Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, реферат
Рассматривается понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.
Введение___________________________________________________3
1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска__________5
2. Кривая спроса индивидуальной фирмы_______________________11
3.Цена и выпуск в долгосрочном периоде_______________________18
4.Вход и выход идентичных товаров___________________________20
5.Три вида долгосрочных кривых предложения__________________23
Заключение________________________________________________25
Список использованной литературы___________________________26
Институт управления
Реферат
на тему:
Чистая конкуренция
Москва 2011
Содержание:
Введение______________________
1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска__________5
2. Кривая спроса индивидуальной фирмы_______________________11
3.Цена и выпуск в долгосрочном периоде_______________________
4.Вход и выход идентичных товаров_______________________
5.Три вида долгосрочных кривых предложения__________________
Заключение____________________
Список использованной литературы____________________
Чистая ( совершенная ) конкуренция
Чистая конкуренция — рыночная структура , при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом , предлагая и запрашивая однородный продукт .
Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается прежде всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью продукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.
Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих характеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследованиях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.
Однако не следует забывать, что мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкурен цию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание другой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.
Вывод : между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы ; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества ( соперничества как особой структуры рынка не существует !)
1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска
В модели чистой конкуренции обмен полностью обезличен. Изза предполо жения большого количества и совершенной конкуренции и продавцы, и покупа тели являются ценополучателями ( price takers ), т. е. вынуждены принимать цену как нечто данное, экзогенное. Отсюда следует, что исходная функция рынка за ключается в предоставлении информации от продавцов к покупателям и от поку пателей к продавцам, с тем чтобы рыночные цены адекватно отражали как издерж ки производства для производителя, так и ценность продукта для потребителей. Микроэкономическая теория исходит из того, что покупатели знают свои пред почтения, а продавцы — издержки своего производства. Дело рынка — свести эти два важнейших сегмента информации воедино.
Продавцы не имеют ни малейшего понятия ни о кривых индивидуального, ни о кривых рыночного спроса. Однако они ориентируются в текущих рыночных ценах. На практике этого вполне достаточно для того, чтобы продавцы принимали рациональные решения. По сути, модель чистой конкуренции является описанием того, как отдельные производители реагируют на ценовую информацию и как их коллективное поведение отвечает на независимые решения потребителей, определяя тем самым рыночное равновесие.
2. Кривая спроса индивидуальной фирмы
В данном параграфе мы намерены обосновать положение, приведенное в пара графе 7.1, о том, что кривая спроса индивидуальной фирмы в условиях чистой конкуренции представляет собой горизонтальную линию.
Условия спроса: индивидуальный |
продавец |
РА
Р Р*
о Go Q * Q
Рис . 8.2. Индивидуальное и рыночное равновесие
Строго говоря, рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции нами уже рассматривалось в главе 2 как пересечение кривых рыночного спроса и предло жения (рис. 2.15). Однако на той стадии анализа мы отвлекались от изучения индивидуального поведения как покупателей, так и продавцов. В главе 4 мы выяс нили, что кривая рыночного спроса отражает индивидуальные предпочтения покупателей. Теперь важно уяснить, как реагируют на действия покупателей ин дивидуальные продавцы.
На рис. 8.2 изображено равновесие как с точки зрения всего рынка, так и с точки зрения отдельного производителя. С рыночной точки зрения равновесная цена равна Р*, а равновесный объем — Q *. Однако индивидуальный продавец видит ситуацию несколько иначе. Все (кроме него) производители вместе взятые
предлагают Q ^ единиц продукта, что соответствует цене Р' (как если бы нашего индивидуального производителя не существовало).
Иными словами, индивидуальный производитель обладает контролем над «верхушкой» рыночного спроса, что соответствует линии d на графике. Кривая спроса индивидуальной фирмы ( d ), как и кривая спроса отрасли D , имеет отрица тельный наклон, а предельный доход фирмы (тег) меньше цены.
Когда фирма предполагает дополнительную q единицу выпуска, она тем са мым приводит к падению цены с Р' до уровня Р*. Должно ли это беспокоить фир му? Если и да, то в гораздо в меньшей степени, чем в случае, если бы фирма была единственным продавцом на рынке.
В реальной жизни индивидуальный производитель не заметит результата сво его воздействия на рыночную цену. Между предельной выручкой (или предельным доходом) MR , соответствующей кривой рыночного спроса D , и предельной выручкой (или предельным доходом) тг индивидуальной фирмы существует принципиальное различие. В главе 3 мы выяснили (формула 3.5), что:
Ш = Р + ^ (81)
Это справедливо для случая, если рынок является монополистическим, т. е. весь выпуск отрасли сосредоточен в одних руках. Однако в условиях чистой конкурен ции индивидуальная фирма производит очень небольшой объем выпуска ( q ) и не ощущает воздействия своего выпуска на цену и выпуск прочих продавцов. Зависимость между предельным доходом фирмы и рыночной ценой можно выразить как:
г. Ф
ШГ= q d ' (8 ' 2)
Различие между формулами 8.1 и 8.2 заключается в том, что снижение цены важно фирме только постольку, поскольку оно касается выпуска фирмы ( q ). Если выпуск фирмы равен q = Q / п, где п — количество продавцов, выражение 8.2 приобретает вид:
При этом тг стремится к Р, если п стремится к бесконечности, или
тгР. (8.4)
Именно в этом смысле фирма является «ценополучателем». Ее выпуск ( q = Q / n ) настолько мал по отношению к объему выпуска отрасли ( Q ), что им смело можно пренебречь.
В рамках микроэкономического анализа поведение ценополучателя имеет два важных следствия. Вопервых, ценополучатель уверен, что изменение собственно го объема выпуска ( q ) не влияет на рыночную цену. И хотя логика закона спроса диктует, что некоторый эффект все же существует, фирма рассматривает его как крайне незначительный. Второй вывод касается различия между ценой и предель ным доходом с точки зрения индивидуального продавца. В соответствии с законом спроса кривая предельного дохода фирмы (тг) (см. рис. 8.2) расположена ниже ее кривой спроса ( d ), но разница настолько мала, что ею также можно пренебречь.
о < г о q * a
Рис . 8.3. Линии спроса : а ) индивидуального , б ) рыночного
Модель чистой конкуренции демонстрирует существенное различие между кривыми спроса отрасли и отдельного продавца. Первая (кривая рыночного спроса отрасли) представлена наклонной линией D (рис. 8.3, б) и соответствует общему закону спроса. Она пересекает рыночную кривую предложения, определяя равновесную цену и равновесный объем. Последняя (линия индивидуального спроса) является горизонтальной или совершенно эластичной линией d . Она служит своеобразным ценовым «сигналом» для фирмы (рис. 8.3, а).
Кривая спроса фирмы . В модели чистой конкуренции спрос на продукцию фирмы соответствует рыночной цене , по которой фирма продает свою продукцию . Эта горизонтальная линия и есть кривая спроса фирмы .
Горизонтальная линия спроса отражает важный микроэкономический постулат, согласно которому влияние мелкой фирмы на цену крайне незначительно. Таким образом, мы доказали высказанное еще в главе 7 суждение о виде линии спроса на продукцию фирмы при совершенной конкуренции (см. рис. 7.1).
2.1. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие
Так как индивидуальный продавец не обладает контролем над ценой, единственное экономическое решение, которое для него остается, — определить объем выпуска, который ему следует предложить для продажи на рынке.
При данной рыночной цене объем выпуска можно определить путем ее срав нения с соответствующими издержками. Если фирма стремится к максимиза ции прибыли, то ей следует найти тот объем выпуска, при котором существует максимальная разница между валовым доходом (общей выручкой) и общими из держками.
Прибыль предприятия (я) представляет разность между общей выручкой (77?) и общими издержками короткого периода ( STC ):
n ( q ) = TR ( q ) STC ( q ). (8.5)
Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (усло вие необходимости):
dn(q) dTR{q) dSTC(q) .
иг ^ — 1 г =0 (8 6)
Однако нам известно, что:
dTR { q ) / dq = MR ( q ) и dSTC ( q )/ dq MC { q ).
Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли заключается в том, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам:
MR ( q *) = MC ( q *), (8.7)
где q * — оптимальный объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Вместе с тем нам уже известно, что в условиях чистой конкуренции:
MR = AR = Р. (8.8)
Таким образом, необходимое (первого порядка) условие максимизации прибыли есть не что иное, как равенство предельных издержек и цены:
P ~ MC ( q *). (8.9)
Эта ситуация изображена на рис. 8.4, б.
Здесь цена ( P = mr = ar = d ) изображена в виде горизонтальной линии (как и на рис. 8.3, а). В точке А' кривая краткосрочных предельных издержек { SMC ) пере секает линию цены (одновременно являющуюся линией предельной выручки). Точке А' соответствует объем максимального выпуска фирмы ( q *) в условиях чистой конкуренции. Отсюда следует вывод.
Условие максимизации прибыли первого порядка ( необходимое ): прибыль максимальна тогда , когда предельная выручка ( цена ) равна предельным издержкам : MR = P .
Но так как кривая SMC выпукла к оси абсцисс, то она имеет две точки пересе чения с линией Р (еще и точку А"). Но в точке А" максимальна не прибыль, а убытки. Для различения этих двух случаев математика использует условие мак симизации второго порядка {условие достаточности):
d 2 n d 2 TR d 2 STC n
d7 = W^F~' ' (8 Л 0)
или
d 2 TR d 2 STC dq 2 < dq 2 ' (8.10а)
Но левая часть неравенства (8.10а) — показатель наклона кривой MR , а правая часть — показатель наклона кривой SMC . Отсюда следует вывод.