Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:23, реферат

Краткое описание

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.
Конкуренция (concurrere - сталкиваться) - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Оглавление

Введение.
1. Классификация рыночных структур
2. Понятие фирмы. Доход фирмы. Выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
3. Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли: принцип сопоставления валовых издержек с валовыми доходами; принцип сопоставления предельных издержек и предельного дохода
4. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков
5. Равновесие фирмы в коротком периоде. Предельная, запредельная и до предельная фирмы
6. Равновесие фирмы в длительном периоде
Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Самарская Государственная Академия Культуры и искусств

Реферат по дисциплине: «Экономика социально-культурной сферы»

Тема: «Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции».

 

 

                                                                                 Выполнила: студентка 3 курса, группы № РК-39

                                                                                                       Стрежнёва Наталия


 

 

                                                                            Самара, 2014



 

 

План.

Введение.

  1. Классификация рыночных структур
  2. Понятие фирмы. Доход фирмы. Выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
  3. Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли: принцип сопоставления валовых издержек с валовыми доходами; принцип сопоставления предельных издержек и предельного дохода
  4. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков
  5. Равновесие фирмы в коротком периоде. Предельная, запредельная и до предельная фирмы
  6. Равновесие фирмы в длительном периоде

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.

Конкуренция (concurrere - сталкиваться) - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Различают два основных вида конкуренции - совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция укрупненно представляет собой рынок, на котором работает большое количество фирм, производящих приблизительно схожие товары, и продающие их по приблизительно одинаковой цене. В свою очередь рынок несовершенной конкуренции включает несколько вариантов, при которых конкуренция ограничена теми или иными факторами: при монополии существует лишь один крупный производитель, продающий свои товары по сравнительно высоким ценам, при чём вход на рынок и выход из него практически не возможен; при олигополии существует несколько сравнительно крупных производителей, которые часто пребывают в сговоре, из-за чего барьеры входа достаточно высоки и т.п.

Совершенная конкуренция (не в идеале, конечно) преобладает на большинстве рынков, и является наиболее желательной для государства, стремящегося обеспечить рыночные принципы ведения хозяйствования, и меньше вмешиваться в деятельность фирм, как это необходимо при несовершенной конкуренции, в особенности для монополии.

Всё это обуславливает необходимость изучения рынка совершенной конкуренции и поведения фирм на нём.

 

 

  1. Классификация рыночных структур

 Различают два типа рынков: совершенной конкуренции и несовершенной конкуренции.

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Монопсония – это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно – ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «монопсония» взят из древнегреческого языка и означает «один покупатель».

Олигопсония – это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.

 

  1. Понятие фирмы. Доход фирмы. Выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Фирма - это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом.

Фирма - определение широкое, поскольку в ее рамках может существовать несколько предприятий, организующих производство товаров и услуг.

Фирма имеет следующие признаки:

1) представляет собой экономически  обособленную хозяйственную единицу;

2) является юридическим лицом, поэтому  юридически независима; она имеет  устав и собственный бюджет;

3) выполняет особую функцию: она закупает на рынке факторов производства ресурсы и посредством предприятий производит различные блага, которые поставляет на рынок;

4) производственно и финансово  свободна, поскольку самостоятельно  принимает решения, касающиеся ее функционирования;

5) целями фирмы в классической  и неоклассической теории считаются  получение прибыли и минимизация  издержек.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Доход фирмы состоит из двух частей:

  • из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;
  • из вне реализационных доходов, являющихся побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.

Принято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход (TR) - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара.

Средний доход (AR) - это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как до ход от единицы продукции для продавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции

При постоянной цене средний доход равен цене реализации

Предельный (дополнительный) доход (MR) - это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительный единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу.

Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

1. Результирующий показатель деятельности фирмы. В результате продажи произведенной продукции на рынке предприниматель получает выручку.

Выручка – это денежное поступление от реализации продукции на рынке.

Выручка, представленная как результат всей деятельности фирмы за определенный период времени, есть валовой доход фирмы. Выручка, рассчитанная на единицу проданной продукции, есть средний доход фирмы.

Если валовой доход очистить от издержек, то получится итоговый результат деятельности предприятия в форме прибыли или убытка.

2. Сущность прибыли и ее функции. Прибыль – это главный мотив и обобщающий показатель эффективности функционирования фирмы. Современная теория предпринимательского поведения источником прибыли считает:

– труд, новаторскую деятельность самого предпринимателя;

– плату за риск, способность предпринимателя ориентироваться в неопределенных экономических обстоятельствах;

– доход от применения в производстве капитала, инвестиций;

– экономическую власть фирмы над рынком (монополизм).

Прибыль – внутренняя пружина развития рыночной экономики: стремясь ее получить, фирма совершенствует производство, что стимулирует рост инвестиций, а те в свою очередь приводят к расширению рабочих мест, росту объемов производства и, в итоге, обеспечивают развитие отрасли и национальной экономики в целом.

При этом прибыль выполняет три основные функции: а) распределительную, б) стимулирующую и в) информационную.

3. Разновидности прибыли. Арифметически прибыль – это разница между доходом и издержками. Если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как известно, различны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Нормальная прибыль – необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

Экономическая прибыль – это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль), поэтому ее часто называют сверхприбылью.

Хозяйственная прибыль – это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

 

  1. Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли: принцип сопоставления валовых издержек с валовыми доходами; принцип сопоставления предельных издержек и предельного дохода

В краткосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.

Максимизируя прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек Р>АС. Объём производства он определяет согласно правилу равенства предельного дохода и предельных издержек МR=МС.

Монополист, назначая цену и определяя объём производства, стремится не к самой высокой прибыли на единицу продукции, а к   максимизации совокупной прибыли. При определённых условиях он может увеличить совокупную прибыль путем ценовой дискриминации, т.е. назначая разные цены на различные единицы одного и того же товара для различных покупателей. Это осуществимо в том случае, когда монополист будет иметь возможность:

  • разделить покупателей по степени эластичности спроса на группы;
  • ограничить свободу перемещения товара между этими группами.

Экономические последствия ценовой дискриминации выражаются не только в увеличении совокупной прибыли, но и в производстве большого объёма продукции.

Информация о работе Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции