Теория рынка совершенной и работающей конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.

Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. (и др.)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теория рыночной и работающей конкуренции 6
1.1. Понятие и модели совершенной конкуренции 6
1.2. Теория несовершенной (работающей) конкуренции 16
Глава 2. Статистический анализ развития предприятия на основе анализа конкурентных преимуществ и безвозвратных издержек 19
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Теория рынка совершенной и работающей конкуренции. Статистический анализ конкурентных преимуществ.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

 

Введение

 
 

     Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие  монопольной власти, а также степень  их влияния на принимаемые фирмами решения.

     Экономисты  выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. (и др.) 

     Наиболее  последовательно фирмы стремятся  к достижению наивысшей экономической эффективности лишь в ситуации совершенной конкуренции. Идеальная совершенная конкуренция  может быть устойчивой при наличии всех необходимых для ее существования условий:

  1. производимые товары примерно одинаковы, т.е. опасности, что производители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их явного превосходства по свой свойствам или качеству над продукцией других фирм;
  2. товары на рынок предлагают многие фирмы, и объемы их поставок не очень различаются. В этом случае каждая из фирм оказывает достаточно слабое влияние на общее рыночное предложение и не может существенно изменить ситуацию на рынке в свою пользу;
  3. затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится предыдущее условие);
  4. транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, т.е. нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта);
  5. вход на рынок и выход из него не связаны с большими трудностями;
  6. продавцы и покупатели обладают всей необходимой информацией о поступающих на рынок товарах, их ценах и прибыльности продаж. При соблюдении этого условия (называемого информационной прозрачностью рынка) продавцы вынуждены продавать товары по цене равновесия и не могут требовать цены выше нее. Причина проста: все покупатели знают о ценах, которые просят за те же товары другие фирмы, и немедленно начнут покупать у них, а не у фирмы. решившей продавать дороже равновесной цены.

       Поскольку в реальной жизни  обнаружить совпадение всех этих условий возможно лишь в очень редких случаях, то большинство рынков работает в условиях несовершенной конкуренции. Но это лучше, чем монополия.

     Под совершенной конкуренцией понимают ситуацию на рынке, когда ни одна из фирм не в силах в одиночку изменить условия формирования рыночного равновесия. Ситуация совершенной конкуренции может сложиться лишь при соблюдении определенных условий, основной смысл которых состоит в исключении неравенства экономических возможностей различных участников рынка. Если ликвидировать такое неравенство не удается, то на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, нередко рождающая различные типы монополизации рынка.

     При этом имеется в виду различия между  рынками не по характеру продаваемых  там товаров, а по сложившимся по сложившимся условиям конкуренции при их продаже.

     Все фирмы вынуждены соперничать  между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего, денежных средств), которыми покупатели располагают для  покупки товаров на данном рынке.

     Соперничество может разворачиваться по-разному. Каждая фирма должна учитывать тип конкуренции. с которым она столкнется на рынке  для выработки на этой основе своей коммерческой политики.

     Обычно  выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

  1. рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  2. рынок монополистической конкуренции;
  3. олигопольный рынок;
  4. рынок монополии.

 

Глава 1. Теория рыночной и работающей конкуренции

1.1. Понятие и модели совершенной конкуренции

 
 

     На  каждом из существующих типов рынков (совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия) существует своя специфика, и фирмам по-разному приходится отвечать на вопросы: следует ли производить продукцию, в каком количестве, и какая возможна прибыль (убыток). Рассмотрим действия фирмы на рынке совершенной (чистой, свободной) конкуренции. Такую фирму часто называют конкурентной фирмой. При этом будем предполагать, что единственной задачей фирмы является максимизация прибыли. При этом будем использовать следующие обозначения: TR - общая выручка, р - цена единицы товара, Q - количество проданного товара, MR - предельный доход (прирост выручки, получаемый от продажи дополнительной единицы товара), AR - средний доход (выручка, приходящаяся на единицу проданного товара), П - экономическая прибыль фирмы, D - спрос, S - предложение.

     В экономической теории совершенной  конкуренцией называют такую форму  организации рынка, при которой  исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

     Модель  совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка.

     1. Однородность продукции. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. Это значит, что продукты разных предприятий совершенно взаимозаменяемы и их кривая безразличия имеет для каждого покупателя форму прямой (например, U1U1).

     Совокупность  всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль. Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Фондовый рынок, на котором обращаются акции множества корпораций, можно рассматривать как совокупность многих рынков таких однородных товаров. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.).

     Не  является однородной продукция, хотя и  одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота, york pain reliever), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

     Совершенная взаимозаменяемость однородной продукции  разных предприятий означает, что  перекрестная эластичность спроса на нее по цене для любой пары предприятий-производителей близка к бесконечности:

     ei,j = (dqi/dpj)(pj/qi)

     где i, j - предприятия, выпускающие однородную продукцию. Это значит, что малое повышение цены одним предприятием сверх ее рыночного уровня ведет к полному переключению спроса на данную продукцию на другие предприятия.

     2. Малость и множественность. Малость субъектов рынка означает, что объемы спроса и предложения даже наиболее крупных покупателей и продавцов ничтожно малы относительно масштабов рынка. Здесь «ничтожно малы» означает, что изменения объемов спроса и предложения отдельных субъектов в рамках короткого периода (т. е. при неизменной мощности предприятий и неизменных вкусах и предпочтениях покупателей) не влияют на рыночную цену продукции. Последняя определяется лишь совокупностью всех продавцов и покупателей, т. е. является коллективным результатом рыночных отношений. Понятно, что малость субъектов рынка предполагает и их множественность, т. е. наличие на рынке большого числа мелких продавцов и покупателей.

     Пусть, например, выпуском определенной однородной продукции занято 10 000 предприятий, на долю каждого из которых приходится 0.01% отраслевого производства. Допустим, что эластичность рыночного спроса по цене е = -0.5. Тогда, если одно из предприятий решит удвоить свой объем производства, выпуск всей отрасли увеличится на 0.01%. Используя формулу расчета прямой эластичности спроса, получим

     -0,5 = (Δqi/qi)/( Δp/p) = 0,01/(Δp/p),

     откуда  Δр/р = -0.02. Таким образом, удвоение выпуска одним из предприятий отрасли приведет к снижению рыночной цены на две сотых процента.

     Заметим, что приведенные в предыдущем пункте примеры рынков однородных товаров  не удовлетворяют допущению малости  и множественности. Ведь предлагаемые кем-то на рынке пакеты акций или партии биржевых товаров могут быть столь велики относительно масштабов рынка, что они существенно повлияют на их рыночную цену. Поэтому эти рынки однородных товаров не являются удачными примерами рынков совершенной конкуренции.

     Малость и множественность субъектов рынка предполагают отсутствие формальных или неформальных соглашений (сговора) между ними с целью обретения монопольных преимуществ на рынке.

     Допущения об однородности продукции, множественности  предприятий, их малости и независимости являются основанием для следующего важного предположения. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец является ценополучателем: кривая спроса на его продукцию бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене.

     

     Рисунок 1. Линия спроса совершенно конкурентного  предприятия 

     Поскольку в таком случае общая выручка  предприятия, TR, растет (падает) пропорционально  увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с иеной (P = AR = MR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки (рис. 1).

     3. Свобода входа  и выхода. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует сколь-либо существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Реализованная уже укоренившимися в отрасли предприятиями экономия от масштаба не столь велика, чтобы ограничивать вход в отрасль предприятиям-новичкам.

     С другой стороны, никто не обязан оставаться в отрасли, если это не соответствует  его желаниям. Отсутствует государственное  вмешательство в организацию  рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения).

     Свобода входа и выхода предполагает также  совершенную мобильность покупателей  и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей  к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двухсторонней монополии.

Информация о работе Теория рынка совершенной и работающей конкуренции