Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть механизм и цели финансовой политики;
- охарактеризовать типы финансовой политики;
- изучить текущее положение России и перспективы в области финансовой политики;
- проанализировать бюджетную политику РФ на 2011-2013 годы;
- выделить основные задачи и направления современной налоговой политики;
- найти пути решения проблем финансовой политики РФ.
Введение
В формировании и развитии
экономической структуры любого
современного общества ведущую, определяющую
роль играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Финансовая политика как
часть экономической политики представляет
собой совокупность бюджетно-налоговых,
иных финансовых инструментов и институтов
государственной финансовой власти,
обладающих в соответствии с законодательством
полномочиями по формированию и использованию
финансовых ресурсов государства в
соответствии со стратегическими и
тактическими целями государственной
экономической политики. Вне зависимости
от уровня развития страны главными стратегическими
целями государственной финансовой
политики являются создание финансовых
условий для социально-
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач[3].
Актуальность темы заключается
в том, что та значимость, которую
имеет финансовая политика для государства,
а тем более для государства
с формирующейся рыночной экономикой,
имеет достаточную возможность
стимулировать экономический
Объектом исследования в
данной работе является финансовая политика
Российской Федерации, предметом же
выступает – особенности
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть механизм и цели финансовой политики;
- охарактеризовать типы финансовой политики;
- изучить текущее положение России и перспективы в области финансовой политики;
- проанализировать бюджетную политику РФ на 2011-2013 годы;
- выделить основные задачи и направления современной налоговой политики;
- найти пути решения проблем финансовой политики РФ.
Методы исследования данной курсовой работы:
Теоретической основой работы являются учебные пособия и материалы периодической печати, посвященные изучаемой теме, а также в процессе написания курсовой работы использовались ресурсы интернета.
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Цели и механизм финансовой политики
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
- разработку общей концепции
финансовой политики, определение
ее основных направлений,
- создание адекватного финансового механизма;
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики
составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требования обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Несмотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее[15].
Любая финансовая политика
в первую очередь предполагает решение
фискальных задач государства, которые
связаны с балансированием
Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво влияет на всю совокупность получаемых государством доходов[20].
Балансирование доходов и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального эффекта, так как первоначально стимулирует увеличение смежных затрат[7].
Кроме фискальных целей финансовая
политика предполагает проведение регулирования
экономических процессов. Государство
располагает определенными
К регулируемым экономическим процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов[22].
В настоящее время регулирование
является обязательным элементом финансовой
политики любого государства и сознательно
используется для достижения целей
экономического развития. Существует
два механизма финансового
Фискальные и регулирующие
цели финансовой политики, как правило,
находятся в определенном противоречии:
фискальные требуют ежегодного балансирования
доходов и расходов государства,
а регулирующие очень часто приводят
к бюджетным дефицитам в
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Это формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг[23].
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
В этом случае государством
детально разрабатывается вся система
организации финансовых отношений,
обязательная для всех его участников.
В ряде случаев директивный финансовый
механизм может распространяться и
на другие виды финансовых отношений,
в которых государство
Регулирующий финансовый
механизм определяет основные правила
игры в конкретном сегменте финансов,
не затрагивающем прямо интересы
государства. Такая разновидность
финансового механизма
1.2 Типы финансовой политики
Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики позволяет выделить три ее основных типа:
- классический;
- регулирующий;
- планово-директивный.
До конца 20-х годов прошлого
столетия основным типом финансовой
политики большинства стран был
классический ее вариант. Такая финансовая
политика была основана на трудах классиков
политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д.
Рикардо (1772 - 1823) и их последователей.
Основное ее направление - невмешательство
государства в экономику, сохранение
свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как
Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была сосредоточена, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе) [14].
Бурное развитие производительных
сил поставило перед
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономический субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечивать сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.
Информация о работе Особенности формирования финансовой политики РФ на современном этапе