Чистая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, реферат

Краткое описание

Рассматривается понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию.

Оглавление

Введение___________________________________________________3
1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска__________5
2. Кривая спроса индивидуальной фирмы_______________________11
3.Цена и выпуск в долгосрочном периоде_______________________18
4.Вход и выход идентичных товаров___________________________20
5.Три вида долгосрочных кривых предложения__________________23
Заключение________________________________________________25
Список использованной литературы___________________________26

Файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 223.50 Кб (Скачать)


Институт управления

 

 

                                                                           Факультет: бухучет

                                                                 Специальность: бакалавр экономики

                                                        Дисциплина: микроэкономика

                                                                                    Курс: 1

 

 

 

 

Реферат

на тему:

 

Чистая конкуренция

 

                                       

                                                                                                            

                                                                   

                                                       Выполнил студент: Сергушенкова М.Ю.

                                                                           Группа: УЭША-12/11-с-1-б                                            

                                               Научный руководитель: К.Э.Н. Терентьева И.А.

                                                                 Оплачено до: 02.01.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

 

 

 

 

Содержание:

             

Введение___________________________________________________3

 

1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска__________5

 

2. Кривая спроса индивидуальной фирмы_______________________11

 

3.Цена и выпуск в долгосрочном периоде_______________________18

 

4.Вход и выход идентичных товаров___________________________20

 

5.Три вида долгосрочных кривых предложения__________________23

 

Заключение________________________________________________25

 

Список использованной литературы___________________________26



Чистая ( совершенная ) конкуренция

 

 

Чистая конкуренция — рыночная структура , при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом , предлагая и запрашивая однородный продукт .

Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается преж­де всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью про­дукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.

Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих ха­рактеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, на чисто конкурентном рынке от­сутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследовани­ях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде та­кое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.

Однако не следует забывать, что мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкурен­ цию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание дру­гой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.

Вывод : между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы ; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества ( соперничества как особой структуры рынка не существует !)

1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска

В модели чистой конкуренции обмен полностью обезличен. Изза предполо­ жения большого количества и совершенной конкуренции и продавцы, и покупа­ тели являются ценополучателями ( price takers ), т. е. вынуждены принимать цену как нечто данное, экзогенное. Отсюда следует, что исходная функция рынка за­ ключается в предоставлении информации от продавцов к покупателям и от поку­ пателей к продавцам, с тем чтобы рыночные цены адекватно отражали как издерж­ ки производства для производителя, так и ценность продукта для потребителей. Микроэкономическая теория исходит из того, что покупатели знают свои пред­ почтения, а продавцы — издержки своего производства. Дело рынка — свести эти два важнейших сегмента информации воедино.

Продавцы не имеют ни малейшего понятия ни о кривых индивидуального, ни о кривых рыночного спроса. Однако они ориентируются в текущих рыночных ценах. На практике этого вполне достаточно для того, чтобы продавцы принима­ли рациональные решения. По сути, модель чистой конкуренции является описа­нием того, как отдельные производители реагируют на ценовую информацию и как их коллективное поведение отвечает на независимые решения потребителей, определяя тем самым рыночное равновесие.

2. Кривая спроса индивидуальной фирмы

В данном параграфе мы намерены обосновать положение, приведенное в пара­ графе 7.1, о том, что кривая спроса индивидуальной фирмы в условиях чистой конкуренции представляет собой горизонтальную линию.

Условия спроса: индивидуальный


 

продавец


РА

Р Р*

о Go Q * Q

Рис . 8.2. Индивидуальное и рыночное равновесие

Строго говоря, рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции нами уже рассматривалось в главе 2 как пересечение кривых рыночного спроса и предло­ жения (рис. 2.15). Однако на той стадии анализа мы отвлекались от изучения ин­дивидуального поведения как покупателей, так и продавцов. В главе 4 мы выяс­ нили, что кривая рыночного спроса отражает индивидуальные предпочтения покупателей. Теперь важно уяснить, как реагируют на действия покупателей ин­ дивидуальные продавцы.

На рис. 8.2 изображено равновесие как с точки зрения всего рынка, так и с точки зрения отдельного производителя. С рыночной точки зрения равновесная цена равна Р*, а равновесный объем — Q *. Однако индивидуальный продавец видит ситуацию несколько иначе. Все (кроме него) производители вместе взятые

предлагают Q ^ единиц продукта, что соответствует цене Р' (как если бы нашего индивидуального производителя не существовало).

Иными словами, индивидуальный производитель обладает контролем над «верхушкой» рыночного спроса, что соответствует линии d на графике. Кривая спроса индивидуальной фирмы ( d ), как и кривая спроса отрасли D , имеет отрица­ тельный наклон, а предельный доход фирмы (тег) меньше цены.

Когда фирма предполагает дополнительную q единицу выпуска, она тем са­ мым приводит к падению цены с Р' до уровня Р*. Должно ли это беспокоить фир­ му? Если и да, то в гораздо в меньшей степени, чем в случае, если бы фирма была единственным продавцом на рынке.

В реальной жизни индивидуальный производитель не заметит результата сво­ его воздействия на рыночную цену. Между предельной выручкой (или предель­ным доходом) MR , соответствующей кривой рыночного спроса D , и предельной выручкой (или предельным доходом) тг индивидуальной фирмы существует принципиальное различие. В главе 3 мы выяснили (формула 3.5), что:

Ш = Р + ^ (81)

Это справедливо для случая, если рынок является монополистическим, т. е. весь выпуск отрасли сосредоточен в одних руках. Однако в условиях чистой конкурен­ ции индивидуальная фирма производит очень небольшой объем выпуска ( q ) и не ощущает воздействия своего выпуска на цену и выпуск прочих продавцов. Зависи­мость между предельным доходом фирмы и рыночной ценой можно выразить как:

г. Ф
ШГ= q d ' (8 ' 2)

Различие между формулами 8.1 и 8.2 заключается в том, что снижение цены важно фирме только постольку, поскольку оно касается выпуска фирмы ( q ). Если выпуск фирмы равен q = Q / п, где п — количество продавцов, выражение 8.2 приобретает вид:

При этом тг стремится к Р, если п стремится к бесконечности, или

тгР. (8.4)

Именно в этом смысле фирма является «ценополучателем». Ее выпуск ( q = Q / n ) настолько мал по отношению к объему выпуска отрасли ( Q ), что им смело можно пренебречь.

В рамках микроэкономического анализа поведение ценополучателя имеет два важных следствия. Вопервых, ценополучатель уверен, что изменение собственно­ го объема выпуска ( q ) не влияет на рыночную цену. И хотя логика закона спроса диктует, что некоторый эффект все же существует, фирма рассматривает его как крайне незначительный. Второй вывод касается различия между ценой и предель­ ным доходом с точки зрения индивидуального продавца. В соответствии с законом спроса кривая предельного дохода фирмы (тг) (см. рис. 8.2) расположена ниже ее кривой спроса ( d ), но разница настолько мала, что ею также можно пренебречь.

о < г о q * a

Рис . 8.3. Линии спроса : а ) индивидуального , б ) рыночного

Модель чистой конкуренции демонстрирует существенное различие между кривыми спроса отрасли и отдельного продавца. Первая (кривая рыночного спро­са отрасли) представлена наклонной линией D (рис. 8.3, б) и соответствует обще­му закону спроса. Она пересекает рыночную кривую предложения, определяя равновесную цену и равновесный объем. Последняя (линия индивидуального спроса) является горизонтальной или совершенно эластичной линией d . Она слу­жит своеобразным ценовым «сигналом» для фирмы (рис. 8.3, а).

Кривая спроса фирмы . В модели чистой конкуренции спрос на продукцию фирмы соответствует рыночной цене , по которой фирма продает свою продукцию . Эта го­ризонтальная линия и есть кривая спроса фирмы .

Горизонтальная линия спроса отражает важный микроэкономический посту­лат, согласно которому влияние мелкой фирмы на цену крайне незначительно. Таким образом, мы доказали высказанное еще в главе 7 суждение о виде линии спроса на продукцию фирмы при совершенной конкуренции (см. рис. 7.1).

2.1. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие

Так как индивидуальный продавец не обладает контролем над ценой, един­ственное экономическое решение, которое для него остается, — определить объем выпуска, который ему следует предложить для продажи на рынке.

При данной рыночной цене объем выпуска можно определить путем ее срав­ нения с соответствующими издержками. Если фирма стремится к максимиза­ ции прибыли, то ей следует найти тот объем выпуска, при котором существует максимальная разница между валовым доходом (общей выручкой) и общими из­ держками.

Прибыль предприятия (я) представляет разность между общей выручкой (77?) и общими издержками короткого периода ( STC ):

n ( q ) = TR ( q ) STC ( q ). (8.5)

Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (усло­ вие необходимости):

dn(q) dTR{q) dSTC(q) .

иг ^ — 1 г =0 (8 6)

Однако нам известно, что:

dTR { q ) / dq = MR ( q ) и dSTC ( q )/ dq MC { q ).

Таким образом, необходимое условие максимизации прибыли заключается в том, чтобы предельная выручка равнялась предельным издержкам:

MR ( q *) = MC ( q *), (8.7)

где q * — оптимальный объем выпуска, при котором прибыль максимальна. Вместе с тем нам уже известно, что в условиях чистой конкуренции:

MR = AR = Р. (8.8)

Таким образом, необходимое (первого порядка) условие максимизации при­были есть не что иное, как равенство предельных издержек и цены:

P ~ MC ( q *). (8.9)

Эта ситуация изображена на рис. 8.4, б.

Здесь цена ( P = mr = ar = d ) изображена в виде горизонтальной линии (как и на рис. 8.3, а). В точке А' кривая краткосрочных предельных издержек { SMC ) пере­ секает линию цены (одновременно являющуюся линией предельной выручки). Точке А' соответствует объем максимального выпуска фирмы ( q *) в условиях чистой конкуренции. Отсюда следует вывод.

Условие максимизации прибыли первого порядка ( необходимое ): прибыль максимальна тогда , когда предельная выручка ( цена ) равна предельным издержкам : MR = P .

Но так как кривая SMC выпукла к оси абсцисс, то она имеет две точки пересе­ чения с линией Р (еще и точку А"). Но в точке А" максимальна не прибыль, а убытки. Для различения этих двух случаев математика использует условие мак­ симизации второго порядка {условие достаточности):

d 2 n d 2 TR d 2 STC n

d7 = W^F~' ' (8 Л 0)

или

d 2 TR d 2 STC dq 2 < dq 2 ' (8.10а)

Но левая часть неравенства (8.10а) — показатель наклона кривой MR , а правая часть — показатель наклона кривой SMC . Отсюда следует вывод.

Информация о работе Чистая конкуренция