Финансовый рынок Кыргызстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в мире существует большое количество разнообразных бирж. Наиболее массовым является биржа, специализирующаяся на сделках с определенными товарами или группами товаров, или на сделках с ценными бумагами. В последнем тесно примыкают валютные биржи. Все эти биржи имеют большую историю. Наиболее простым определением биржи является место встречи покупателей и продавцов для заключения сделок. Специалисты определяют биржи как организационно оформленную, регулярно функционирующий рынок на котором совершается торговля по стандартам и образцам, или услугами без предъявления наличных товаров и ценностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА
1.1 Сущность фондового рынка и информационной инфраструктуры
1.2 Роль информационной инфраструктуры в развитии фондового рынка
Глава 2 Анализ эффективности функционирования фондового рынка Кыргызской Республики
2.1 Оценка операций Кыргызской Фондовой Биржи с учетом информационной инфраструктуры
2.2 Динамика развития информационной инфрастуктуры фондового рынка
Глава 3. перспективы развития современной информационной системы кыргызской фондовой биржи
3.1 Автоматизированная система торгов
3.2 Оценка автоматизированных систем по индексам КФБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................

Файлы: 1 файл

фонд рынок и инфо инфраструк.doc

— 850.00 Кб (Скачать)

Четвертой задачей фондовой биржи можно считать обеспечение гласности, открытости биржевых торгов. Биржа обязана каждому заинтересованному сообщать о дате и времени заключения сделок, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом сделки, государственном регистрационном номере ценных бумаг, цене одной ценной бумаги и количестве проданных (купленных) ценных бумаг за каждый биржевой день. Биржа должна обеспечить доступность информации, способной оказывать влияние на рыночный курс ценных бумаг для всех участников биржевой торговли в одно и тоже время.

Пятая задача биржи заключается  в обеспечении арбитража. При  этом под арбитражем следует понимать механизм для беспристрастного разрешения споров. Он должен определить круг лиц, которые могут их разрешать, а  также возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении биржевой торговли, так и в решении споров. 5

Шестой задачей биржи  считают обеспечение гарантий исполнения сделок, заключенных в биржевом зале. Выполнение этой задачи достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Надежность в свою очередь обеспечивается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные бумаги, которые прошли проверку, а значит, соответствуют предъявляемым требованиям. Кроме того, на бирже имеется возможность подтверждения условий покупки или продажи ценной бумаги.

Выполняя указанную  задачу, биржа берет на себя обязанности посредника при осуществлении расчетов. Под этим подразумевается, что биржа принимает на себя ответственность за выполнение всех подтвержденных сделок, т.е. что покупки будут оплачены, а все проданные акции будут доставлены для передачи новому покупателю или по его указанию другому лицу. Это чрезвычайно важная функция биржи, поскольку она лает всем покупателям и продавцам гарантию, что их операции будут полностью завершены.

Седьмая задача биржи  заключается в разработке этических  стандартов, кодекса поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации. Биржа должна контролировать разработанные ею стандарты и кодекс поведения, применять штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности или лишения лицензии в случае их несоблюдения.

На биржах определяется доходность или убыточность отдельных  компаний или целых отраслей, а  нередко и будущее национальной экономики. Биржа - естественный регулятор рыночного хозяйства, способствующий наиболее выгодному вложению капиталов. Биржа быстро реагирует на любые отклонения в спросе и предложении на ценные бумаги и обеспечивает необходимые изменения в отраслевой структуре экономики

Состав участников рынка  ценных бумаг зависит от той ступени  на какой находится производство и банковская система, а также  каковы  экономические функции  государства. Этим определяется способ финансирования производства и государственных  расходов. Важным является также и объем накопления средств у населения сверх удовлетворения необходимых текущих потребностей.

 

 

 

1.2 Роль информационной  инфраструктуры в развитии фондового  рынка 

Одним из важнейших  условий функционирования фондового  рынка является его информационная прозрачность. Наличие полной, точной и достоверной информации повышает доверие участников рынка, способствует притоку долгосрочных инвестиций на рынок. При отсутствии системы раскрытия информации на фондовом рынке инвестор не имеет механизма, позволяющего оценивать как привлекательность предприятий для инвестирования, так и возможные инвестиционные риски, что препятствует эффективному размещению капитала.

     В  развитых странах существует  целая система правил, регулирующих  процессы раскрытия информации на рынке. Нарушение этих правил ведет к существенным финансовым потерям и ущербу деловой репутации участников рынка.

   Регулирование  системы раскрытия информации  осуществятся на основе законов, контролирующих доступ к рынкам ценных бумаг и торговую деятельность на них. Для этого создается центральный орган регулирования, который, основываясь на предоставленных ему законодательной властью полномочиях, осуществляет контроль и надзор за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

     Некоторые  специалисты высказываются в  поддержку иного подхода к раскрытию информации – раскрытию информации на основе добровольных действий. Сторонники этого подхода считают, что не должно быть никаких регулятивных требований о раскрытии информации, поскольку в ответ на требования искушенных инвесторов эмитенты будут добровольно раскрывать экономически целесообразный объем информации. Если "адекватных стандартов" в раскрытии информации можно достичь без введения регулирования, то целесообразно его не вводить. Компании, желая повысить стоимость своих ценных бумаг неизбежно будут вынуждены раскрывать информацию, необходимую участникам рынка для оценки привлекательности

     Сторонники  добровольного раскрытия информации исходят из предпосылки существования эффективных, хорошо развитых рынков, на которых работает множество профессионалов в области ценных бумаг. Это информированные трейдеры, посвятившие свою карьеру сбору и распространению информации, а также обеспечению того, чтобы вся необходимая информация о ценных бумагах быстро находила выражение в виде цены.

     Данный  подход абсолютно не применим в отношении формирующихся рынков (к категории развивающихся относится и к фондовый рынок), где в силу объективных причин необходимо применение обязательного раскрытия информации.

     Во-первых, сама новизна этих рынков предполагает, что введении единообразных правил раскрытия информации эмитентами способствовало бы повышению эффективности рынков. Во-вторых, формирующиеся рынки в настоящее время не имеют ни профессиональных инвесторов, способных найти нужную информацию, ни технологии, которую профессионалы могли бы использовать для передачи рынку собранной ими информации. Для того, чтобы система раскрытия информации была эффективной, форма и содержание информации должны быть стандартизированными, а за раскрытием информации должен осуществляться контроль со стороны государственного учреждения.

     Можно  с уверенностью утверждать, что  использование какого-либо из этих подходов зависит от степени развития фондового рынка. Действительно, по мере роста эффективности рынка необходимость в обязательном раскрытии информации снижается. Если же речь идет о формирующихся рынках, то здесь нельзя недооценивать важность законов, требующих обязательного раскрытия информации.

     На  сегодняшний день независимо  от уровня развития рынка ценных бумаг большинство стран полагаются на законы, определяющие место, порядок и время раскрытия информации.

    Кыргызский рынок ценных бумаг также опирается на законодательное регулирование системы раскрытия информации. И нужно отметить, что нормативная база в этой области у нас развита крайне слабо и требует тщательной дальнейшей доработки.

Информационная инфраструктура представляет собой совокупность органов  и организаций, осуществляющих сбор, хранение, передачу, тиражирование и распространение информации об эмитентах, инвесторах, профессиональных участниках фондового рынка, об инструментах и состоянии фондового рынка.

Техническая инфраструктура рынка ценных бумаг представлена депозитарием. Для уменьшения рисков участников рынка ценных бумаг предпринимаются специальные меры, позволяющие бирже принять на себя существенную их часть. Так, в ряде случаев для выставления ценных бумаг на торги биржа требует заранее передать продаваемые бумаги на хранение - депонировать их в депозитарии. Депозитарий - это особое хранилище, в которое владельцы ценных бумаг могут отдать их на хранение. Депозитарий выступает в роли передаточного звена от продавца к покупателю. Он гарантирует наличие и подлинность продаваемых ценных бумаг [6, с.49].

Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг обеспечивает регулирование взаимодействия участников рынка. Необходимость регулирования  определяется тем, что на рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Важным условием функционирования фондового рынка является обязательное соблюдение всеми его участниками правил работы на рынке ценных бумаг. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании.

Таким образом, выше была рассмотрена инфраструктура фондового рынка, которая является связующим звеном между участниками фондового рынка, обеспечивая аккумуляцию денежных средств покупателей ценных бумаг и направляя финансовые потоки на приобретение ценных бумаг продавцов, дающих наибольшую доходность. Организация инфраструктуры зависит от развитости рынка, его оборотов, инструментов, на нем обращающихся и участников.

Как известно, развивать  и расширять заложенные в какой-либо процесс идеи немыслимо без профессионалов в соответствующей сфере деятельности. Вот почему необходимо поднять вопрос о состоянии дел у профессиональных распространителей раскрываемой информации. Что уж говорить об иностранных инвесторах, которые зачастую не только не могут разобраться в статьях банковского баланса, выполненного по стандартам КР , но и не получают информации на английском языке. А ведь раскрытие информации на фондовом рынке - это процесс, когда любой участник рынка может реализовать свои права в отношении получения информации об эмитенте и, следовательно, должен знать, что и по какой процедуре он может и должен получить.

Вот здесь, на наш взгляд, и кроется одна из насущных проблем  раскрытия информации об эмитентах: отсутствует общепринятая технология сбора и распространения информации, что, безусловно, сказывается на информационной насыщенности рынка ценных бумаг, а, следовательно, повышает средний уровень рискованности проводимых или планируемых операций.

Чтобы быть работоспособной, технология раскрытия информации должна учитывать реалии КР . А эти реалии следующие:

  • фондовый рынок не достиг той степени развития, когда всем очевидно, что без раскрытия информации работать нельзя;
  • далеко не все потенциальные инвесторы располагают компьютерами, позволяющими подключаться к электронным сетям, а у самой незащищенной части инвесторов - частных вкладчиков - их точно нет.

Технология должна быть удобна всем конечным пользователям  информации - инвесторам, эмитентам, регуляторам рынка - и обеспечивать непрерывность и стандартизацию процесса первичного сбора и предоставления информации в удобном для последующей обработки виде.

Почти годовой опыт работ  по созданию технологий раскрытия информации позволяет нам сформулировать те принципы, на которых могла бы базироваться развивающаяся система раскрытия информации. Вот эти принципы:

  • многообразие способов распространения (от Internet до писем с ответами на вопросы пенсионеров);
  • удобство использования предоставляемой информации для всех пользователей от государственных органов (им должно быть удобно осуществлять процесс регистрации и контроля) до инвесторов и до непрофессиональных участников фондового рынка (пользуясь этой информацией, они должны понять, что фондовый рынок - это не так страшно, и получить возможность осуществлять операции без излишнего риска).

В свою очередь организация, берущая на себя функции распространения  информации, должна, на наш взгляд, руководствоваться  следующими принципами:

  • быть некоммерческой;
  • вести деятельность в полном согласии со всеми регулирующими органами;
  • сочетать использование высоких компьютерных технологий и многообразие форм предлагаемой информации (таблицы, текстовые формы документов, графики), обеспечивая удобство для различных категорий участников фондового рынка.

С целью создания технологической базы для выполнения функций распространителя информации об эмитентах организован вычислительный центр и создана программная оболочка базы данных о банках-эмитентах ценных бумаг, созданы доступные СУБД с серверами в сетях РОСНЕТ и Internet.

Базы данных о банках-эмитентах ценных бумаг содержат следующие сведения более чем о тысяче коммерческих банков:

  • адресные данные;
  • номер корреспондентского счета в ЦБ КР ;
  • перечень крупных акционеров;
  • перечень иностранных акционеров;
  • список членов совета директоров и правления;
  • перечень дочерних предприятий банка;
  • перечень филиалов и представительств банка;
  • данные бухгалтерского баланса;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об использовании прибыли и резервного фонда;
  • данные о просроченной задолженности;
  • данные о наложенных санкциях;
  • экономические нормативы;
  • данные о выпущенных ценных бумагах;
  • данные о размере выплаченных доходов по ценным бумагам.

Информация о работе Финансовый рынок Кыргызстана