Экономическое равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить экономическое равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции. Задачи исследования: рассмотрение сущности и условий возникновения совершенной конкуренции, изучение равновесия в условиях минимизации убытков и работы с прибылью в краткосрочном периоде, условий прекращения производственной деятельности, предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде, равновесия в долгосрочном периоде, экономической прибыль фирмы и эффективности совершенно-конкурентного рынка.

Файлы: 1 файл

Экономическое равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение

 

Экономическое равновесие – состояние  экономической системы, рынка, характеризуемое  наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов, например равновесия спроса и предложения, производства и потребления, доходов и расходов. Равновесие может быть неустойчивым, кратковременным и устойчивым, длительным.

Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции. В этой связи возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках. Итак, рассмотрение категории «конкуренция» представляет интерес для меня, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение для нас важно и актуально.

Цель данной работы: изучить  экономическое равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции. Задачи исследования: рассмотрение сущности и условий возникновения совершенной конкуренции, изучение равновесия в условиях минимизации убытков и работы с прибылью в краткосрочном периоде, условий прекращения производственной деятельности, предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде, равновесия в долгосрочном периоде, экономической прибыль фирмы и эффективности совершенно-конкурентного рынка.

Объект исследования: экономическое равновесие фирмы и отрасли в условиях совершенной конкуренции. Предмет исследования: теоретический и практический материал по интересуемой нас теме.

 

Глава 1. Сущность и условия возникновения совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция представляет собой такую рыночную структуру, при которой неограниченное количество фирм производят и продают однородную продукцию; вход и выход субъектов хозяйствования из отрасли ничем не ограничен, число субъектов рынка (покупателей и продавцов) весьма велико; все покупатели и продавцы обладают полной информацией о ценах продаваемых товаров.

В условиях совершенной конкуренции  предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой, но оно не может оказать влияние на цену продукции.

В краткосрочном периоде постоянные издержки не оказывают влияния на объем предложения. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних переменных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

Объем предложенной рынку продукции по каждой цене представляет собой сумму объемов продукции всех фирм на рынке. В краткосрочном периоде число фирм и их постоянные факторы представляют собой постоянные величины, вся продукция производится уже существующими фирмами. Число фирм, имеющихся на рынке в краткосрочном периоде фиксировано, но число функционирующих фирм возрастает, как правило, по мере роста цен на продукцию, так как в этом случае фирмы, ранее закрытые в силу убыточности или получения лишь нормальной экономической прибыли, открывают и начинают наращивать свое производство. Новые фирмы в краткосрочном периоде не имеют времени на строительство фабрик и организацию производства, так что вся продукция производится уже действующими фирмами.

Краткосрочная рыночная кривая предложения получается путем суммирования объемов предложения всех фирм при каждой возможной цене, т.е. представляет сумму по горизонтали индивидуальных кривых предельных издержек всех фирм, работающих на рынке. При этом для каждой фирмы сохраняется условие P = MC. Индивидуальная фирма может получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости. На цену в этом случае оказывают влияние ни один отдельно взятый продавец, а все продавцы вместе взятые.

Детерминантами рыночного предложения являются:

-количество фирм в отрасли;

-средний размер фирмы в отрасли (чем фирмы больше по размеру, тем - больший объем продукции они производят и достигают минимально возможных средних издержек);

-технологии, применяемые в отрасли (улучшение технологий способствует росту предложения товаров).

При совершенной конкуренции фирмы  не могут оказывать влияния на цены продаваемого товара. Однако, в  долгосрочном периоде они имеют  большую гибкость в расширении своих  операций и перераспределении своих ресурсов в другие отрасли по сравнению с тем, что они могут сделать за краткосрочный период.

В длительном периоде всякое предприятие  имеет возможность выбора производственной мощности, а значит и большую, чем  в коротком периоде возможность  изменить объем выпуска. Благодаря же свободе входа в отрасль и выхода из нее, меняется число фирм, ищущих максимум прибыли на данном рынке. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек типичной фирмы. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать в отрасль новые фирмы, а убытки, наоборот, усилят уход из данной в более прибыльную отрасль.

В условиях совершенной конкуренции  в долгосрочном периоде соблюдается  равенство1: MR = MC = AC = P

MR – предельный доход

MC – предельные издержки

AC – средние издержки

В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль  только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной  отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

В экономике совершенной конкуренции  достигается эффективность распределения  ограниченных ресурсов между фирмами  и отраслями в целях максимального удовлетворения потребностей. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность, а предельные общественные затраты равны предельным общественным выгодам.

Конкуренция является одним из основных условий для развития рыночной экономики. По мнению ведущих экономистов, существуют несколько условий совершенной конкуренции, при выполнении которых возможно значительно ускорение развития экономики. Очевидно, что создание совершенной конкуренции на реальном рынке практически невозможно, но стремиться к созданию условий для идеальной конкуренции просто необходимо.

В соответствии с наиболее распространенным  определением, совершенная конкуренция — это состояние рынка, при котором на рынке действует большое количество производителей и покупателей товара, при этом никто из них не может диктовать условия покупки или продажи определенного товара. Предполагается, что как покупатель, так и продавец имеют полную информацию о товаре, а также о ценах на данный товар в других регионах, кроме того, цена на товар является справедливой, т. е. устанавливается при помощи функции спроса и предложения.

В настоящее время выделяется пять основных признаков идеальной конкуренции: однородность товаров, представленных на рынке, свободное ценообразование на все виды товаров, отсутствие входных и выходных барьеров для той или иной отрасли производства, а также отсутствие ограничений на количество участников рынка и давления на производителей и покупателей товаров и услуг2.

Очевидно, что подобное положение  дел практически невозможно. Большинство  товаров, которые выходят на рынок, облагаются налогами, а некоторые  товары — дополнительными акцизами, что, например, позволяет сдерживать рост производства и потребления алкоголя и табака.

Многие производители товаров  предпочитают применять как рыночные, так и внерыночные методы для  захвата большей части рынка. В некоторых случаях новая  компания, которая стремится захватить  рынок, предлагает качественный товар по низким ценам, в других случаях использует административные ресурсы для борьбы с конкурентами или продвижения своих товаров на рынок.

Одной из основных проблем, которая  не дает создавать условия совершенной конкуренции, является применение различных рекламных технологий, благодаря которым потребителям преподносится «идеальный» товар, большинство отрицательных  свойств которого замалчивается. Кроме того, многие производители товаров или услуг применяют различные методы промышленного шпионажа, а также копирования лучших  образцов товаров конкурентов и искусственно увеличивают издержки производства.

Более того, практически любой производитель  старается занять монопольное положение, что позволяет диктовать цены и объемы продаж на рынке. Для улучшения условий конкуренции,   государство должно предпринимать антимонопольные меры для создания условий, близких к  совершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях3:

-существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;

-доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

-вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

-нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.

Основные особенности  рынка совершенной конкуренции  заключаются в следующем:

-на нем действует множество малых фирм;

-все они являются получателями цены, сложившейся в результате баланса спроса и предложения;

-на рынке продается однородный продукт;

-идеально информированы все участники (продавцы/покупатели);

-невысоки транспортные расходы;

-нет входных барьеров.

На рынке совершенной  конкуренции фирменная линия  спроса является горизонтальной (бесконечно эластичный спрос, т.к. имеется много товаров-заменителей и потребители легко переключаются на них). Поэтому на данном типе рынка можно выбирать только выпуск, но не цену. Предельная выручка также не зависит от выпуска и равна рыночной цене. Поскольку спрос равен средней выручке, то соблюдается равенство D=AR=MR=P. Условие максимизации прибыли не меняется: предельные затраты равны предельной выручке MC=MR=P. Рыночная линия спроса, как это наблюдается и на всех других типах рынков, является убывающей.

 

Глава 2. Равновесие в краткосрочном периоде

2.1 Работа с прибылью в краткосрочном периоде

 

Основной целью деятельности любой коммерческой организации  является получение прибыли. Можно  определить направления быстрого увеличения прибыли, проанализировав все компоненты рыночной деятельности: сегмент рынка, рентабельность, конкурентную позицию, уникальное конкурентное преимущество, отрасль, конкурентов и потребительские сегменты.

Задачей фирмы в краткосрочном  периоде является поиск такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и совокупными издержками, то есть прибылью, будем максимальной. Это воплотить в жизни довольно таки трудно, поскольку краткосрочный период отличается от долгосрочного тем, что в течение данного периода фирма не может изменить ни один из факторов производства, то есть при определенной производственной мощности все применяемые фирмой ресурсы остаются неизменяемыми.

Фирма, располагая неизменным оборудованием в условиях краткосрочного периода, максимизирует свою прибыль путем приспособления объема производства к изменению величин таких переменных ресурсов, как труда рабочих и используемых материалов, которые она использует. Уровень производства, при котором фирма будет получать максимальную прибыль, можно определить путем сравнения валового дохода и валовых издержек.

Если цена является фиксированной, то производитель становится перед  решением трех зависящих друг от друга  задач. Фирма должна провести анализ, выгодно ли ей производить данную продукцию, если да, то в каком объема и какую прибыль можно получить при оптимистическом и пессимистическом вариантах развития событий.

Рассмотрим варианты этих решений. Ответить на первый вопрос «следует ли производить?» на первый взгляд вроде бы не составляет труда, так как ответ лежит на поверхности: производить надо то, что принесет максимальную прибыль. Но это только на первый взгляд. На самом деле краткосрочный период коварен еще и тем, что часть валовых издержек является переменными издержками, а часть – постоянными, которые и формируют убытки при производстве фирмы на нулевом уровне. Нулевой уровень – такая ситуация в работе фирмы, при которой не существует ни одного уровня производства, при котором фирма получала бы прибыль. Но даже на нулевом уровне фирма должна производить какую-то продукцию, выгода от которой частично бы перекрывала постоянные издержки. То есть , отвечая на вопрос «следует ли производить?», нужно определить два главных аспекта: производить нужно то, что будет приносить максимальную выгоду (оптимистический вариант развития фирмы), или же производить нужно то, чтобы частичная прибыль от этого производства перекрывала постоянные издержки фирмы (пессимистический вариант).

Предположив, что фирма будет  производить, уместно поставить  второй вопрос: сколько продукта должно быть произведено? Ответ здесь совершенно очевиден: в краткосрочном периоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Анализ  с позиций увеличения прибыли  позволяет судить не только о более выгодных вариантах выпуска продукции, но и о том, до каких пределов вообще фирма может удерживаться на рынке со своей продукцией. В данном случае решающим критерием будет минимизация потерь, которые будет нести фирма. Если полученного дохода будет достаточно, чтобы покрыть хотя бы переменные издержки, фирма может продолжать существование. Если же она не в состоянии сделать это, то ей придется закрыться, даже если она еще сможет оплачивать свои постоянные издержки. Показателем минимизации потерь будет разность между ценой и переменными удельными издержками (P - AVC). Если продажная цена меньше AVC, фирма должна будет закрыться хотя бы временно. Следовательно, критической точкой, после которой фирма прекращает свою деятельность, является равенство цены и средних переменных издержек (P=AVC).

Информация о работе Экономическое равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции