Предприятие в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2015 в 12:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.

Файлы: 1 файл

экономика отраслевых рынков.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Введение.

 В настоящее время Российское  государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.  Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее Рассмотрим положение предприятия и  его  поведение  в  условиях различных  структур рынка.  Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка  на  положение  и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка. Знание структуры рынка необходимо для того,  чтобы определить возможные  объемы  продаж при различных уровнях цен,  и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать,  что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.  За исключением чистой или  совершенной конкуренции,  все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур. Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:  Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.  Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.  Определить понятие ценовой дискриминации.  Осветить особенности монополистической конкуренции.  Дать общую оценку олигополистических структур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1.Предприятие в условиях  совершенной конкуренции.

Особенности рынка чистой конкуренции. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Особенности рынка чистой конкуренции: Исследование структур рынка необходимо начать с чистой конкуренции,  так  как  знание  ее механизма имеет большое аналитическое значение в качестве отправного пункта для  выявления  взаимозависимости цен и объемов производства в любой модели рынка. Исследование чистой конкуренции имеет важное теоретическое и практическое значение  не  в  силу ее большой роли в экономической жизни общества (ее роль незначительна), а в силу раскрытия методологии познания других структур рынка. Итак, рассмотрим модель чистой конкуренции. Свободная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Связь между производителями осуществляется только через рынок. Наивысший уровень конкурентоспособности достигается в том случае, если отдельная фирма при реализации своей продукции практически не оказывает влияния на условия реализации на рынке. Обычно совершенно конкурентный рынок предполагает выполнение следующих условий:  объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;  реализуемые каждым производителем товары являются однородными;  покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;  продавцы не вступают в сговор по поводу цен и действуют независимо друг от друга;  фирмы-производители могут свободно входить в отрасль и выходить из нее. Соблюдение условий реализации обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки. Преимущества:  способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;  вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;  создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;  обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;  нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг. Недостатки:  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);  отрицательно сказывается на защите окружающей среды;  не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, дороги, общественный транспорт);  не создает условия развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;  не гарантирует права на труд, на доход, на отдых;  не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных. Равновесие в краткосрочном периоде: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на цены реализуемого товара,  единственной ее возможностью приспособиться к изменениям рынка является изменение  объема  производства. Поскольку в краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным,  то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы. Существуют два  универсальных  правила,  применимых  к  любой структуре рынка. Первое: фирме имеет смысл продолжать функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки. Второе: фирме следует прекратить производство, если суммарный доход от  продажи  произведенного  ею товара не превосходит переменных издержек или хотя бы не равен им. Второе правило определяет,  что если фирма решила  продолжать производство, то  она должна выпускать такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если  при  этом  цена превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого фирмой товара и издержки  производства остаются  неизменными,  то максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать,  ни увеличивать производство.  В  этом случае считается,  что фирма достигла точки равновесия в краткосрочном периоде.

1.2.Соотношение цены, средних  и предельных издержек                при максимизации прибыли.

Равновесие в долгосрочном периоде: Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в  долгосрочном периоде: 1) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене товара (согласно универсальному правилу 1); 2) фирма должна получать  нулевую экономическую прибыль; 3) фирма  не  в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны следующим : -фирмы отрасли производят  продукцию в объемах, соответствующих точкам  минимума  их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде; -для всех  фирм  отрасли  их предельные издержки производства равняются цене товара; -фирмы отрасли производят продукцию в объемах,  соответствующих точкам минимума их кривых средних издержек в долгосрочном  периоде . Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в долгосрочном периоде,  то считается, что отрасль находится в равновесии.    

1.3. Равновесие фирмы  в долгосрочном периоде.  
Это означает, что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает внутренние резервы оптимизации  производства  и минимизирует свои издержки. Если ни уровень технологии,  ни цены на факторы производства не изменятся,  то любая попытка фирмы  увеличить (или уменьшить) объемы производства приведет к убыткам. При рассмотрении  рынка  чистой  конкуренции  со стороны спроса следует обратить внимание на различное его взаимодействие со всеми участниками  и с каждым отдельно взятым товаропроизводителем.  Как известно,  цена на данном рынке устанавливается и  изменяется  под влиянием поведения всех товаропроизводителей, тогда как сокращение или увеличение объема производства отдельного хозяйственного субъекта  не  оказывает заметного влияния на общий объем предложения и рыночную цену. Общее состояние спроса на этом рынке характеризуется нестабильностью под влиянием изменения цены, то есть кривая общего спроса обладает эластичностью по цене,  но не обладает совершенной эластичностью, тогда как последняя характерна для кривой спроса отдельного предприятия. Кривая рыночного  отраслевого спроса является нисходящей кривой,  тем самым указывается на зависимость объемов производства от цены, но цены не отдельно взятого предприятия, а всех предприятий, связанных с рынком данного вида продукции.

1.4. Предприятие в условиях чистой монополии.

Особенности рынка чистой монополии. Виды чистой монополии. Предприятие в условиях чистой монополии.

 Особенности рынка чистой  монополии: Изучение вопросов,  связанных с деятельностью  предприятий  в условиях  монополии,  имеет  сегодня  не только теоретическое, но и практическое значение.  Для России, в промышленности которой  более 30 %  наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии  занимает  одно  из  центральных мест  в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью  предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность. Однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве. Дело в том, что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса  деятельности монополий  имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на  повышение  эффективности  деятельности,  как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом. В России по данным Института Экономики РАН на примерно l/3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В  связи  с  этим при  анализе отраслевой структуры отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности  российской экономики.  Анализ чистой монополии важен,  по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией  на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой  монополии  представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более  распространенные  рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой  конкуренции, и  чистой монополии. Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна    фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов.  Чистая  монополия характеризуется целым рядом специфических черт.  Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, то есть представлена  всего  одной фирмой.  Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного  товара. Следовательно,  законы  спроса  и  предложения действуют одинаково и их проявление однозначно,  что для отдельного предприятия,  что  для отрасли и в целом. Поэтому, что свойственно поведению предприятия, то характерно и  для  отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции.  Как мы уже знаем,  в условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом  рынке. Предмет  монополии уникален в том смысле,  что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного  продукта. Перед покупателем  не  стоит  проблема  выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. Отсутствие заменителей монополизированного продукта,  имеет большое значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого  продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ею вообще. В частности, реклама  предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения. В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции,  предприятие-монополист  осуществляет значительный контроль над ценой. При нисходящей  кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством его предложения. Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого  ряда  экономических,  технических,  юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль.  Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначительными . В то же время необходимо заметить,  что как теория, так и накопленный мировой опыт позволяет сделать вывод о  том,  что  в долговременном периоде абсолютно непреодолимых барьеров для вступления в отрасль не существует. Исходя из принципа различной степени ограниченности доступа на рынок,  монополии могут быть классифицированы как закрытые, производственные, природные, естественные и открытые.  В силу различных обстоятельств одна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке. Закрытая монополия. Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в ту или иную сферу хозяйственной деятельности, либо не допускают возможность использования чужой  интеллектуальной  собственности.  На защите последней стоит, прежде всего, патентное право и институт авторских прав. Естественная монополия. Естественная монополия образуется  в тех отраслях,  в которых долгосрочные издержки достигают минимума только тогда,   когда одна фирма обслуживает весь рынок в целом. В таких  отраслях оптимальный масштаб производства товара близок или превосходит его объем,  на который предъявляется спрос  по  любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут далеки от оптимума,  что как снизит эффективность их деятельности,  так  и вызовет  потери  у  потребителей в результате роста цен. Близкой по характеру к естественной является производственная монополия. Природная монополия.  Природные монополии возникают в результате наличия уникальных природных явлений (климат,  природные ископаемые, редкость определенного сырья, расположение). Открытая монополия. Открытая монополия характеризуется тем, что фирма на некоторое время становится  единственным  поставщиком какого-либо продукта, не в результате какой-либо защиты от конкурентов,  как это имеет место в случае закрытой  или  естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако это не исключает появления конкурентов,  но они могут появиться  на рынке гораздо позже.  Конечно,  данная классификация имеет весьма упрощенный характер.  Отдельные  фирмы  при  стечении благоприятных  для  них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, обслуживающие систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии,  предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появлением  на определенном этапе развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль. В принципе, на больших исторических интервалах времени все без исключения монополии считаются открытыми.  Действительно, легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть либо обойдены, либо опротестованы, либо отменены,  что нередко встречается в антимонопольной практике различных стран. Преимущества в  издержках  естественных  монополий  могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением  принципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.

1.5. Ценовая дискриминация.

Реализация ценовой дискриминации требует выполнения  минимум двух  условий.  Во-первых, покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные ими товары. Во-вторых,  продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из спроса на производимую продукцию.  Тем покупателям,  спрос которых обладает высокой неэластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичней - более низкая цена. Следует заметить,  что  монополия - не единственная рыночная структура,  в которой встречается явление  ценовой  дискриминации. Однако  ниже  будет  рассмотрена модель ценовой дискриминации для монополии. На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма-монополист добивается максимизации прибыли. При этом более высокая цена устанавливается в  тех  случаях, когда спрос на ее продукцию менее эластичен. Следует отметить, что ценовая дискриминация заключает в себе, как и положительные,  так  и отрицательные  моменты.  Поэтому  оценка такой формы ценовой политики должна исходить из учета особенностей каждого конкретного случая. Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую,  чем в случае установления единой цены.  Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она  будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше,  чем у фирмы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает  выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары. Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она  носит  систематический  характер,  когда  фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам,  доходам,  возрасту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации. Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегают  по мере необходимости  в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей:  устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п. Оценка ценовой дискриминации неоднозначна.  Во многих странах отдельные виды запрещены законодательно. Например, в США закон допускал фирме-производителю продавать свой товар крупным  магазинам по ценам,  уровень  которых  ниже цен,  установившихся в розничной торговле (чтобы не допускать разорения мелких магазинов). В Канаде  запрещается ценовая дискриминация только в тех случаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.

1.6. Предприятия в условиях  монополистической конкуренции,  олигополии. Монополистическая конкуренция.

 Все товаропроизводители  обычно  стремятся  к  соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров, потребительскому спросу. Если товар не продан,  то не получена ни прибыль,  ни возмещены издержки производства.  До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран можно сказать господствовала  свободная  конкуренция.  В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был настолько невелик,  что он  не  позволял оказывать  влияния на установление рыночной цены на данный вид изделия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения. Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции  несовершенная  конкуренция. Она  связана  с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений),  которые постепенно стали  подчинять  себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество  производителей-продавцов  и появляется некоторая возможность влиять на рыночную цену. Появление и  развитие  крупных товаропроизводителей в конце XIX века - начале XX века обязано во многом формированию и  развитию  корпоративной  частной  собственности  в виде акционерных обществ. Этот процесс сопровождался как концентрация  производства и капитала, который характеризуется широким использованием собственных средств, как метода развития фирмы, так и централизацией капитала производства путем поглощения конкурентов своей и близких отраслей производства. К упрочению  несовершенной конкуренции помимо естественного укрупнения фирм, могут привести меры законодательного,  государственного регулирования. Ограничения возникают из-за действия патентов, дающих почти монопольное право распоряжения новой технологией или  продуктом. Все  это ведет к изменению в рыночном поведении хозяйственных субъектов, в способах ведения рыночной борьбы, которые были  обусловлены  формированием монополистических рыночных структур. Появление монополий качественно изменило конкурентные отношения.  Как мы уже знаем, монополия означает наличие  единственного продавца. Если  мы допускаем достаточно широкое трактование понятия "товар", тогда оказывается, что не один продаваемый в стране товар не  продается  единственным  продавцом.  Если  мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно качественно одинаковые  продукты. Следовательно,  слово  "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар". Ни один продавец не является  монополистом  в  самом  прямом смысле слова, или, можно сказать, что не существует абсолютно неэластичного спроса. Ни один покупатель не зависит целиком от продавца,  точно  также как и очень редкие продавцы сталкиваются с абсолютно эластичными кривыми спроса. Если продавцы поднимают цену, то это приводит к потере части их клиентов,  что означает по существу не полную, а только частичную рыночную власть продавцов. При чистой монополии кривая всегда нисходящая.

Информация о работе Предприятие в условиях совершенной конкуренции