не единичная  фирма, а все их множество. В результате массовых аналогичных, хотя и не согласованных  друг с другом, действий рынок преодолевает экстремальные ситуации убыточного и сверхприбыльного производства, и  все возвращается «на круги своя», т.е. к условиям получения всеми  только нормальной прибыли. Это происходит следующим образом. Если сверхнормальная  прибыль побуждает предприятия  расширять производство и привлекает в отрасль новые фирмы, растут масштабы отраслевого производства и предложения. Кривая предложения  отрасли сдвигается вправо, что ведет  к понижению рыночной цены. Если цена опускается до такого уровня, что  фирмы принимают решение закрыть  производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение сокращается и при  прежней величине отраслевого спроса это приведет к повышению цены. Такие процессы будут протекать  до тех пор, пока цена не установится  на уровне, достаточном лишь для  получения всеми фирмами отрасли  нормальной прибыли. Этот механизм характеризует  «невидимую руку рынка», о которой  говорил Смит. Свободная конкуренция  выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочном периоде).

Одновременно  данная цена будет и равновесной  ценой рынка (фирмы не приходят в  отрасль и не выходят из нее).

В точке  долгосрочного равновесия фирма  имеет наиболее эффективные масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.

Масштаб производства может иметь положительные  и отрицательные последствия  для фирмы. Эффект масштаба может, в  свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой  фирмы. Внешний эффект масштаба для  фирмы связан не с ее собственным  уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается  и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба.

Информация о работе Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции