Факторы и основные тенденции развития международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.
Международный туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификации международного туризма……………….5
1.2 Факторы, определяющие развитие международного туризма…….10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………..15
2.1 Динамика и тенденции международного туризма………………….15
2.2Организация международного туризма в современных условиях…21
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ......................24
3.1. Оценка туристского потенциала в РФ ……………………………..24
3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска........………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

1.2 Факторы, определяющие развитие  международного туризма

 

Туризм уверенно вступает в третье тысячелетие, и это вступление ознаменовано первым туристским путешествием в космос американского гражданина Дениса Тито на борту российского космического корабля.

Как и в XX в., в XXI в. международный туризм будет развиваться под воздействием факторов, свойственных, собственно, индустрии гостеприимства и туризма, а также факторов внешней среды, таких, как политика и право, экономика и финансы, культура, социодемографические изменения, развитие торговли, транспорта, инфраструктуры и научно-технического прогресса.

1)Политика и право. В зависимости от того, какую политику государство проводит по отношению к туризму в целом, туристские ресурсы используются с разной степенью интенсивности. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции приоритетного развития туризма, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих развитие туризма, а также в финансово-экономических мерах по поддержанию и развитию туристской инфраструктуры, строительству гостиниц и развитию индустрии гостеприимства.

2)Безопасность путешествия. По мере роста объемов туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для современных путешественников стало нормой ожидать от правительства стран, заинтересованных в приеме иностранных гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте.

3)Экономика и финансы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макроэкономические, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост безработицы и инфляции будоражат общество, и это нередко приводит к тому, что население предпочитает оставаться дома и воздерживается от дальних поездок.

Когда экономика находится на подъеме, т.е. ее производственные возможности, измеряемые величиной накопленного капитала, растут, увеличиваются объемы валовых инвестиций. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма.

Уровень цен на продукты и товары туристского спроса рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена. В этом отношении введение евро с 1 января 2002 г. упростило путешествия по европейским странам, находящимся в единой зоне евро, и сократило туристские расходы, связанные с обменом валюты.

4)Культура. Культурное наследие, культурная среда являются тем магнитом, который притягивает путешественников. Не любой продукт, создаваемый человеком, является предметом культуры, а только уникальные, хранимые обществом произведения, благодаря которым организуется деятельность в обществе и накапливается опыт, передаваемый от поколения к поколению. Туристы посещают определенные места, такие, например, как знаменитый музей Прадо в Мадриде или Лувр в Париже, едут в Вену, чтобы послушать Венский симфонический оркестр.

5)Социодемографические изменения. Наиболее важны для международного туризма возрастной и семейный факторы. Молодые люди в возрасте 18—34 лет составят основную массу путешественников, с особой силой этот фактор будет проявляться в туристских потоках, генерируемых странами Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна.

Семейный фактор оказывает все возрастающее воздействие на развитие международного туризма. В настоящее время продолжается рост числа семей, в которых есть дети. Данный сегмент требует особых условий отдыха и должен учитываться при планировании туристских дестинации и в дизайне средств размещения для семейного отдыха.

6)Состояние транспорта и инфраструктуры. Пассажирский транспорт и туристская инфраструктура «прокладывают путь», по которому турист следует от своего дома в аэропорт или на вокзал, из одного города в другой, с вокзала в гостиницу, из гостиницы в место проведения досуга и обратно, обеспечивая максимально комфортное и безопасное перемещение и пребывание туриста. Дальнейшее развитие международного туризма немыслимо без развития и совершенствования транспортных средств, равно как туризм немыслим без путешествия.

7)Туристская инфраструктура представляет собой совокупность путей сообщения (дороги, подъездные пути, аэропорты, пристани и т.п.), коммуникаций (водопроводная и электрическая сеть, центральное отопление, канализация, мусоросбор, телефон, телекоммуникации) и местных учреждений (почтовые отделения, учреждения охраны общественного порядка, медицинские учреждения, предприятия службы быта, магазины, спортивные объекты), тесно связанных с туристским движением и необходимых для обслуживания туристских предприятий.

8)Развитие торговли. Отправляясь в зарубежное путешествие, турист, как правило, интересуется, что можно купить в стране пребывания. Это могут быть уникальные изделия местных народных промыслов, сувениры на память о поездке, подарки для родных и друзей. Повсюду в местах, посещаемых туристами, имеются сувенирные магазины и киоски, где продаются товары туристского спроса.

Некоторые страны ориентируют свою экспортную промышленность на нужды иностранных гостей и получают выгоду не только от продажи туристских услуг и сувениров, но и от продажи товаров длительного пользования. Целый ряд стран, например, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Греция, Италия, Сингапур привлекает к себе иностранных туристов во многом благодаря активной торговле уникальными товарами по выгодным ценам.

9)Новые технологии. Достижения научно-технического прогресса широко используются в индустрии гостеприимства и туризма, особенно в таких областях, как пассажирские перевозки, система дистрибуции потребительская информация. Благодаря новым технологиям в авиационной промышленности стали возможны перевозки пассажиров на сверхзвуковых самолетах, теперь от Нью-Йорка до Шанхая можно долететь всего за 3 часа.

Развитие телекоммуникационных технологий и электронной промышленности привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, которые позволяют бронировать места на транспорте и в средствах размещения в режиме реального времени. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по «собственноручно скроенному» маршруту.

10)Совершенствование турпродукта в туристских дестинациях. Турпродукт туристских дестинаций является результатом усилий представителей разных секторов туристской индустрии. Наиболее важной представляется связь между секторами размещения, пассажирского транспорта и сектором организаторов и продавцов туристских услуг. За последние годы отельеры научились работать с авиакомпаниями и туроператорами, ориентируясь на определенные целевые сегменты туристского рынка. Немаловажная роль в совершенствовании туристского продукта отводится предприятиям досуга, розничной торговли, а также общественного питания.

11)Развитие сферы туроператорского продукта и услуг. Туроператорский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потребителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиакомпаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что позволяет им вести продажу туров без перебронирования. В настоящее время 10 крупнейших туроператорских компаний контролируют примерно 30% рынка.

12)Развитие профессиональной турагентсткой сети. Турагентская сеть составляет основу распределительной сети, по которой оптовики продают свои туры. Помимо этого они выполняют другие важные функции — поддерживают связь с местными сервисными организациями и организуют выполнение туристской программы и предоставление дополнительных услуг. От их работы во многом зависит качество оказания туристских услуг начиная от встречи в аэропорту и доставки в отель и заканчивая организацией экскурсий, мероприятий и спортивных состязаний.

13)Системы дистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь поставщиков, продавцов и покупателей туристского продукта. Новые информационные технологии позволили значительно упростить систему дистрибуции туристских услуг, сделать ее более информативной и эффективной для всех участников.

Международный туризм начал бурно развиваться во всем мире, этому способствовали следующие факторы: поддержка государственных органов; рост общественного богатства и доходов населения; сокращение рабочего времени (одновременно возрастает интенсивность труда, что приводит к стрессовым ситуациям и повышению потребности организма человека в отдыхе); развитие транспорта; урбанизация (концентрация населения в городах, отрыв от природы вызывают необходимость проведения свободного времени вне зон постоянного проживания); приоритеты в системе духовных ценностей общества (потребление материальных благ отходит на задний план, уступая место духовным ценностям, в частности потребности в путешествиях).

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

2.1 Динамика и тенденции международного  туризма

 

Количество участников международного туризма в середине 1990-х годов XX в. превысило 550 млн. чел. Несмотря на кратковременные колебания или даже спад в отдельные периоды, его развитие характеризуется устойчивым динамичным ростом. В общей динамике международного туризма отмечается общее снижение цепных темпов роста до второй половины восьмидесятых годов. На это оказало влияние несколько мировых и региональных политических и экономических кризисов (ближневосточный -1967 г. и 1973 г., энергетический 1973-74 гг., экономический спад 1981-82 гг. и др.). Со второй половины 1980-х годов, в условиях расширения международного сотрудничества в Европе, отказа от политики конфронтации, что вызвало улучшение международного климата в целом (период "перестройки" и "гласности" в бывшем СССР), отмечался устойчивый ежегодный рост международного туризма на уровне 6-9,5%. ежегодно. Однако, социально-политический и экономический кризис, упадок сложившегося геополитического уклада в Центрально-Восточной Европе (распад СССР и Югославии, военные и этнические конфликты, экономический спад в период реформирования и перехода к рыночным отношениям) привели в начале 1990-х годов к кратковременному снижению динамики международного туризма в Южной и Центрально-Восточной Европе, что отразилось на общемировой динамике туризма. В последующие годы, при либерализации механизмов международного туризма в странах Центрально-Восточной Европы (Россия, Польша, Чехия и др.), а также активизации его развития в других макрорегионах (Северная Америка, Восточная Азия и Океания), тенденции снижения темпов роста международного туризма были преодолены. Среднегодовые темпы роста международного туризма в 1980-1992 гг. составили 4,387%, при значительных различиях по мировым туристским макрорегионам. Ниже среднемирового уровня они были в Европе (3,67%), на уровне близком к среднемировому - в Америке (4,257%), при значительно более высоких темпах в Африке (7,57%) и динамично развивающемся макрорегионе Азии и Океании (9,4%), где отмечаются значительные внутрирегиональные различия (Центральная и Восточная Азия -10,5%, Ближний Восток - 2,4 %).

Региональная динамика международного туризма в последние 45 лет отличается значительными различиями. При общем 19-кратном росте прибытии интуристов в мире, близкие к среднемировому уровню показатели динамики характерны для Европы и Америки (основных туристских макрорегионов мира). Наиболее динамично развивающимся макрорегионом является Азия и Океания, где темпы роста в 9 раз превышают среднемировые. Африканский макрорегион хотя и отличается высокими темпами роста при низких абсолютных показателей развития международного туризма слабо влияет на его мировую динамику. Неравномерность темпов роста международного туризма привела к изменению его региональной структуры в 1990-х годах по сравнению с 1950-1960 годами. Если в послевоенный период удельный вес Европы и Северной Америки составлял более 90,7%, то в начале 1990-х годов их доля снизилась, при значительном увеличении удельного веса макрорегиона Азии и Океании, стабилизации доли Центральной и Южной Америки и небольшом увеличении Африки. Принимая во внимание тенденции и общую динамику общего экономического развития Азиатско-тихоокеанского региона (Япония, Китай, "новые индустриальные страны"), степень концентрации демографического потенциала и динамику населения в крупнейших странах этого региона (Китай, Индия, Индонезия, Япония), а также опережающие темпы развития международного туризма, следует ожидать, что в первой половине XXI в. будет увеличиваться значение макрорегиона Азии и Океании.

Итак, по прогнозам экспертов ВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность и предлагаемого туристического продукта. Последнее является особенно актуальным, учитывая тот факт, что хотя уже практически наступило третье тысячелетие и существует такое понятие как «космический турист», а тем временем в мире все еще существует проблема пиратства. Так, в 2012 году было зарегистрировано 297 нападений пиратов. В ежегодном докладе Международного морского бюро говорится, что одним из самых опасных районов является Юго-Восточная Азия, в особенности воды вокруг Индонезии и Бангладеш.   

В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма: 

- создание новых и развитие  уже существующих туристических  услуг и рынков,    учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических)    ресурсов в странах пребывания туристов;  

Информация о работе Факторы и основные тенденции развития международного туризма