Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:23, реферат
На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов, как количество участников, наличие барьеров входа и выхода с этого рынка, степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок, их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какому-либо из видов: полиполия (совершенная конкуренция), олигополия, монополия или монопсония.
Конкуренция (concurrere - сталкиваться) - это тип структуры рынка, обусловленный количеством независимо действующих на нём экономических агентов. К наиболее важным критериям выделения разных видов конкуренции относят: 1) степень концентрации продавцов (покупателей) в отрасли; 2) степень дифференциации продукта; 3) степень лёгкости (трудности) вхождения новых производителей в отрасль; 4) степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Введение.
1. Классификация рыночных структур
2. Понятие фирмы. Доход фирмы. Выручка и прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
3. Определение цены и объема производства фирмы в краткосрочном периоде. Принцип максимизации прибыли: принцип сопоставления валовых издержек с валовыми доходами; принцип сопоставления предельных издержек и предельного дохода
4. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков
5. Равновесие фирмы в коротком периоде. Предельная, запредельная и до предельная фирмы
6. Равновесие фирмы в длительном периоде
Заключение.
В определенной ситуации: например, падение спроса, рост издержек, монополист может нести убытки. Минимизируя убытки, в случае, если цена ниже средних общих издержек Р<АС, фирма-монополист выбирает также эластичный участок кривой спроса и производит такой объём товара, при котором МR=МС. Ре - цена минимизации убытков.
В том случае, если средние общие издержки при выпуске объема товаров Q равны цене Р=АС, фирма монополист получает нормальную прибыль. Объем производства определяется равенством МR=МС. Ре - цена, безубыточности.
Правило определения объёма производства МR=МС в условиях чистой монополии выполняется в том случае, когда цена больше предельных издержек Р>МС, а точка пресечения кривых предельного дохода и предельных издержек лежит ниже кривой спроса.
монополия ценовой прибыль убыток
Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.
Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.
Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки:
а) множество мелких продавцов и покупателей;
б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы;
в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм);
г) совершенная информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит;
д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данные;
е) мобильность производственных ресурсов.
Конкурентной считается фирма, принимающая цену на свою продукцию как данную, не зависящую от реализуемого ею объема продукции на совершенно конкурентном рынке.
Цель фирмы — максимизация прибыли, которая представляет собой разницу между валовым доходом (ТК) и совокупными издержками (ТС) за период продаж: прибыль = ТК - ТС.
На свой доход фирма может влиять только посредством изменения объема продаж. Следовательно, главная проблема фирмы — поиск объема выпуска продукции, максимизирующего прибыль в условиях эластичного спроса на продукцию фирмы.
В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не влияет на цену, каждая дополнительная единица продаж присоединяет точно свою цену и предельный доход будет равен его цене, т. е. он будет постоянным.
В теории рынков выделяются следующие периоды:
• Мгновенный период — это столь короткий период, что выпуск каждой фирмы и количество фирм в данной отрасли фиксировано.
• Короткий период — это период, в течение которого производственные мощности фирмы фиксированы, однако объем выпуска может быть изменен (увеличен, уменьшен) посредством изменения объема использования переменных факторов. Общее количество фирм в отрасли сохраняется постоянным.
• Длительный (долгий) период — это период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Количество предприятий в отрасли в долгом периоде может изменяться.
В коротком периоде конкурентная фирма не располагает достаточным временем для того, чтобы увеличить объем выпуска. Поэтому она должна выбрать оптимальный объем продаж для максимизации прибыли или минимизации убытков.
Эта задача может быть решена двумя путями. Первый путь предполагает сравнение получаемого валового дохода и валовых издержек. Этот путь дает возможность проверить общей прибыльностью оптимальный объем выпуска в коротком периоде. Второй путь означает сравнение предельного дохода и предельных издержек, позволяющее проверить тот же параметр выпуска предельной прибыльностью.
В долгом периоде все производственные ресурсы мобильны, поэтому в отрасль могут вступать новые фирмы, если прибыль в этой отрасли выше в сравнении с другими отраслями.
Наоборот, когда фирмы извлекают прибыль ниже нормальной, то они уходят из отрасли. В долгом периоде все виды издержек являются полностью переменными. Фирмы выпускают продукцию лишь в том случае, если цена не ниже долгосрочных средних издержек.
Эффективность конкурентных рынков
Развитие рыночной экономики показывает, что конкурентная среда нуждается в определенной защите.
Для того чтобы конкуренция стала эффективной, необходимо осуществить комплекс мер, которые условно можно подразделить на экономические и административные меры .
Административные меры применяются государством и включают: антимонопольное законодательство, демонополизацию экономики, налоговую политику.
Экономические меры обеспечиваются самим рынком.
Эффективная конкуренция на ранних стадиях развития рыночной экономики включает комплекс мер, направленных на достижение таких целей, как поддержание различных форм конкуренции, сохранение позитивных результатов конкуренции.
В социальной рыночной экономике эффективная конкуренция обеспечивается посредством совокупных мер, нацеленных не только на поддержание конкуренции, свободы экономической деятельности, но и на достижение социальной стабильности, социального прогресса.
Совокупность таких мер и правил в странах с социальной рыночной экономикой именуется «конкурентным порядком». Его выполнение возлагается на государство. Существенное место в системе конкурентного порядка занимает антимонопольное законодательство.
Прежде всего в развитых странах применяются меры, направленные на установление пределов господства монополий. Именно на эти цели направлены принятые в США антимонопольные законы. Антитрестовский закон Шермана (1890 г.) признает незаконным создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли.
В настоящее время в США достаточно жестко контролируется деятельность крупных фирм. Если фирма контролирует 60% рынка какого-либо товара, то ее деятельность попадает под государственный контроль. Когда доля фирмы достигает 90% рынка продукции, то она подлежит разукрупнению.
В России реализация государственной политики, направленной на развитие товарных рынков и конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществляется Федеральным антимонопольным органом — Антимонопольным комитетом РФ, созданным в 1991 г.
Антимонопольное законодательство РФ не рассматривает доминирующее положение хозяйствующего субъекта как незаконное, но оно запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона предусматривает пресечение недобросовестной конкуренции.
В целях недопущения ограничения конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации создан Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%.
Основная часть хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%, приходится на такую отрасль, как машиностроение и металлообработка. В черной металлургии 30 предприятий создают почти 64% всей производимой продукции.
Краткосрочный период функционирования фирмы – временной промежуток в течении которого фирма не может изменить объем по крайней мере одного из имеющихся у неё видов производственных ресурсов. Обычно в качестве фиксированного ресурса рассматривают производственные мощности. Сопоставляя издержки и доходы, фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, должна следовать двум правилам:
1) правило предельного выпуска
2) правило закрытия
Правило предельного выпуска гласит, что для последней выпускаемой единицы продукции должно удовлетворено равенство:
MR (предельный доход) = МС (предельные издержки)
Точка равновесия фирмы и максимальной прибыли достигается в случае равенства предельного дохода и издержек для последующего выпуска единицы продукции. Когда фирма достигла такого объема производства, она находится в состоянии равновесия.
Если MR>MC, то объем выпуска не оптимален и его необходимо увеличить пока для последней ед. продукции МС=MR
Когда MR>MC, фирма прибыли недополучает.
Если MC>MR, объем выпуска неоптимальный, его надо сократить пока MR=MC.
Правило закрытия гласит: фирма закрывается, покидая данный рынок, если экономическая прибыль < 0 при любом объеме производства.
Эти два правила носят общий характер. Они универсальны. Они применимы вне зависимости от того, на рынке какого типа действует фирма (монопольный, совершенной конкуренции и т.д.).
В краткосрочном периоде (2-3 года) для принятия решения о продолжении или немедленном закрытии производства фирма сопоставляет выручку не с общими издержками, а только с переменными, т.к. считается, что постоянные затраты уже сделаны и их изменить нельзя, даже в случае закрытия производства. Поэтому фирма продолжает производство в течении какого-либо времени, если выручка превышает переменные издержки, даже если в целом такое производство убыточно.
В краткосрочном периоде одна часть ресурсов фирмы является переменной, другая – постоянной, соответственно, одна часть издержек – переменная, другая – постоянная.
В условиях краткосрочного периода выделяют следующие типы фирм:
1) предельная фирма
2) запредельная
3) допредельная
Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки, называется предельной, т.е. AVC = P (цена). Такой фирме удается быть на плаву лишь недолгое время, т.е. краткосрочный период. Если цены повысятся, то такая фирма сможет покрыть не только текущие AVC, но и АТС, т.е. получать нормальную прибыль.
Если же цены снизятся и AVC > P, то фирма перестанет быть конкурентоспособной и из предельной превратится в запредельную. Она вынуждена будет покинуть отрасль.
Если P > ATC, то фирма называется допредельной, и на виду с нормальной прибылью будет получать сверхприбыль.
Рис. 25.1. Равновесие в коротком периоде
На рис. 25.1 показано, что равновесные цена и объем выпуска в коротком периоде равны соответственно Pf и Qf. При данной цене конкурентная фирма достигнет объема выпуска на уровне Qf (Р = МС) и получит сверхприбыль (Pf XYZ).
Долгосрочный период функционирования фирмы – временной промежуток в течении которого фирма может изменить количество всех занятых производственных ресурсов, включая капитал. Таким образом в долгосрочном периоде все издержки являются переменными. В долго срочном периоде любую особую важность приобретает величина средних издержек AC. Долгосрочная ф-я средних издержек формируется так: все ресурсы и издержки в долгосрочном периоде переменны и объем производственных мощностей выбирается так, чтобы максимизировать прибыль при каждом заданном объеме выпуска Это требует минимизации средних издержек. Потому график функции долгосрочн. АС показывает наименьшие средние издержки производства, с которыми может быть обеспечен любой заданный объем производства. График долгосрочных средних издержек АС состоит как бы из склеенных участков графиков краткосрочных средних издержек.
Долгосрочные средние издержки при всех возможных объемах производства представляют собой плавную огибающую бесконечного числа графиков краткосрочных издержек. Долгосрочное равновесие в отрасли установлено таким образом, что цена продукции P=minAC, т.е. в долгосрочном периоде отдельная фирма находится в положении устойчивого равновесия, которое характеризуется нулевой экономической прибылью при minAC. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимизация прибыли достигается, когда MC=MR=P=AC. В долгосрочном периоде при изменении фирмой параметров своей деятельности возникает эффект масштаба производства. Отдача от изменения масштаба производства – это относительное изменение объема производства, вызванное изменением масштаба производства. Отдача от масштаба производства зависит от относительного изменения расходов ресурсов и от свойств производственной функции. Существуют три типа отдачи от масштаба производства:
1) возрастающая (повышенная)
2) постоянная
3) убывающая
Если объем выпуска растет быстрее, чем количество ресурсов, то это значит, что имеет место положительный эффект масштаба производства (повышенная отдача от масштаба).
Если выработка растет от той же пропорции, что ресурсы, то это значит отсутствие эффекта масштаба или постоянную отдачу.
Если выработка растет медленнее, чем ресурсы, то это означает пониженная отдача от масштаба.
Положительный эффект масштаба производства называется ещё эффектом массового производства. По мере того, как фирма увеличивает объем выпуска, снижаются средние затраты.
Постоянная отдача – это неизменность долгосрочных средних издержек при изменении объема выпуска.
Отрицательный эффект масштаба (убывающий) – увеличение средних издержек производства в долгосрочном периоде по мере увеличения объема производства.
Заключение.
Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой»,принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок
На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.
Информация о работе Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции