Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

Введение.
1. Содержание и задачи финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики. 4
1.2. Содержание финансовой политики. 6
1.2.1. Составные части финансовой политики. 6
1.3. Задачи финансовой политики. 8
1.4. Типы финансовой политики. 9
1.5. Виды финансовой политики и механизм ее реализации. 12
1.6.Условия эффективности финансовой политики. 23
2. Содержание и структура финансового механизма. 24
2.1. Понятие финансового механизма. 24
2.2. Структура финансового механизма. 25
2.3. Финансовые рычаги и стимулы. 25
2.4. Формы финансового обеспечения. 26
2.5. Организационные структуры финансового механизма. 27
3. Современная финансовая политика РФ 30
4. Значение и роль финансовой политики. 33
5. Заключение 36
Глоссарий. 38
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

мой курс 2004 фин политики.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

5. Заключение

В  настоящее  время  особенно  остро  проявились  недостатки   финансовой

политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие нашей страны.  К

ним относятся: догматический (нетворческий)  характер  финансовой  политики,

её неспособность  быстро реагировать на изменяющиеся условия развития  нашего

государства,  находить  нужные  способы   для   решения   назревших   задач;

отсутствие  стратегических концептуальных разработок.

   Целью концепции финансовой  политики,   разработанной   в   современных

условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа  на  основе

развития  хозяйства, всемерного повышения эффективности  производства.

  Новая  финансовая стратегия должна  быть  разработана  с  учётом  различных

форм   собственности,    развития    рыночных    отношений,    полноправного

функционирования  рынка товаров, рабочей силы, капиталов. Основными  методами

финансового воздействия на экономическую и  социальную сферы  жизни общества

должны  стать:  налогообложение,   маневрирование   финансовыми   ресурсами,

финансирование, финансовый рынок и др. Мировой  опыт подтверждает гибкость  и

эффективность такой практики.

  Свидетельством  кризиса  в  области  финансов  выступают  огромный  дефицит

государственного  бюджета;  нарастающая  эмиссия  денег  и  сопутствующая  ей

инфляция;  рост  внутреннего  и  внешнего  государственного  долга;  наличие

большого  количества убыточных и малорентабельных  предприятий;  значительные

суммы   непроизводственных   расходов   и   потерь    в   хозяйстве;    рост

незавершённого  строительства. Кризисные  явления  проявляются  как  в  сфере

государственных финансов, так и в сфере финансов предприятий и организаций.

   Важной  задачей  является  структурная перестройка   экономики:   резкое

сокращение  производства вооружения и снижения в  общем  объёме  производства

доли  отраслей тяжёлой промышленности. Производство вооружения  отвлекает  из

гражданских отраслей  большую  массу  основных  фондов,  сырья,  материалов,

энергии.

  Насущной  задачей оздоровления экономики  и финансов  является  упорядочение

денежного обращения; восстановление дееспособности рубля.

  Большое  значение  для  подъёма  экономики   и  расширения  на  этой  основе

финансовых  возможностей страны имеет привлечение в её экономику  иностранных

инвестиций. Они могут осуществляться в различных  формах.

   В  соответствии   с   кардинальными   изменениями   финансовой   политики

перестраивается   финансовый   механизм.   Цель   перестройки    финансового

механизма  -  усилить  его  воздействие   на   эффективность   общественного

производства  на основе развития  рыночных  отношений,  обеспечить  повышение

эффективности  использования  финансовых  ресурсов.  В  основу   перестройки

финансового механизма положены принципиально  новые  подходы  к  организации

финансовых  взаимосвязей  в  народном  хозяйстве,  обеспечивающие  всемерное

развитие   хозяйственной   инициативы   и    ответственности    предприятий,

организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

   Коренные  изменения  внесены   в   механизм   государственных   финансов.

Формирование  доходов  государственного  бюджета  переведено  на   налоговую

основу;  принципиально  изменилась  структура  расходов  бюджета  и  система

бюджетного  финансирования, приняты законы об  ответственности  за  нецелевое

использование средств, выделенных из федерального бюджета.  Так  ,  согласно

пункту  8  “в”  Положения  о  Министерстве  финансов  Российской  Федерации,

утверждённого  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от   19

августа 1994 г. № 984, Министерства финансов РФ  имеет  право  взыскивать  в

установленном порядке с  предприятий,  учреждений  и  организаций  средства,

выделенные  из федерального бюджета, используемые не по целевому  назначению,

с наложением на  предприятия,  учреждения,  организации,  допустившие  такие

нарушения, штрафа в размере действующей  ставки Центрального банка РФ.

   Процесс  перестройки  финансового  механизма   сопровождается   созданием

соответствующей базы. В последние годы Верховный  Совет  России  принял  ряд

законов,  создающих  правовую  основу   финансовой   деятельности.   К   ним

относятся: Законы  о  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности,  о

налогах  с  предприятий   и   граждан,   об   иностранных   инвестициях и др.

Глоссарий. 

   Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный, естественноисторический процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. 

   Девальвация (англ. value — ценность) (лат.De - понижение + Valeo - иметь значение, стоить) — метод стабилизации национальной валюты, противоположный ревальвации, суть которого заключается в понижении официального курса бумажных денег до их реальной стоимости, т. е. снижении курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам; уменьшение реального золотого содержания денежной единицы. 

   Дефицит (лат. deficit — «не хватает») — термин, который в русском языке в основном употребляется в значении превышения спроса над предложением в экономике. 

   Импорт (от лат. importare ввозить) — ввоз в страну товаров, работ, услуг результатов интеллектуальной деятельности и т. п. на таможенную территорию страны из-за границы без обязательств про обратный вывоз.

Реимпорт - ввоз товаров, ранее вывезенных, но не переработанных.

Страна импорта - страна происхождения товара (в  то время как страной экспорта страна назначения товара). 

   Макроэкономика — наука, изучающая функционирование экономики страны в целом (либо её части, отрасли), такие общие процессы и явления как инфляция, безработица, бюджетный дефицит, экономический рост, государственное регулирование экономики и т. п. Макроэкономика оперирует такими понятиями как ВВП, ВНП, совокупный спрос, совокупное предложение, платежный баланс, рынки денег, товаров и труда, используя агрегированные показатели. Впервые термин употреблён в 1933 году 14 августа. 

   Микроэкономика — наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя  — почему агенты выбирают именно  такие наборы благ (как правило, для конечного потребления).

2. Проблема производителя  — как и почему агенты-производители  выбирают именно такие наборы  факторов производства и структуры  выпуска.

3. Общее равновесие  — как и почему формируются  цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Асимметрия  информации — как и почему  несовпадение информационных множеств  экономических агентов может  привести к экономической неэффективности.

5. Экстерналии  — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

6. Общественные  блага — как и почему существование  некоторых типов экономических  благ может привести к экономической  неэффективности. 

   Налог — В современном законодательстве России:

обязательный, индивидуально  безвозмездный платёж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ). 

   Объекты финансовой  политики – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства. 

   Пошлина — денежный сбор, взимаемый соответствующими государственными органами при выполнении ими определённых функций, в суммах, предусмотренных законодательством данной страны. Наиболее распространены регистрационные и гербовые сборы, почтовые, судебные и наследственные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взыскиваются пошлины таможенные.

   В соответствии  с законодательством РФ государственная  пошлина — это сбор, взимаемый  с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового кодекса, при их  обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. 

   Профицит - По отношению к бюджету — превышение доходов над расходами.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

По отношению  торговому балансу — превышение объема экспорта над объемом импорта (в денежном выражении). 

   Ревальвация (англ. value — ценность) — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счетным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации. До отмены золотых паритетов ревальвация сопровождалась одновременным повышением золотого содержания валюты. Для страны, ревальвирующей свою валюту, возникает возможность приобрести иностранную валюту дешевле. Поэтому к ревальвации прибегают, когда интересы экспортеров капитала и импортеров товаров берут вверх над интересами должников и экспортеров товаров. Ревальвация используется также для борьбы с инфляцией и с целью сдерживания роста активного сальдо платежного баланса. В условиях бумажно-денежного обращения девальвация и ревальвация используются в основном для регулирования курса национальных валют. На внутреннем рынке под влиянием инфляции ее покупательная способность может и снижаться, хотя и в меньшей степени, чем в других странах. 

Информация о работе Финансовая политика РФ