Финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассматриваются базовые понятия финансовой политики, а также во 2 разделе осуществляется обзор финансовой политики Российской Федерации на современном этапе.

Оглавление

Введение.
1. Содержание и задачи финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики. 4
1.2. Содержание финансовой политики. 6
1.2.1. Составные части финансовой политики. 6
1.3. Задачи финансовой политики. 8
1.4. Типы финансовой политики. 9
1.5. Виды финансовой политики и механизм ее реализации. 12
1.6.Условия эффективности финансовой политики. 23
2. Содержание и структура финансового механизма. 24
2.1. Понятие финансового механизма. 24
2.2. Структура финансового механизма. 25
2.3. Финансовые рычаги и стимулы. 25
2.4. Формы финансового обеспечения. 26
2.5. Организационные структуры финансового механизма. 27
3. Современная финансовая политика РФ 30
4. Значение и роль финансовой политики. 33
5. Заключение 36
Глоссарий. 38
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

мой курс 2004 фин политики.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

            — определение налоговых  ставок, их дифференциация;

            — предоставление налоговых  льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.

      Важную  регулирующую роль играют глобальные изменения ставок налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости,  и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.

      Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на цены товаров и услуг.

      Избрав  либеральную или протекционистскую  внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

      Однако  дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

      Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что  в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые  бы не постигли переходную российскую экономику.  
 
 
 
 
 
 

 

1.6.Условия эффективности финансовой политики.

      Условия эффективности финансовой политики – своевременно и в необходимом  объеме задействовать финансовые   инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

      Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Содержание и структура финансового механизма.

2.1. Понятие финансового механизма.

      Финансовый  механизм является важной составной  частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.5

      Финансовый  механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.2

 Различают  директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.3 
 
 
 
 

2.2. Структура финансового механизма:

1.Финансовые  методы (инвестирование, страхование,  кредитование);

2.Финансовые  рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);

3.Правовое  обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);

4.Нормативное  обеспечение (инструкции, методические  указания);

5.Информационное  обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация). 

2.3. Финансовые рычаги и стимулы.

      Финансовые  стимулы сводятся к тому, что государство  с помощью целой системы финансовых рычагов может оказывать воздействие  на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении.

      Мы  знаем, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения. Имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.

      Если  говорить о конкретных рычагах и  способах воздействия на экономические  процессы, то надо назвать следующие:

      - бюджет: средства из бюджета на  развитие той или иной отрасли,  комплекса отраслей или отдельного  предприятия можно выделить, а  можно и не выделять;

      - цены, тарифы. И в условиях рыночной  экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования,  устанавливает тарифы. Это воздействие  осуществляется посредством прямого  участия государства в предпринимательскую  деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др. Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;

  - налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Стимулирующее влияние налогов реализуется через систему изъятия, скидок, преференций и других льгот, предоставляемых участникам финансовых отношений, в соответствии опять-таки с выработанными социально-экономическими приоритетами.

      - экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем  (делает их низкими, льготными  или высокими, невыгодными) экспортно-импортных  пошлин, тарифов стимулирует или дестимулирует экспортно-импортные операции.

      Это далеко неполный перечень тех рычагов, которые активно и комплексно используется государством для достижения поставленных целей. 

2.4. Формы финансового обеспечения.

      Финансовые  отношения можно сгруппировать, которая будет включать в себя системы: государственных финансов; финансов организаций, предприятий и корпораций; кредитную (инвестиционную) и банковскую; международную финансово-кредитную и финансовый рынок. Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособленно и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную.

      В систему отношений государственных финансов входят: государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий и государственный кредит. В систему финансов организаций и корпораций включаются все предпринимательские структуры организаций производственной и непроизводственной сфер, а также прочие субъекты хозяйствования. Кредитная и банковская системы включают в себя: Центральный банк, коммерческие банки, негосударственные страховые и пенсионные, инвестиционные институты и фонды. Финансовый рынок страны состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой (денежными средствами), с ценными бумагами и инструментами. Международные финансы, как отражение международных финансовых отношений, объединяют в себе международные финансовые государственные и негосударственные организации, международные кредитные (инвестиционные) и банковские институты, международный финансовый рынок. 
 

2.5. Организационные структуры финансового механизма. 

       Объекты финансовой политики – совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

        Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

     Управление финансами представляет собой процесс, который организуют и которым руководят органы государственной власти в соответствии с законодательством:

- Федеральное  Собрание, которое регламентирует  деятельность финансовой системы,  устанавливает взаимоотношения  всех хозяйствующих субъектов,  утверждает федеральный бюджет  и финансовое законодательство;

- Правительство Российской Федерации готовит проект государственного бюджета, выступает как центр оперативного и текущего управления финансами и включает в свой состав многие министерства и ведомства, на которые возложены обязанности и ответственности по направлениям развития экономики;

  - Счетная  палата РФ контролирует расходование  и целевое назначение федеральных  денежных средств;

  - Министерство  финансов РФ осуществляет общее  руководство в финансовой сфере  и исполнение бюджета; организует  разработку бюджета и его исполнение; участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны; ведет контроль за финансово хозяйственной деятельностью организаций и предприятий всех форм собственности;

  - Федеральное  казначейство организует кассовое  исполнение бюджета и является подразделением Министерством финансов РФ;

  - Министерство  экономики РФ является руководящим  органом в выработке стратегии  экономического развития и разрабатывает  баланс финансовых ресурсов страны;

  - Министерство  по налогам и сборам РФ является  контролирующим органом во взаимоотношениях хозяйствующих структур с государством;

  - Министерство  государственного имущества РФ  организует управление государственным  имуществом с целью получения  доходов неналогового характера  и налогов, уплачиваемых государственными организациями и предприятиями;

  - Федеральная  комиссия по ценным бумагам  контролирует  деятельность участников  фондового рынка; 

  - Система  учреждений Центрального банка  РФ формирует денежно-кредитную  политику и осуществляет кассовое  исполнение бюджета, а также ведет контроль за деятельностью кредитных учреждений.

  - Предпринимательские  структуры – хозяйствующие субъекты  являются субъектами управления  финансами 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая политика РФ