Факторы и основные тенденции развития международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.
Международный туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификации международного туризма……………….5
1.2 Факторы, определяющие развитие международного туризма…….10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………..15
2.1 Динамика и тенденции международного туризма………………….15
2.2Организация международного туризма в современных условиях…21
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ......................24
3.1. Оценка туристского потенциала в РФ ……………………………..24
3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска........………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

- широкое вовлечение местной  общественности и муниципальных  властей в    планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее    безопасности;  

- развитие связей между организаторами  туризма и муниципальными структурами    с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей    их удовлетворения;  

- рост благосостояния местного  населения, устранение налоговых, таможенных    и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при    этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в    области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и    выгодными для туристической индустрии; 

- при инвестировании капитала  следует принимать во внимание вопросы защиты    окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);  

- осуществление более четкого  маркетинга и выделение большего  количества ресурсов для продвижения  услуг, поиск определенных групп  туристов и    организация для них адресной информации по предлагаемым услугам; 

- повышение профессионального  уровня сотрудников индустрии туризма; 

- развитие системы владения  клубным отдыхом (таймшером).

Современные тенденции показывают, что снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм. Автобусные маршруты пользуются повышенным спросом. Растет предложение для семейных туристов в количестве 5–6 человек и для небольших компаний. Растет предложение специализированных туров. Деловой туризм, в частности проведение конгрессов, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8 %. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм – отдых в уголках нетронутой природы. В ближайшие годы приоритетными направлениями в развитии российского туризма будут внутренний и въездной туризм. Культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также при совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти.

Следующая тенденция туризма – резкий рост интереса россиян к горнолыжному туризму, который относится к наиболее развивающемуся направлению в мире. «60% любителей покататься с гор традиционно проводят свои отпуска в Альпах. Согласно рейтингу, опубликованному РосБизнес Консалтингом, на сегодня большой популярностью пользуется Италия (15%) всех выезжающих на отдых за границей. Во Франции самый дорогой горнолыжный курорт, самое большое в мире число подъемников, самый широкий выбор трасс, а также устойчивая погода, гарантирующая снежный покров. В Швейцарии отдых не менее дорог, но более «строг». Швейцария ассоциируется с высокими ценами, хотя они незначительно отличаются от цен на французских курортах. В Австрии очень много больших и маленьких зимних курортов. К сожалению, у Австрии есть небольшая проблема – это малые высоты курортов, и как следствие этого, недостаток снега. Словакия и Болгария потеряла в прошлом году значительное число клиентов, но россиян эти курорты привлекают относительной дешевизной и отсутствием языкового барьера. Турция находится на 1-м месте впереди Египта и Китая. Туда в Феврале едут почти 12% выезжающих за рубеж российских туристов. В Скандинавию по-прежнему ездит немного российских горнолыжников. Швеция плохо представлена на российском туристическом рынке, а Норвегия еще хуже. Что касается российских курортов, то они становятся все популярнее и все дороже.

 

                                                                           Таблица 2.1

Наиболее популярные направления по выезду россиян за рубеж в 2012 году (всего):

 

Страна

Объём, млн. человек

1

Украина

9 464 215

2

Финляндия

5 118 780

3

Казахстан

3 438 937

4

Абхазия

3 367 243

5

Турция

3 334 727

6

Китай

2 312 199

7

Египет

2 246 440

8

Эстония

1 825 923

9

Германия

1 385 363

10

Таиланд

1 112 253


 

                                                                             Таблица 2.2

Наиболее популярные направления по выезду россиян за рубеж в 2012 году (туризм):                    

 

Страна

Объём, млн. человек

1

Турция

2 516 136

2

Египет

1 906 637

3

Китай

1 328 850

4

Таиланд

885 113

5

Испания

792 084

6

Германия

713 096

7

Греция

690 412

8

Италия

570 764

9

ОАЭ

549 382

10

Финляндия

512 547


 

 

 

     По сравнению с 2011 годом количество международных туристов выросло на 4 процента (или на 39 млн. человек) и составило 1,035 млрд. Европу в 2012 году посетили 535 миллионов человек, что на 17 млн. превышает показатель 2011 года.  Для сравнения, азиатские и тихоокеанские страны посетили 233 миллиона туристов (прирост в 7 процентов), а посещаемость США и стран Южной Америки увеличилась на 4 процента до 162 миллионов путешественников. В UNWTO считают, что туристическая отрасль продолжит развиваться и дальше. По прогнозам организации, число международных туристов в этом году может вырасти на 3-4 процента, а до 2020 года будет увеличиваться на 3,8 процента в год.      

Но в любом случае, какими бы не были прогнозы на будущее очевиден один    основной вывод: чтобы преуспеть в туристической деятельности  в следующем    столетии, требуется профессиональный, основанный на потребностях клиента    и выполнение требований законодательства подход к организации производства, продвижению и реализации туристического продукта.

 

2.2 Организация международного туризма в современных условиях

 

Для современных форм организации туризма характерно:

- во-первых, усиление концентрации среди самой многочисленной группы розничных фирм, предлагающих туристические услуги и связанное с этим лишение большего числа таких фирм юридической и хозяйственной независимости, появление в их отношениях с другими компаниями новых форм связей;

- во-вторых, изменение характера деятельности туристических оптовых фирм и превращение их в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров и выступающих связующим звеном между предприятиями туристической индустрии и турагентствами.

- в-третьих, образование крупных корпораций туристической индустрии и осуществление ими непосредственно операций по предоставлению туристских услуг клиентам.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристическом рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. При этом современная туристическая индустрия не может эффективно функционировать без совершенствования управляющей подсистемы. Управление в сфере туристических услуг учитывает специфику организации и деятельности туристических предприятий. В программах обслуживания туристов участвуют предприятия питания, гостиницы, туристические агентства, транспортные предприятия, музеи, кинотеатры, спортивные центры, предприятия торговли и др. Все они составляют инфраструктуру туризма. Исходя из этого, всё многообразие проектов и программ обслуживания туристов должно строиться с использованием новых форм и методов производственно-хозяйственной деятельности. Среди них маркетинг занимает особое место.

Туристический маркетинг - это рыночная стратегия, предполагающая обеспечение удовлетворения потребностей клиентов в специфических туристических услугах. Можно выделить три направления туристического маркетинга:

1. установление контактов с клиентами, убеждение их в том, что предлагаемое  место отдыха и существующие  там сервис, достопримечательности  полностью соответствуют тому, что клиенты желают получить;

2. проектирование и развитие  нововведений, которые смогут обеспечить  новые возможности сбыта, для  этого подобные новшества должны  соответствовать потребностям и  предпочтениям потенциальных клиентов;

3. контроль и анализ результатов деятельности по продвижению товара или услуг на рынок;

4. анализ расходов на рекламные маркетинговые мероприятия и получаемых доходов.

Разработка маркетинговых стратегий предполагает исследование конкурентных преимуществ туристических предприятий - материальных и нематериальных активов, а также сфер деятельности, которые стратегически важны для фирмы и позволяют ей побеждать в конкурентной борьбе.

Конкурентными преимуществами в сфере туризма могут быть известное имя, высокое качество оказываемых услуг, индивидуальный контакт с клиентами, ориентация на потребителя, его запросы и пожелания, устойчивая клиентура, действенная реклама, благоприятные условия для продажи услуг, квалификация персонала, грамотный менеджмент, опыт работы и т.д.

Другими факторами, которые необходимо принимать во внимание при выборе и формировании маркетинговой стратегии туристического предприятия, являются цели фирмы, придающие уникальность и оригинальность стратегии применительно к каждому конкретному предприятию, интересы и отношения руководства, финансовые ресурсы предприятия, квалификация персонала, которая может стать сильнейшим ограничительным фактором при выборе маркетинговой стратегии, обязательства предприятия по предыдущим стратегиям, которые создают некоторую инерционность в его развитии.

В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран других регионов. Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями. Например, есть немало людей, которым требуется отдых с полным отключением от каждодневных забот, поэтому возрастает популярность курортов, работающих по системе «all-inclusive». Прогнозируется дальнейший процесс концентрации капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций. Сохранится тенденция интеграционных процессов в сфере туризма.

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

3.1. Оценка туристского потенциала  в РФ

 

Современное состояние развития туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, с другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян за рубеж, рост числа туристских организаций по всей территории России. Самое большое число иностранцев, посетивших страну, было зафиксировано в 1989 году. Затем оно медленно пошло на спад из-за политической и экономической нестабильности. После распада СССР и образования СНГ самый низкий уровень в регионе за весь период с начала перестройки был зафиксирован в 1992 году, около 3 млн. человек. Но постепенно число туристов начало расти.

            В общем экспорте РФ за 2010 г. поступило от отрасли туризма и путешествий – 593,4 млрд руб., а в 2016 г. этот показатель вырастет до 1886,6 млрд руб. Развитие туризма стимулирует развитие строительства и промышленности. Капиталовложения государственного и частного секторов экономики в туристскую отрасль в РФ достигнут к 2016 г.  – 2621,1 млрд  руб. В экономике туризма и путешествий России ожидается, что к 2016 г. показатель вырастет до 5 231 827 рабочих мест (по сравнению с 2010 г.) , т. е. до 7,7 %  общей занятости, или 1 рабочего места на каждые 12,9 по стране. Согласно прогнозам DISCOVERY Research Group, рентабельность туристского бизнеса повысится примерно через пять лет. Именно к этому моменту должен завершиться процесс структурирования рынка: выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления. По прогнозам экспертов Европейского Союза, самыми быстрыми темпами в период до 2015 года будут развиваться следующие отрасли, связанные с индустрией туризма: отели 5 звезд, авиакомпании, аэропорты, курорты и оздоровительные центры, глобальные электронные системы бронирования и резервирования, компьютерное и программное обеспечение, операторы связи, тематические и развлекательные парки, новые виды спорта. Стабильно будут развиваться: деревенские, трех и четырехзвездные гостиницы, кемпинги, музеи, выставки, театры, кабаре, памятники культуры, природы, народные промыслы и сувенирная продукция, рекламные агентства и СМИ, туристические и торговые центры, экскурсионные бюро, а также страхование путешествий, производство транспортных средств и одежды для отдыха, оптовая и розничная торговля, строительная индустрия.

Перспективы развития туристского рынка России позволяют предвидеть, что через 10 лет в нем будет задействовано около 3 млн. рабочих мест.  Необходимо грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, передать больше организационных и управленческих полномочий на места, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму.

Информация о работе Факторы и основные тенденции развития международного туризма