Предприятие в условиях чистой конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:54, курсовая работа

Краткое описание

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Оглавление

Введение___________________________________________________


Глава 1

I Рыночные структуры _______________________________________



II Понятие и условия возникновения конкуренции_________________



III Особенности рынка чистой конкуренции______________________


Глава 2

I Предприятие в условиях чистой конкуренции____________________



II Максимизация прибыли______________________________________



III Минимизация убытков______________________________________



IV Предельные издержки и предложение_________________________



V Долгосрочное равновесие в условиях чистой конкуренции________



Заключение_________________________________________________



Список используемой литературы______________________________

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

ков во многих отношениях был близок к такой структуре. В настоящее же

время с известной  долей условности к совершенной  конкуренции можно

отнести, в частности, рынки зерна и ценных бумаг. Чистая монополия в                                                                                                                          

                                                             7

рыночной экономике  также представляет собой крайне редкое явление,

особенно в  масштабах всей страны.

       Что касается других форм рынка, то они широко распространены в со-

временной практике хозяйствования. Двусторонняя монополия  встречается

на рынке труда, где сталкиваются две монопольные  силы — профсоюзы и

предпринимательские организации. Дискриминация в области  цен имеет

место в пассажирских авиаперевозках, во врачебной практике, в адвокат-

ских услугах  и т. п.

Но наиболее распространенными рыночными структурами  являются

монополистическая конкуренция и олигополия.* 

II Понятие и условия возникновения конкуренции 

Для существования  совершенной (чистой, свободной) конкуренции необ-

ходимо соблюдение следующих условий.

1. Большое количество относительно мелких производителей и по-

купателей, их свободный  вход на рынок и выход из него. Это означает,

что любой человек  может заняться предпринимательской  деятельностью

или прекратить подобное занятие. Он может открыть свою фирму и само-

стоятельно трудиться; может нанять работников и стать, по терминологии

К. Маркса, капиталистом; купить акции или облигации любой  компании;

положить деньги в банк и получать соответствующие  проценты; инвес-

тировать средства в недвижимость (землю, дом) и присваивать  ренту. 

------------------------------------------------------------------------------------------------*Ивашковский С. Н. '24 Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001.с.-243

                                                                               8

2. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых

и прочих факторов производства в долгосрочном периоде. Если изме-

няется спрос  на конечный продукт в долгосрочном периоде, то это должно

вызвать перелив  факторов производства из менее прибыльных отраслей в

более прибыльные. Когда участники конкуренции  вкладывают свои деньги

в какой-то актив, например в акции, то делают они это  не просто так, а

ради получения прибыли. Рассчитывать на нее они могут лишь в том

случае, если в  результате перемещения их капитала растут производство

и объем продаж. А это возможно, если привлекаются дополнительные

ресурсы, применяются  более эффективные технологии, формы  организа-

ции производства и т. д.

3. Наличие у всех участников конкуренции полной информации о

рыночных условиях. Полная информация означает выполнение следую-

щих требований:

а) покупатели и  продавцы имеют исчерпывающее представление  о спро-

се и предложении, знают цены на факторы производства и готовую

продукцию во всех секторах рынка и действуют в  соответствии с ценами;

б) нормы прибыли  действующих в отрасли фирм известны всем потен-

циальным конкурентам, которые при желании могут  свободно войти

в отрасль и  заняться выгодным для них бизнесом.

Без перечисленных  требований субъекты экономической  деятельности

не могут сделать  рациональный выбор: между покупкой дома и приобре-

тением акций; вложением денег в ценные бумаги разных компаний; при

покупке потребительских товаров и т. д.* 

-------------------------------------------------------------------------------------------------

*Ивашковский С. Н. '24 Микроэкономика: Учеб. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дело,2001.с.-245

                                                            9

III Особенности рынка чистой конкуренции

Конечно, в течение  короткого отрезка времени в  условиях совершенной

конкуренции фирма  может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли. Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные

ресурсы таким  образом, чтобы достичь максимального удовлетворения

потребностей. Данное положение означает, что фирмы  будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные

издержки ресурса  не будут равны цене, за которую  его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графи-

чески это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.

Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия на всех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такая предпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают на лучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи — более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Совершенно очевидно, что на фирмах, использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласовать этот очевидный

факт с положением о том, что средние издержки для  всех фирм в условиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?

                                                           10

В экономической  теории существует следующее объяснение этого

парадокса: предполагается, что владельцы более совершенных  ресурсов

получают большее  вознаграждение. Например, более квалифицированные

рабочие — большую  заработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокую цену и т. д. Таким образом, вся экономия, полученная за счет более эффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию к равенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.

 Говоря о  том, что совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит из платежеспособных

потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываются фирмами: их осуществляет общество.

В этом случае говорят  о побочных внешних выгодах или  издержках.

Совершенная конкуренция  не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, как противопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.* 
 

--------------------------------------------------------------------------------------------------- 

   * Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — Н90 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА, 2002. С.222

                                                            11

                                    Глава 2 

I Предприятие в условиях чистой конкуренции 

Предприятие — это организация, созданная для производства товаров и услуг с целью их продажи на рынке.*

Предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибыли, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Конкуренция на рынке выступает в различных  формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая  конкуренция – соперничество  между предпринимателями одной  отрасли хозяйства за более выгодные условия выпуска и сбыта товаров. Это происходит потому, что предприятия  отрасли существенно различаются  между собой по качеству используемых средств производства (оборудования, станков), технической оснащенности и квалифицированной рабочей силы, вследствие чего возникают различия по величине стоимости выпускаемых изделий и размеру прибыли в расчете на единицу продукции. Несмотря на эти различия, внутриотраслевая конкуренция приводит к уравнению цен и прибылей. Межотраслевая конкуренция – вид конкуренции между производителями, действующими в разных отраслях экономики. В основе межотраслевой конкуренции лежит стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли, поиску наиболее выгодной сферы приложения капитала. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или

----------------------------------------------------------------------------------------------

* Селищев А. С. С29 Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с : ил. — (Серия «Учебники для

вузов»). С.167

                                                          12

ином рынке  по семи признакам:

1) число фирм-производителей;      

2) различие ("дифференциация") товаров;

3) уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы  в производстве и реализации  данного товара);

4) способ формирования  цены товара;

5) возможности  для появления новой фирмы  на данном рынке;

6) степень информированности  покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

7) в какой  мере покупка осуществляется  без принуждения.

В современных  международных торгово-экономических  отношениях постепенно сформировались правила конкуренции. Это, прежде всего  международные согласованные нормы  по контролю и защите конкуренции. Наиболее детально правила конкуренции изложены в ст. 85, 86 и 91 Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Рынок чистой конкуренции образует множество продавцов и покупателей какого-либо схожего (взаимозаменяемого) товара. Ни один из покупателей или продавцов в отдельности не оказывает решающего влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в силах устанавливать цену выше рыночной, поскольку известно, что покупатель может свободно приобрести любое необходимое количество товара по рыночной цене.* 
 
 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

*Чайникова, Л.Н. Ч157 Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 192 с. – 120 экз. – ISBN 5-8265-0568-0 (978-5-8265-0568-7). С.8 

                                                             13

                    II Максимизация прибыли 

     Кривая общих затрат представляет все множество объемов выпуска с минимальными затратами. Какой объем выберет конкурентная фирма, зависит от цены ее продукции. Произведение объема проданной продукции на ее цену называют общей выручкой TR (total revenue). Разность между общей выручкой и общими затратами есть прибыль.

Информация о работе Предприятие в условиях чистой конкуренции