Теория рынка совершенной и работающей конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Под рыночной структурой понимается характер соперничества фирм и наличие монопольной власти, а также степень их влияния на принимаемые фирмами решения.

Экономисты выделяют ряд рыночных структур: чистую (совершенную) конкуренцию; чистую (абсолютную) монополию; монополистическую конкуренцию; олигополию. (и др.)

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теория рыночной и работающей конкуренции 6
1.1. Понятие и модели совершенной конкуренции 6
1.2. Теория несовершенной (работающей) конкуренции 16
Глава 2. Статистический анализ развития предприятия на основе анализа конкурентных преимуществ и безвозвратных издержек 19
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 37

Файлы: 1 файл

Теория рынка совершенной и работающей конкуренции. Статистический анализ конкурентных преимуществ.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

     Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.

     4. Совершенная информированность  (совершенное знание). Субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка. Информация распространяется среди них мгновенно (англ, timeless) и ничего им не стоит (англ, costless). На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Это, пожалуй, наименее реалистичное и наиболее героическое допущение в экономической теории. Остановимся на нем подробнее.

     Чуть  выше мы утверждали, что перекрестная эластичность спроса по цене (в пределах однородной продукции) близка к бесконечности для любой пары продавцов. И потому тот из них, кто попытается повысить цену выше обычного рыночного уровня, сразу же лишится покупателей, которые обратятся к другим продавцам. Вопрос в том: откуда узнают покупатели о наличии более дешевых источников снабжения (продавцов) и их местоположении. Суть допущения о совершенной информированности и состоит в том, что субъекты рынка заведомо (ex ante) обладают знанием о распределении цен среди продавцов и переход от одного продавца к другому им ничего не стоит.

     К сожалению, такого априорного знания не существует. Информация дефицитна, ее получение, переработка и использование  стоят времени, сил и денег. Поэтому  некоторые экономисты модели совершенной конкуренции предпочитают модель чистой конкуренции, признавая, что получение и использование информации требуют некоторого времени и усилий. Другие, напротив, считают, что без решения проблем неопределенности и риска в условиях несовершенной информации модель чистой (англ, pure) конкуренции не имеет никаких преимуществ перед моделью совершенной конкуренции. Допущение о совершенной информированности сродни, полагают они, допущению об отсутствии трения или сопротивления среды в физике. Наблюдающееся в действительности несовершенство информированности, безусловно, оказывает влияние на рынок и рыночную цену.  
 

     Краткосрочное и долгосрочное равновесие. Функция отраслевого предложения в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли. В графическом представлении она есть результат горизонтального сложения участков кривых предельных затрат, расположенных выше кривых средних переменных затрат. В свою очередь кривая отраслевого спроса есть горизонтальная сумма индивидуальных кривых спроса на данное благо всех его потребителей. Пересечение отраслевых кривых спроса и предложения определит уровень равновесной цены и равновесное количество, как показано на рисунке 2. Равновесная цена предстает перед фирмами, работающими в отрасли, как экзогенный параметр, хотя каждая из них участвовала в ее формировании своей кривой предельных затрат.

       
     Рисунок 2.  Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в коротком периоде

     С позиций отдельной фирмы размер прибыли зависит только от объема ее предложения. Чтобы узнать, какой объем выпуска при сложившейся цене выберет отдельная фирма, нужно на график цены наложить семейство кривых затрат фирмы, как показано на рис. 2. Точки пересечения кривых предельных затрат фирм с линией цены укажут на искомые объемы выпуска. В коротком периоде все фирмы окажутся разделенными на три группы.

     Фирмы с наилучшей организацией производства, минимум средних затрат которых ниже цены, имеют прибыль. Те производители, у которых минимальные средние затраты совпадают с ценой, доведя объем выпуска до Q2, будут работать безубыточно, но без прибыли. И наконец, часть фирм может оказаться в положении, когда при оптимальном для них выпуске Q3 цена покрывает лишь переменные затраты. Соотношение между отраслевым выпуском и выпусками отдельных фирм описывается равенством Q* = aqbqcq3, где a,b,c – число фирм в каждой группе.

     В длительном периоде картина изменится  в результате следующих событий. Фирмы третьей группы, не возмещающие все затраты, покинут отрасль. Их уход уменьшит отраслевое предложение, что отобразится сдвигом линии S влево. В то же время фирмы первой группы будут увеличивать масштабы производства. Об этом свидетельствует то, что у них объем выпуска, максимизирующий прибыль, превышает объем выпуска, соответствующий минимальным средним затратам, из чего следует, что у этих фирм низка капиталовооруженность труда. Увеличение объема используемого капитала первой группой фирм сдвинет их семейства линий затрат вправо, вычерчивая кривую средних затрат длительного периода, что в свою очередь переместит вправо кривую отраслевого предложения. 

     Как в результате перечисленных событий  изменится цена, зависит от величины противоположных сдвигов линии  отраслевого предложения. Когда прирост отраслевого предложения вследствие увеличения масштабов производства первой группой фирм перекроет сокращение предложения вследствие ухода из отрасли фирм третьей группы, тогда рыночная цена снизится, и фирмы второй группы вынуждены будут покинуть отрасль. Со временем это обязательно произойдет, так как отмеченный стимул к увеличению масштабов производства у первой группы фирм сохраняется до тех пор, пока цена превышает их минимальные средние затраты производства. Кроме того, если в отрасли, в которую может войти любой производитель, имеющий необходимые средства, производство прибыльно, то в нее потекут капиталы из других отраслей, способствуя в данной отрасли увеличению предложения и снижению цены. Все это приведет к тому, что в длительном периоде в отрасли с совершенной конкуренцией сложится ситуация, представленная на рис. 3. 

     
Рис. 3. Равновесие отрасли и фирм на рынке совершенной конкуренции в длительном периоде.
 

     В отрасли останутся лишь те фирмы, у которых затраты соответствуют  равенству

       P = AC = MC = LAC = LMC.       

     Равенство характеризует равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде. Из него следует, что, во-первых, объем выпуска фирмы соответствует максимально возможной прибыли, так как MC = P;  во-вторых, для данного объема выпуска обеспечено оптимальное сочетание используемых факторов производства, так как MC = AC, т. е. AC min; в-третьих, в отрасль прекратится приток капитала из других отраслей, так как P = AC, т.е. производство не дает прибыли.

     В соответствии с равенством после  установления долгосрочного равновесия у всех фирм, оставшихся в отрасли, будут одинаковые затраты на единицу  продукции. В обоснованности этого  вывода можно усомниться в связи с тем, что некоторые фирмы могут использовать уникальные факторы производства, как-то: почвы повышенной плодородности, особо одаренных специалистов, дефицитные образцы новой техники, которые позволяют производить продукцию с меньшими затратами материалов и рабочего времени.

     Действительно, вещественные затраты на единицу  продукции у конкурирующих фирм могут различаться, но ценностные средние  затраты у них будут одинаковыми. Это объясняется тем, что в  условиях совершенной конкуренции фирма сможет приобрести фактор производства, обладающий повышенной производительностью, если заплатит за него цену, подтягивающую ценностные затраты на единицу продукции до сложившегося в отрасли уровня. В противном случае этот фактор перекупит конкурент. Допустим, что фирма A в результате найма особенно талантливого менеджера затрачивает в расчете на месячный выпуск на 500 ден. ед. меньше, чем ее конкуренты. Тогда один из конкурентов может предложить этому менеджеру повышенную на 400 ден. ед. месячную оплату. Чтобы сохранить одаренного специалиста, фирме A придется повысить ему месячную зарплату на 500 ден. ед., в результате чего ее средние затраты станут такими же, как у других фирм.

     Отмеченная  особенность рынка совершенной  конкуренции проявляется также в том, что кривая отраслевого предложения S, полученная в результате горизонтального сложения кривых предельных затрат функционирующих в отрасли фирм, является в то же время кривой средних экономических затрат

1.2. Теория несовершенной  (работающей) конкуренции

 
 

     Рынки несовершенной конкуренции:

     - монополия;

     - монополистическая конкуренция;

     - олигополия.

     а) Монопольный рынок

     Положение абсолютного монополиста на рынке  характеризуется следующими чертами:

     - он является единственным продавцом;

     - отсутствуют близкие товары-заменители;

     - заблокировано вступление в данную  отрасль для конкурентов.

     Фирма-монополист может сама определять два параметра: объем выпуска и цену. При этом повышать цену на свою продукцию монополист может путем ограничения своего собственного объема выпуска. Однако монополисту приходится считаться с законом спроса и эластичностью спроса на его продукцию, поэтому он не может назначать максимальную цену на свою продукцию. Рационально мыслящий монополист избегает неэластичного участка кривой спроса и всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Целью монополиста является максимизация прибыли. Монополист стремится выполнять золотое правило: MR = MC, то есть фирма максимизирует прибыль при таком объеме производства и продаж Q, при котором предельный доход равен предельным издержкам. На монопольном рынке (в отличии от рынка  совершенной конкуренции) средние издержки не достигают своего минимума. Кроме того, в условиях монопольного рынка открываются широкие возможности для ценовой дискриминации - то есть установления различных цен на один и тот же товар или услугу (вне зависимости от издержек) для разных групп покупателей. Это становится возможным, когда в разных сегментах рынка (у разных групп покупателей) эластичность спроса на одну и ту же продукцию может быть различной.

     б) Рынок монополистической конкуренции.

     Монопольной властью могут обладать не только фирмы, являющиеся абсолютными монополистами. Если в отрасли конкурируют несколько фирм и каждая обладает хотя бы некоторой монопольной властью - она оказывает влияние на рыночную цену, которая начинает превышать предельные издержки. На рынке монополистической конкуренции фирмы активно конкурируют между собой, продавая дифференцированные продукты, у которых достаточно высока перекрестная эластичность спроса, в то же время эти продукты не являются абсолютно взаимозаменяемыми в глазах покупателей. Причем различия между ними могут быть как истинными, связанными с реальными качественными характеристиками товаров, так и мнимыми, то есть внедренными в сознание потребителя представлениями о популярности, модности, престижности и т. п. Кривая спроса на продукцию фирмы более эластична, чем при чистой монополии (количество заменителей весьма велико), но не горизонтальна, как на рынке совершенной конкуренции. Каждая фирма получает лишь некоторую власть над рынком, то есть может слегка поднимать цену, не теряя при этом всех своих покупателей. Барьеров для вхождения в отрасль нет (в отличии от монопольного рынка), поэтому нет сверхприбыли в долгосрочном периоде (если она возникнет, это привлечет в отрасль конкурентов). На данном рынке также действует золотое правило (MR = MC). Монополистическая конкуренция во многом похожа на совершенную конкуренцию, но даже сравнительно небольшая монопольная власть продавцов приводит к тому, что эффективность данного вида рынка снижается. В отличие от конкурентного рынка рыночная цена превышает предельные издержки, оптимальная для фирмы цена выше минимального значения АТС. Фирмы производят продукции меньше, чем позволяют производственные мощности, а это свидетельствует о том, что общество выиграло бы от сокращения числа фирм. В то же время рынок монополистической конкуренции нельзя считать однозначно неэффективным, потому что для потребителей его недостатки в значительной мере компенсируются возможностью выбора товара. Кроме того, монопольная власть, хотя и существует, но невелика, поэтому чистые убытки от нее также невелики. На рынке монополистической конкуренции особое значение приобретает неценовая конкуренция (сервис, дизайн и т. п.), а также возрастает роль рекламы.

     в) Олигополистический рынок.

     Это рынок нескольких продавцов (автомобильная  промышленность, производство компьютеров и т. п.). На олигополистическом рынке в отрасли наблюдается положительный эффект масштаба (преимущества крупного производства). Существуют как входные, так и выходные барьеры (эффект масштаба и необратимость издержек соответственно). Если на рынке совершенной конкуренции фирмы выпускают однородную продукцию, на рынке монополистической конкуренции - дифференцированную, то на олигополистическом рынке может производиться как однородная, так и дифференцированная продукция. На данном рынке у фирм есть немалая монопольная власть, но каждый олигополист, принимая решение по вопросам ценообразования, должен учитывать не только реакцию покупателей, но и реакцию других олигополистов. При малейшем ценовом различии фирма, продающая дешевле, перетягивает на себя часть прибыли конкурентов. Фирмы-олигополисты испытывают огромный соблазн заключения соглашения о ценах, но антимонопольные законы всех стран запрещают сговоры, поэтому поэтому такие соглашения как правило являются негласными. Правда, существуют примеры и долговременных официальных соглашений типа ОПЕК (стран-экспортеров нефти). Однако даже при негласном сговоре фирмы находятся в условиях постоянного риска. С одной стороны органам государственного надзора в ряде стран не обязательно доказывать факт сговора, достаточно доказать, что фирмы ведут себя так, как будто бы сговор был. А с другой стороны каждый участник сговора может выиграть, став единственным его нарушителем.

Глава 2. Статистический анализ развития предприятия на основе анализа конкурентных преимуществ и безвозвратных издержек

 
 

    Модель  бизнеса – определение основополагающих элементов деятельности фирмы: что фирма делает,  для кого фирма это делает, зачем фирма это делает, как фирма это делает. Рассмотрим в таблице 1 модели бизнеса ООО «Ландо-9» и основных конкурентов.

    Безвозвратные издержки - издержки, осуществляемые фирмой единожды, не требующие повторных затрат, не зависящие от объема производства, которые в то же время не могут быть возвращены фирмой. К таким издержкам относится, например, стоимость вывески фирмы.

    Таблица 1

Модели  бизнеса, выделение конкурентных преимуществ на основе безвозвратных издержек

Информация о работе Теория рынка совершенной и работающей конкуренции