Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть механизм и цели финансовой политики;
- охарактеризовать типы финансовой политики;
- изучить текущее положение России и перспективы в области финансовой политики;
- проанализировать бюджетную политику РФ на 2011-2013 годы;
- выделить основные задачи и направления современной налоговой политики;
- найти пути решения проблем финансовой политики РФ.
Изменяется система управления
финансами. Вместо единого органа управления
возникает несколько
В целом кейнсианская регулирующая
финансовая политика показала свою сравнительную
эффективность в индустриально
развитых странах. В 30-60-х годах XX в.
она обеспечила стабильный экономический
рост, высокий уровень занятости
и эффективную систему
В 70-х годах в основу
финансовой политики была положена неоконсервативная
стратегия, связанная с неоклассическим
направлением экономической теории.
Эта разновидность финансовой политики
не связана с отказом от регулирования
как ее цели, но ограничивает вмешательство
государства в экономику и
социальную область. Регулирование
экономики становится многоцелевым.
Кроме экономического роста и
занятости государство
Финансовый механизм в
этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного
Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использовавших административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяла осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, "долгостроя", военных расходов и т.п. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно сказалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами
осуществлялось из единого центра -
Министерства финансов, которое занималось
всеми вопросами использования
финансового механизма в
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. В СССР она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для обеспечения чрезвычайных расходов государства (в годы Великой Отечественной войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). Однако использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства[9].
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: определение основных целей и задач, создание адекватного финансового механизма, управление финансовой деятельностью государства и др. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов. Целевые направления проведения финансовой политики: фискальное, связанное с балансированием доходов и расходов государства и регулирующее, связанное с регулированием экономических процессов (экономический рост, занятость населения, уровень инфляции, состояние валютного курса и т.п.). Важная составляющая финансовой политики - финансовый механизм. Он бывает директивный и регулирующий. В сферу директивного включаются налоги, расходы бюджета, финансовое планирование и т.п. Регулирующий механизм характерен для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Основные типы финансовой
политики: классический - основное направление
- невмешательство государства в
экономику, сохранение свободной конкуренции,
использование рыночного
Финансовая политика состоит
из следующих главных компонентов:
Бюджетная политика РФ сводится к:
Бюджетная политика должна
быть ориентирована на адаптацию
бюджетной системы к
Бюджет не должен становиться
ни источником финансовой нестабильности,
ни дополнительным фактором падения
деловой активности. Бюджетная политика
должна создавать источники повышения
конкурентоспособности
В этих целях необходимо решение следующих основных задач:
1. Обеспечить исполнение
социальных обязательств: при этом
надо добиться большей
2. Ограничить размеры
бюджетного дефицита в целях
сохранения макроэкономической
стабильности и устойчивости
выполнения социальных
3. Перейти к режиму
жесткой экономии бюджетных
Необходимо четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.
Целесообразно в максимальной
степени реализовать
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
4. Определить оптимальные
формы поддержки реального
5. Обеспечить кардинальное
повышение качества
Требуется развитие, в том
числе в рамках приоритетных национальных
проектов и государственных программ,
современных форм организации предоставления
образовательных, медицинских, социальных
услуг в государственном
Необходимо определить сферы,
в которых целесообразен
6. Усовершенствовать механизмы
государственных закупок за
Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур.
Государственные закупки
должны использоваться, в том числе
в качестве инструмента управления
структурными преобразованиями в российской
экономике, способа стимулирования
технологической модернизации и
повышения
7. Определить экономически
оправданный уровень налоговой
нагрузки и структуру налогов,
соответствующие современной
Необходимо определить, возможно,
ли снижение налоговой нагрузки в
целях смягчения отрицательного
для налогоплательщиков эффекта
от увеличения страховых взносов
в системе пенсионного и
Одновременно требуется
принять меры по мобилизации дополнительных
бюджетных доходов, в том числе
за счет внедрения современных
8. Обеспечить сбалансированность
расходных полномочий и
Бюджетные субсидии должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов.
9. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.
Наряду с системой обязательных платежей, возрастающую роль должно играть добровольное пенсионное страхование, в том числе за счет использования механизмов государственного стимулирования.
10. Определить и реализовать комплекс мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов[12].
Денежно-кредитная политика
- это политика государства, воздействующая
на количество денег в обращении
с целью обеспечения
Основные направления денежно-кредитной политики включают:
Информация о работе Особенности формирования финансовой политики РФ на современном этапе