Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 10:54, курсовая работа
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение___________________________________________________
Глава 1
I Рыночные структуры _______________________________________
II Понятие и условия возникновения конкуренции_________________
III Особенности рынка чистой конкуренции______________________
Глава 2
I Предприятие в условиях чистой конкуренции____________________
II Максимизация прибыли______________________________________
III Минимизация убытков______________________________________
IV Предельные издержки и предложение_________________________
V Долгосрочное равновесие в условиях чистой конкуренции________
Заключение_________________________________________________
Список используемой литературы______________________________
Цель конкурентной фирмы — получить максимум прибыли. Если у фирмы разность между выручкой и затратами будет меньше, чем у конкурентов, то со временем ее вытеснят с рынка. Поэтому конкурентная фирма производит и предлагает на рынке такой объем продукции, который максимизирует ее прибыль.
При экзогенно заданной системе цен прибыль зависит только от объема выпуска
π(Q) = PQ – TC(Q), где Р — цена блага.
В этом случае необходимым условием максимизации прибыли является следующее равенство:
а достаточным — отрицательное значение второй производной функции прибыли
.
Достаточное условие выполняется, если предельные затраты возрастают. Следовательно, прибыль конкурентной фирмы достигает максимума при таком объеме выпуска, при котором возрастающие предельные затраты становятся равными цене продукции.
Прибыль достигает максимума при выпуске Q единиц продукции. Обратим внимание на то, что при выпуске Q0 единиц предельные затраты тоже равны цене, но здесь не выполняется достаточное условие максимизации прибыли.
Объем выпуска, максимизирующий прибыль, зависит от технологических и экономических условий функционирования фирмы.*
Как же достичь максимальной прибыли? Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска готовой продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т. е. был бы самым эффективным. Поскольку фирма осуществляет определенные затраты на приобретение вводимых факторов производства (нанимает рабочих, закупает сырье и оборудование, платит за землю и т. п.), то вышеприведенное условие выбора можно представить и в следующем виде:, фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства. Затраты на приобретение вводимых факторов производства, или экономических ресурсов, называются издержками производства. Значит, наиболее экономически эффективным методом производства какого-либо товара
считается такой,
при котором происходит минимизация издержек
производства.**
------------------------------
*Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. — 4_е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт_Издат,
2006. — 374 с. — (Университеты России). с 48
**Долан
Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. – 1994.
– С. 448.
III Минимизация убытков
Под издержками
производство определенного объема продукции. В зависимости от издержек
определяют эффективность производства и рациональную его организацию.
Издержки оказывают непосредственное воздействие на конкурентное
предложение, и поэтому необходимо ввести их классификацию, чтобы понять, какую роль играют разные виды издержек в таком предложении.
Прежде всего выделяются
Внутренние издержки: владелец собственного предприятия или магазина не
платит самому себе заработную плату, не получает арендной платы за здание,
в котором находится магазин. Если он вкладывает денежные средства в
торговлю, то не получает тех процентов, которые бы он имел, положив их в
банк. Но владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую, или экономическую, прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. В отличие от экономической прибыли бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.
Практика свидетельствует, что
выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление издержек на
зависимые и независимые от величины производства. Постоянные издержки
16
не зависят от объема выпускаемой продукции, они существуют и тогда, когда не выпускается никакой продукции, или, как нередко говорят, имеются и при нулевом объеме производства. Они определяются тем, что стоимость
оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки
предприятия.
Переменные издержки зависят от объема производимой продукции, но эта
зависимость имеет различный характер при разных количествах продукции.
Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки.
Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единицу продукции.
1.Предприятие
получает прибыль до тех пор,
пока цена больше средних
2.Предприятие стремится минимизировать свой убыток, но не закрываться, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек в точке равенства
3.Предприятие
стремится минимизировать свой
убыток путём закрытия, если цена
меньше минимума средних
IV Предельные издержки и предложение
Так как целью
вызывает необходимость использования категории предельных издержек.
Предельные издержки — это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или
расчетного объема производства.
Предельные издержки представляют собой то приращение затрат, или
расходов, которое необходимо для получения следующей, дополнительной
единицы продукции. Поэтому предельные затраты, или издержки, можно найти путем вычитания двух соседних валовых издержек. По своей форме предельные издержки сходны с предельной полезностью товара. Предельный физический продукт определяется как прирост выпуска продукции, выраженный в физических единицах, который произведен за счет
каждой дополнительной единицы переменных затрат определенного рода, когда другие затраты остаются неизменными. В самом деле, при принятии экономических решений речь идет не об отказе от других затрат или издержек в пользу одной-единственной, а об их сопоставлении и сравнительной оценке. В результате этого часто оказывается
целесообразным заменить, например, затраты на более дорогие ресурсы
относительно дешевыми. Такое сравнение лучше всего можно осуществить с помощью предельного анализа. Наконец, предельные затраты следует отличать от средних затрат, которые определяются как частное от деления общих затрат на количество продукции. Очевидно, что предприятие не может продавать свою продукцию ниже средних затрат, или издержек, ибо в таком случае оно неминуемо обанкротится. Поэтому средние издержки являются важным показателем его работы.
Между средними и предельными
издержками существует
предельном анализе. Понятие предельных издержек дает возможность
предприятию прогнозировать конкурентное предложение своей продукции. Для этого необходимо построить кривую предельных издержек и отождествить ее с кривой предложения. Тогда можно ожидать, что максимальная прибыль будет достигнута в точке пересечения кривой предложения с линией равновесной рыночной цены.
Эффективное распределение
издержек с ценами товаров, и поэтому рынок направляет ресурсы туда, где
издержки меньше,
чем в других предприятиях.*
V Долгосрочное равновесие в условиях чистой конкуренции
Если
за короткий период равновесное состояние,
то есть ситуация, когда фирма удовлетворена
выполнением своих
Эти условия можно выразить следующей формулой:
Цена = предельные издержки = краткосрочные удельные затраты = долгосрочные удельные затраты
------------------------------
* Зубко Н.М. Экономическая
теория – Мн.: НТЦ АПИ. – 1998. – С. 311
19
Равенство цены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена
найденным объемом выпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его.
Если данное равенство нарушается, она будет стремиться изменить объем
выпуска при данных размерах предприятия.
Равенство краткосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достигла оптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровень выпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимо менять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска: инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращать рабочую силу и тому подобное. Наконец, равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишь нормальную прибыль - не более и не менее. Если нарушается это равенство и цена превышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальной и в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена ниже удельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинают покидать отрасль.
Экономисты рассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру. Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, при условии, что P=MC. Это означает оптимальное распределение ресурсов, при котором они используются наиболее рационально, принося максимальную общественную пользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирма производит при условии P=AC. При этом каждая фирма получает лишь нормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможных вариантов выпуск.*
Информация о работе Предприятие в условиях чистой конкуренции