Предприятие в условиях чистой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение___________________________________________________


Глава 1

I Рыночные структуры _______________________________________



II Понятие и условия возникновения конкуренции_________________



III Особенности рынка чистой конкуренции______________________


Глава 2

I Предприятие в условиях чистой конкуренции____________________



II Максимизация прибыли______________________________________



III Минимизация убытков______________________________________



IV Предельные издержки и предложение_________________________



V Долгосрочное равновесие в условиях чистой конкуренции________



Заключение_________________________________________________



Список используемой литературы______________________________

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

московский  государственный университет

экономики, статистики и информатики 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

по дисциплине: «микроэкономика»  
 
 

на тему: «предприятие в условиях чистой конкуренции» 
 
 
 
 
 

Студент: Власова Ю. А.

 

                       

                                       Руководитель: 
 
 
 
 

                                                 Омск-2010

                            Оглавление 
 
 
 

Введение___________________________________________________ 

Глава 1

I  Рыночные структуры _______________________________________ 
 

II Понятие и условия возникновения конкуренции_________________ 
 

III  Особенности рынка чистой конкуренции______________________ 

Глава 2

I Предприятие в условиях чистой конкуренции____________________ 
 

II Максимизация прибыли______________________________________ 
 

III Минимизация убытков______________________________________ 
 

IV Предельные издержки и предложение_________________________ 
 

V Долгосрочное равновесие в условиях чистой конкуренции________ 
 

Заключение_________________________________________________ 
 

Список используемой литературы______________________________ 
 
 
 
 

          I Введение 
 

    На  настоящем этапе демократических  реформ в России особую  актуальность

приобретает решение  проблемных  вопросов,  касающихся  создания  и  развития рыночных отношений, анализа  механизмов рыночного регулирования.    Важная роль в регулировании рыночных отношений принадлежит  конкуренции и сотрудничеству.

     КОНКУРЕНЦИЯ - это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем  случае — между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод (от лат. concurrentia - сталкиваться).

     В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.

     Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

     Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

                                                    3

Чем лучше организована  конкуренция,  чем  больше  участников  в  нее

вовлечено,  тем  быстрее  растет  производство,  потребление  и   накопление

интеллектуальных  и материальных ценностей.

    Создавая  рынок, нельзя ограничиваться  одной конкуренцией в чистом  виде.

Для  того  чтобы  конкуренция  была  созидательной  и  разумной,  необходимо

внедрить идею  «продуктивной  партнерской  конкуренции».  Именно  при  такой конкурентно-созидательной мотивации  будут  хорошо  сбалансированы  интересы роста личного и общественного благосостояния.

    Таким   образом,   конкуренция   и   сотрудничество    выступают    как

диалектическое  единство, которое нужно  рассматривать  во  взаимодействии  и

дополнение друг  друга. 

  Конкуренция   выступает  не  только  как   непримиримое соперничество за  право  лидерства  на  рынке  в  погоне  только  за  личной выгодой,  но   и   представляется   как   конкуренция   гуманная,   честная, справедливая, партнерская и созидательная.  Эти четыре  главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом - «сотрудничество».

 Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.* 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

   * Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. —

    Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. С.183

                                                              4

                                           Глава 1

                      I  Рыночные структуры

Основным предназначением  рынка является обеспечение добровольного  обмена

между продавцами и покупателями. Особенности данного обмена в значительной мере определяются мотивацией каждой из двух упомянутых сторон. Для исследования взаимодействия цены и выпуска необходимо обратиться к изучению поведения предприятий при разном строении

рынка. Наряду с мотивацией покупателей и продавцов структура рынков оказывает чрезвычайное влияние на особенности рыночных отношений.            Рыночная структура определяется совокупностью экономических условий, известных как структурные переменные — совокупность экономических особенностей, различия между которыми оказывают существенное влияние на экономические результаты рыночной деятельности и определяют характер рыночной конкуренции. Экономические условия воздействуют на результаты рыночной деятельности посредством влияния на экономические возможности покупателей и продавцов.*

В настоящее  время в экономической теории под рынком понимается

определенная  форма организации общественного производства, кото-

рая обеспечивает взаимодействие производства и потребления  посред-

ством механизма цен. Механизм цен является ключевым звеном рыноч-

ных отношений, так как именно он обеспечивает связь  между производи-

телями и потребителями, продавцами и покупателями, уравновешивая

предложение товаров  и услуг и спрос на них.**

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Селищев А. С. С29 Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с : ил. — (Серия «Учебники для

вузов»). С.226

*Ивашковский С. Н. '24 Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001.с.-42

                                                                                 5 

      В экономической науке выделяются  следующие типы рыночных структур

1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда

большое количество фирм производят аналогичную продукцию, но ни

размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них

воздействовать  на рыночную цену, в связи с чем  спрос на продукцию

отдельной фирмы  не будет сокращаться по мере увеличения ею своих

продаж. На графике  кривая спроса отдельной фирмы имеет  вид прямой

линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая

спроса имеет  отрицательный наклон, а кривая предложения  — положи-

тельный. Пересечение  кривой спроса с кривой предложения соответст-

вует точке  рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и

равновесным объемом  продаж. На конкурентном рынке реализуются

максимальные  объемы продукции.

2. Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монопо-

лизированным, если на нем функционирует единственный производи-

тель продукта, причем этот продукт не имеет близких  заменителей

произведенных в других отраслях. Следовательно, в  условиях чистой

монополии границы  отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому

кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой

рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон.

3. Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет

некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением  в

первую очередь  того, что в отрасли производится сходная, но не одина-

ковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную  моно-

польную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затра-

гивать качеств  товара как такового. Повышенный спрос  может быть 

                                                              6

обусловлен более  привлекательной упаковкой, более  удобным распо-                                                        

ложением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее  обслу-

живание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего

покупатели отдают предпочтение данному товару. Для  каждой такой

фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и  поэтому фирма

может влиять на цену.

4. Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупа-

тель. Монопольная  власть покупателя ведет к тому, что он устанавли-

вает цену.

5. Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим пони-

мается практика назначения компаниями разных цен для  различных

покупателей.

6. Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не

имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

7. Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число круп-

ных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На

таком рынке  фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объе-

мов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

8. Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фир-

мы. Частный случай олигополии.

      Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распро-

странения в  реальной действительности. Совершенная  конкуренция явля-

ется скорее научной абстракцией, а не фактически существует на совре-

менном рынке. Видимо, в прошлом (в XIX в. в Европе) ряд товарных рын-

Информация о работе Предприятие в условиях чистой конкуренции