Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:21, реферат
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
исследовать вопросы теории регионального роста и развития.
1. Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе ……………………………………………………………...
2. Реализация финансовой политики развития Самарской области за 2000-2008
гг…………………………………………………………………………….
а) Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг………….
б) Бюджетная политика, планируемая к реализации на территории Самарской области на 2009-2011 гг
3. Заключение……………………………………………………………………
4. Использованные источники………………………………………………….
Реализация финансовой политики субъекта РФ на примере Самарской области
Содержание
1. Финансовая политика: цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе ……………………………………………………………... | 2 |
2. Реализация финансовой политики развития Самарской области за 2000-2008 гг…………………………………………………………………………
| 6 |
а) Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг…………. | 6 |
б) Бюджетная политика, планируемая к реализации на территории Самарской области на 2009-2011 гг | 13 |
3. Заключение…………………………………………………… | 17 |
4. Использованные источники…………………………………………………. | 19 |
|
|
|
|
Введение
В настоящее время среди экономистов России существуют различные взгляды на пути экономического развития государства. Эти различия в значительной степени связаны с разными подходами в решении проблем федерального устройства государства, роли субъектов Федерации и их взаимосвязи в условиях рыночной экономики.
Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния. Социально-экономическое развитие территории – это объективный процесс, происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Большинство своих функций государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики.
В связи с этим особый интерес для понимания коренных процессов развития экономики Российской Федерации и разработки на этой основе вопросов повышения ее эффективности представляет изучение финансовой политики на уровне субъекта Федерации. Именно в рамках республик, краев и областей происходит создание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, собственно, экономическое и социальное развитие, которое в своей совокупности и определяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место в мировом разделении труда, а также степень ее политического авторитета в международных отношениях. На этом же уровне фактически проверяется степень рациональности финансовой политики федерального центра. Успех финансовой политики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общей экономической ситуации в регионе.
В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики развития региона и на этой основе определение путей повышения эффективности принятия решений в области управления финансами со стороны администрации субъекта Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
исследовать вопросы теории регионального роста и развития.
1 Финансовая политика:
цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе.
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимость изменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику.
Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики1.
В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если его технология практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).
Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической политики и ее социальной направленностью.
Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу2.
Целью финансовой политики субъекта РФ на современном этапе является увеличение бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в данном регионе. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия социальных нормативов. Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов на уровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны, централизованно их невозможно определить. Потому что не могут быть одинаковыми стандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительность зимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение на душу населения, будут отличаться в несколько раз. С другой стороны, разработка социальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к их значительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могут установить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая их реализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет3.
Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Осуществление финансовой политики субъектом РФ предполагает наличие нескольких ее составляющих:
обеспечение достаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенции разумной налоговой политики;
рациональной использование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;
формирование политики в сфере страхования,
разработка региональной политики на рынке ценных бумаг4.
Существуют, конечно, еще в качестве самостоятельных направлений политики: инвестиционная, социальная.
Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Бюджетная политика – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности5.
Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
2 Реализация финансовой политики развития Самарской области за 2000-2008 гг.
а) Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг.
Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью определения объективного диагноза, на основе которого должна строиться стратегия и тактика регионального развития.
На основе данных региональной статистики осуществляется оценка хозяйственной ситуации в регионах, рыночной экономической конъюнктуры, инвестиционной привлекательности объектов, позволяющая определить тактические цели и задачи управления, разрабатывать программы и прогнозы социально-экономического развития регионов, принимать оперативные решения, осуществлять контроль за их выполнением.
Проблема определения уровня экономического развития региона тесно связана с проблемами наиболее рационального использования экономического потенциала региона, обеспечения социально-экономической безопасности, развития регионального рынка труда и многими другими. Различные интерпретации экономического развития в трудах ученых позволяют сделать вывод, что определяющим в анализе уровня экономического развития является экономический потенциал.
Попробуем проанализировать уровень экономического развития Самарской области. Исследование проводилось с использованием официальных данных государственной статистики.
Для анализа общей экономической ситуации используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, доходы населения, национальное богатство. Для межрегиональных сопоставлений уровней развития эти показатели даются в расчете на душу населения. При принятии решений по вопросам управления экономическим развитием региона рассчитывают динамику этих показателей.
Динамика производства валового регионального продукта Самарской области за 2002-2007 гг.
Таблица 3. Основные показатели социально-экономического развития Самарской области и России за период 2000-2007 годы
Показатели | 2000 год | 2001-2005 годы (в среднем за год) | 2006 год | 2007 год |
ВРП Самарской области, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % | 106,2 | 105,2 | 106,2* | 106,8* |
ВВП России, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % | 109,4 | 106,0 | 107,2 | 107,8 |
ВРП на душу населения в Самарской области, тыс. руб. | 42,8 | - | 150,8* | 180,3* |
ВРП в основных ценах/ВВП в рыночных ценах на душу населения в РФ, тыс. руб. | 39,5 | - | 161,0 | 199,6 |
Продукция промышленности, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 111,0 | 103,8 | 105,0 | 105,2 |
Россия | 112,0 | 105,2 | 103,9 | 106,3 |
Продукция сельского хозяйства, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 100,2 | 101,9 | 105,9 | 103,6 |
Россия | 107,7 | 103,1 | 103,6 | 103,3** |
Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 127,8 | 107,8 | 123,8 | 128,7 |
Россия | 117,4 | 109,9 | 113,7 | 121,1** |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 104,7 | 111,1 | 111,4 | 109,1 |
Россия | 112,0 | 111,5 | 113,3 | 110,4 |
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 100,1 | 109,2 | 108,5 | 111,1 |
Россия | 109,0 | 111,1 | 113,0 | 115,2 |
Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Самарская область | 100,6 | 107,7 | 106,5 | 105,7 |
Россия | 104,7 | 105,4 | 107,6 | 107,1 |
Информация о работе Реализация финансовой политики субъекта РФ на примере Самарской области