Особенности формирования финансовой политики РФ на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей современной финансовой политики России и путей повышения ее эффективности. Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть механизм и цели финансовой политики;
- охарактеризовать типы финансовой политики;
- изучить текущее положение России и перспективы в области финансовой политики;
- проанализировать бюджетную политику РФ на 2011-2013 годы;
- выделить основные задачи и направления современной налоговой политики;
- найти пути решения проблем финансовой политики РФ.

Файлы: 1 файл

черновик.docx

— 76.15 Кб (Скачать)

 

Ценовая политика государства  сводится к регулированию цен  и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землей, водными  пространствами, железными дорогами, электропередающими сетями, нефте- и  газопроводами. Цены во всех остальных  отраслях и сферах напрямую зависят  от динамики цен на товары и услуги названных отраслей[24].

Таможенная политика - это  органическая часть налоговой и  ценовой политики, так как таможенные сборы и пошлины оказывают  прямое воздействие на цену товаров  и услуг. Впрочем, таможенная политика в значительной мере самостоятельна, поскольку она имеет особенности  влияния на народное хозяйство, ограничивая  или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и  услуг и сдерживая или поощряя  экспорт товаров и услуг из страны.

Тарифно-таможенная политика становится важнейшим и неотъемлемым инструментом решения внутренних задач - перехода российской экономики на инновационный путь развития, ее диверсификации и повышения глобальной конкурентоспособности.

Это обуславливает ряд  особенностей тарифно-таможенной политики в предстоящий период.

Во-первых, возрастает ее роль в технологической модернизации российской экономики за счет обеспечения  доступа российских компаний к передовым  технологиям и оборудованию.

Таможенно-тарифная политика должна создавать стимулы и условия  для привлечения капитала в производство. Активнее должны использоваться специальные  таможенные режимы, должен быть реализован принцип эскалации тарифа.

Во-вторых, усиливается роль таможенно-тарифной политики в формировании трансграничных производственно-технологических  связей, развитии специализации и  кооперации, прежде всего, в высокотехнологичных отраслях. Смещаются акценты таможенно-тарифной политики - от регулирования внешней торговли к содействию создания в обрабатывающих отраслях глобальных центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости.

В-третьих, усиливается значение таможенно-тарифной политики в регулировании  внутренних рынков, повышении уровня их конкурентности и укреплении позиций  российских компаний в России и за рубежом.

В-четвертых, единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭС, становится важным условием интеграции на евразийском  пространстве[16].

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового  обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции  РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам  населения и др.

Социальная политика государства  тесно связана с его действиями в финансовой сфере и сводится к следующим мероприятиям:

  • согласованию между объемами финансовой помощи (трансфертов) субъектам РФ и выполнением ими обязательств по финансированию бюджетной сферы за счет собственных доходов;
  • разработке механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированной индексации пенсий и поэтапной индексации ставок и окладов работников бюджетной сферы;
  • упорядочению системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
  • регулированию вынужденной миграции и т.п.

Важнейшим компонентом финансовой политики является инвестиционная политика. Инвестиционная политика связана с  созданием условий для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется  на разных уровнях государственного управления и управления финансами  хозяйствующих субъектов. Главная  задача этой политики заключается в  создании условий для того, чтобы  инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику  России, чтобы огромные капиталы "не убегали" из России, а наоборот, чтобы  происходил приток иностранного капитала[10].

 

 

2.2 Анализ бюджетной политики РФ на 2011-2013 годы

В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2014 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".

Задачи, поставленные в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011-2013 годах, направлены на решение проблем повышения  эффективности и конкурентоспособности  экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных  инвестиций в процесс модернизации[22].

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

4) повышение качества  человеческого капитала;

5) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

6) реализация Программы  повышения эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011-2013 года характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 2.2.1):

Таблица 2.2.1

Основные параметры бюджетной  системы Российской Федерации (млрд. рублей)

 

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

 

%% к ВВП

34,7

533,4

35,0

34,0

32,8

 

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

 

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

 

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

 

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

 

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

 

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

 

 

Федеральный бюджет

 

9 660,1

 

10 212,4

 

10 385,1

 

10 844,6

 

11 749,1

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

 

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

 

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

 

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

 

Дефицит (-) /профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

 

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4

 

Источник [22].

           

Прогнозируется рост доли доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.

Доля доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации несколько  снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.

В номинальном выражении  в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Динамика расходов федерального бюджета

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Изменения к предыдущему  году,

млрд. рублей

552,3

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении)

5,7

1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении)

- 3,9

- 4,5

- 1,5

2,7


Источник [22].

Экономический кризис продемонстрировал  зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации  от динамики общеэкономической конъюнктуры.

В этой связи субъекты Российской Федерации должны формировать фонды  финансовых резервов - Резервные фонды  субъектов Российской Федерации. С  целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть, что в случае, если в течение финансового года дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, уменьшенный на величину поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, превышает 10 процентов общего объема поступлений доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, средства Резервного фонда субъекта Российской Федерации направляются на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее суммы превышения[8].

Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере  взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями  остается необходимость внедрения  передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

 

 

2.3 Основные задачи и  направления современной налоговой  политики

 

Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Она  должна строиться на компромиссе  интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в  бюджет такого объема ресурсов, который  является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной  и легитимной деятельности участников материального производства. Налоговые  отношения, как и всякие другие общественные отношения, должны воспроизводиться, и  государство не должно угнетать источники  и мотивы такого воспроизводства. Налогообложение  не должно носить конфискационного характера. Только рост национального богатства, выраженный, в том числе в повышении  индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы[13].

Налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Основные задачи современной  налоговой политики РФ:

  • дальнейшее совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижении уровня неплатежей;
  • оптимизация налоговых льгот и преференций;
  • более жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет;
  • рационализация налогового администрирования;
  • реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды[4].

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам) [25].

Информация о работе Особенности формирования финансовой политики РФ на современном этапе