Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 00:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
определение сущности совершенной конкуренции;
изучение поведения фирм в условиях совершенной конкуренции;
поведение фирмы в долгосрочный период, её прибыль;
способы максимизации прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции;
особенности выбора конкурентной стратегии фирмы в соответствии с видом конкурентного рынка.
Введение 3
Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде 6
Минимально эффективный объем производства фирмы 7
Равновесие фирмы и отрасли 9
Эффект масштаба производства и долгосрочное отраслевое равновесие 16
Модель отраслевого долгосрочного равновесия 23
Издержки производства и функция предложения фирмы 26
Расчет минимально эффективного выпуска фирмы. Отраслевое равновесие 29
Изменение размера предприятия и отраслевое равновесие 31
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Практическое задание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра МТЭК
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции»
Поляруш Г. И.
Руководитель:
Тюмень, 2012
Содержание
Введение 3
Заключение 34
Список используемой литературы 37
Введение
На любом
рынке любой его субъект
Конкуренция – это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Различают два основных вида конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. Совершенная конкуренция преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.
Всё это
обуславливает необходимость
На рынке
совершенной конкуренции
Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающих всем признакам.
Таким образом, целью данной курсовой работы является: изучение поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции, долгосрочное отраслевое равновесие на совершенном конкурентном рынке. Из этой цели следуют такие основные задачи исследования:
Глава 1. Теория равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
По самому
общему определению конкуренция
– это соперничество между
участниками рынка. В то же время
по поводу существа конкуренции существуют
различные трактовки в
Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке; во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа и выхода с него.
Совершенная (чистая, свободная) конкуренция возникает при следующих условиях:
Рыночная структура, или специфическая конкурентная ситуация, оказывает доминирующее влияние на поведение фирмы и выбор ею рыночной стратегии и тактики. Поведение фирмы, в свою очередь, напрямую связано с основополагающими показателями результатов ее деятельности: ценой, прибылью, эффективностью. Поведение и результативность фирмы не могут не сказаться на функционировании и преуспевании всей отрасли, а состояние последней влияет на национальную экономику в целом. Таким образом, в силу высокой степени взаимообусловленности контрагентов в рыночной экономике организация, или структура рынка, имеет принципиальное значение не только для микро-, но и для макроэкономики.
Структура рынка в той или иной стране может быть достаточно сложной и, более того, включать даже нерыночные элементы. Вместе с тем в ней присутствуют характерные принципиальные черты, позволяющие провести классификацию. В современной экономике принято выделять четыре типа рыночной структуры: совершенную конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию. Первая и последняя модели представляют собой два противоположных полюса, две крайности, между которыми расположены промежуточные формы монополистической конкуренции и олигополии, называемые несовершенной конкуренцией. Строго говоря, монополия также относится к несовершенной конкуренции, хотя некоторые исследователи расценивают ее как отсутствие конкуренции вообще.
1.1. Минимально эффективный объем производства фирмы
Положительный
или отрицательный эффекты
Теперь сравним это с ситуацией, при которой положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный — относительно отдаленным. При этом кривая долгосрочных средних издержек будет понижаться на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответственно все большему росту объема продукции). Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности. А это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными. В крайней ситуации получение всего положительного эффекта масштаба может потребовать выхода за пределы существующего рынка и привести к тому, что называют естественной монополией. Естественная монополия, по определению, — это такая рыночная ситуация, при которой минимизация издержек производства единицы продукции достигается при наличии одной-единственной фирмы, производящей данный продукт или услугу.
В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный — возникает очень быстро, минимальный эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные работы. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупномасштабные производители. Следует, что форма кривой долгосрочных средних издержек, зависящая от положительного и отрицательного эффектов масштаба, может иметь определяющее значение для структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль "конкурентной" (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или "концентрированной" (подчиненной господству нескольких крупных производителей), — в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии и вытекающей отсюда формы кривой средних долгосрочных издержек. Однако, утверждая это, следует проявлять определенную осторожность, так как известно, что структура отрасли зависит не только от характерных для нее условий формирования уровня издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание последствия государственной политики, географические границы рынка, компетенцию управленческого персонала и множество других факторов.
1.2. Равновесие фирмы и отрасли
Если
типичная фирма в отрасли получает
экономическую прибыль, то в долгосрочном
периоде это привлечет в
Если в краткосрочном периоде фирма терпит убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сокращение объема производства и последующий уход из отрасли. Естественно, таким же будет долгосрочное решение и при убытках, равных величине фиксированных издержек, т.е. когда нет операционной прибыли в краткосрочном периоде. В таком случае и краткосрочное и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.
Подобные
решения принимает не единичная
фирма, а все их множество. В результате
массовых аналогичных, хотя и не согласованных
друг с другом, действий рынок преодолевает
экстремальные ситуации убыточного
и сверхприбыльного производства, и
все возвращается «на круги своя»,
т.е. к условиям получения всеми
только нормальной прибыли. Это происходит
следующим образом. Если сверхнормальная
прибыль побуждает предприятия
расширять производство и привлекает
в отрасль новые фирмы, растут
масштабы отраслевого производства
и предложения. Кривая предложения
отрасли сдвигается вправо, что ведет
к понижению рыночной цены. Если
цена опускается до такого уровня, что
фирмы принимают решение
Одновременно данная цена будет и равновесной ценой рынка (фирмы не приходят в отрасль и не выходят из нее).
В точке долгосрочного равновесия фирма имеет наиболее эффективные масштабы производства, и минимизируют долгосрочные средние издержки. Равенство Р = LRACmin характеризует так называемую производственную эффективность фирмы.
Масштаб производства может иметь положительные и отрицательные последствия для фирмы. Эффект масштаба может, в свою очередь, быть внутренним и внешним. Внутренний эффект масштаба обусловлен изменением размеров производства самой фирмы. Внешний эффект масштаба для фирмы связан не с ее собственным уровнем производства, а с отраслевым. Так, если отрасль расширяется, сокращается и цена, а значит, долгосрочные средние издержки фирмы падают. Для фирмы это означает внешний положительный эффект масштаба.
Информация о работе Фирма и отрасль в долгосрочный период на рынке совершенной конкуренции