Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 17:08, курсовая работа
Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.
Международный туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификации международного туризма……………….5
1.2 Факторы, определяющие развитие международного туризма…….10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………..15
2.1 Динамика и тенденции международного туризма………………….15
2.2Организация международного туризма в современных условиях…21
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ......................24
3.1. Оценка туристского потенциала в РФ ……………………………..24
3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска........………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38
Роль государства определяется объективной необходимостью дальнейшего развития рыночных механизмов, рыночной и социальной инфраструктуры, снижения влияния негативных социально-экономических последствий текущего функционирования «незрелых» рынков, а также сохранения и рационального использования культурного и природного наследия. Государство должно обеспечить:
– формирование эффективного конкурентоспособного российского туристского рынка и повышение качества туристских услуг;
– рекламно-информационное продвижение России как страны, благоприятной для туризма, на мировом и внутреннем туристских рынках;
– развитие приоритетных туристских центров на основе принципов устойчивого развития;
– развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
– создание нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; создание благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию и др.
В развитии въездного туризма, существует ряд проблем, среди которых: острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры; для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров; низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке; существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста; не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли; в России наиболее строгий среди стран, ориентированных на развитие туризма, визовый режим (стоимость получения российских виз варьируется от 60 до 480 $ ); высокая стоимость туристических услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.); недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках и др.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог. Также в России существует проблема недостаточного развития туристической территории. Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае – Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе – Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея. Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций.
Таким образом, Российская Федерация, несмотря на свой высокий потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. (около 3 % мирового туристского потока). По оценкам специалистов, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 49 млн. иностранных туристов в год.
Спрос на российском рынке въездного туризма не отличается оригинальностью и разнообразием. Наиболее популярны у интуристов по-прежнему туры, сочетающие посещение Москвы и Санкт-Петербурга (две российских столицы фиксируют до 80% всех туристических прибытий из-за рубежа). Традиционно востребованными являются туры по Золотому кольцу. Однако, все субъекты Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма. Хабаровский край и Амурская область, например, привлекают китайских граждан для шопинга. Республику Саха (Якутия) посещают туристы из Германии, США, Великобритании. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области.
Въезд иностранных туристов в Россию в 2008-2012 гг. (тысяч поездок, по данным Росстата):
3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска
Для определения факторной структуры детерминантов потенциала туристского центра г.Тобольска проведено исследование с использованием глубинных интервью экспертов в области туризма.
Цель опроса экспертов – получение оценок значимости и выраженности по каждому фактору туристского потенциала, включенному в оценочную модель. По предлагаемой методике факторы должны оцениваться с точки зрения возможности удовлетворения потребностей и интереса к ним туристов, посещающих г. Тобольск, из разных географических сегментов: Тюменской области, Уральского федерального округа, Западной Сибири, других областей России и иностранных государств. Это позволит в дальнейшем правильно определить и выбрать целевые рынки разного порядка (целевой, доступный целевой, потенциальный) и сформировать соответствующие маркетинговые программы.
В качестве экспертов в нашем исследовании выступили директора и старшие менеджеры туристских фирм городов Тюмени и Тобольска. Для оценки каждого фактора используется 10-ти балльная цифровая шкала, в которой «1 балл» – низший балл (фактор неконкурентоспособен), «10 баллов» – наивысший балл (идеальное состояние фактора). «6 баллов» в десятибалльной шкале интерпретируется как средняя положительная оценка, «5 баллов» и меньше – это низкие оценки, свидетельствующие о наличии большого объема для улучшения.
В таблицах 1-3 представлены следующие виды факторов: туристские ресурсы, институциональную структуру и трудовые ресурсы. По результатам экспертного опроса большая часть факторов группы «туристские ресурсы», оцененных для туристов из Тюменской области, находится в интервале высоких и очень высоких оценок; для туристов из областей Урала – в среднем диапазоне высоких оценок; для туристов из Западной Сибири – на нижнем уровне высоких оценок. В оценках с позиций туристов из других регионов России и зарубежья преобладают низкие оценки.
Оценки факторов группы «Туристские ресурсы» с позиции удовлетворения потребностей туристов из разных регионов, балл:
Полученные оценки свидетельствуют о высоком потенциале развития культурно-познавательного, паломнического, экологического видов туризма в г.Тобольске и о том, что в качестве целевых сегментов, в первую очередь, необходимо рассматривать туристов из Тюменской области, Уральского федерального округа и Западной Сибири; для развития зарубежного и внутреннего въездного туризма из других областей России туристские ресурсы г. Тобольска нуждаются в серьезном улучшении.
В оценках группы факторов «Институциональная структура» преобладают высокие оценки с позиций туристов из Тюменской области и Урала; средние – из Западной Сибири и других областей России; низкие – из зарубежья.
Общая средняя оценка факторов группы «Трудовые ресурсы» (5,4 балла) свидетельствует о необходимости кардинального повышения уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере туризма в г.Тобольске.
Таблица 3.3
Оценки факторов группы «Институциональная структура» с позиции удовлетворения потребностей туристов из разных регионов, балл:
Согласованные мнения экспертов о состоянии факторов детерминанта «Родственные и поддерживающие отрасли» в г. Тобольске заключается в том, что туристы из Западной Сибири, других регионов России, зарубежья более требовательны к качеству этих факторов, чем туристы из Тюменской области, и поэтому возможности туристского потенциала г. Тобольска удовлетворить их потребности оценены ниже.
Особые нарекания вызывает состояние индустрии развлечений города, системы бытового обслуживания, предприятий сельскохозяйственной и пищевой промышленности, производство товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.
Таблица 3.4
Оценки факторов детерминанта «Родственные и поддерживающие отрасли», балл:
Анализируя оценки факторов детерминанта «Условия спроса», можно отметить, что самую высокую и ровную во всех сегментах оценку получил фактор «Отношение туристов к Тобольску» – 8 баллов. Немного ниже оценены востребованность г. Тобольска в рамках исторической тематики и приемлемость цены на турпродукт – по 7,8 балла.
Таблица 3.5
Оценки факторов детерминанта «Условия спроса», балл:
Конкуренция между туристскими фирмами г. Тобольска признана экспертами слабой, между фирмами г.Тобольска и других исторических городов – умеренной.
Оценки выраженности факторов дают интересную информацию, но наиболее полезные результаты дает сравнение оценок важности и выраженности.
Разрывы в оценках важности и выраженности факторов, балл:
Анализ расхождений показывает, каким факторам необходимо отдать приоритеты для улучшения. Наибольший приоритет может быть связан не с фактором, получившим минимальную оценку выраженности, а с фактором, имеющим максимальный разрыв в оценках важности и выраженности.
Важнейшим приоритетом для развития внутреннего туризма в г.Тобольске является совершенствование факторов детерминанта «Условия спроса»: охват рынков, брендинг, внимание СМИ, включенность города в событийный туризм, встроенность в системы логистики и другие.
Интегральная оценка туристского потенциала г.Тобольска определялась по формуле (3.1):
и составила:
- для Тюменской области – 7,39 балла;
- для Урала – 6,87 балла;
- для Западной Сибири – 6,06 балла;
- для других областей России – 5,28 балла;
- для зарубежья – 4,55 балла.
Интегральные оценки свидетельствует о том, что:
- достигнутый уровень развития туристского потенциала г.Тобольска в разной степени удовлетворяет потребности туристов прибывших из разных регионов. На хорошем уровне удовлетворяются запросы туристов Тюменской области, на среднем – Урала и Западной Сибири, низком – туристов из других регионов России и зарубежья;
- в повышении качества нуждаются все факторы туристского потенциала г. Тобольска, так как значения интегральных оценок по каждому далеки от идеального в 10 баллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России.
Развитие туризма в России – важное направление деятельности в нашей экономике. Россия – исключительно привлекательная страна, причём не только для иностранцев, но и для россиян.
Успешное развитие внутреннего туризма в последние годы особенно заметно в регионах страны. В настоящее время наибольшая загрузка характерна для гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодарского и Ставропольского краев и Калининградской области. Курортное дело можно смело назвать одной из отраслей нашей экономики. И эта отрасль, так же как и другие, требует вложений капиталов.
Туризм стимулирует развитие других сопредельных отраслей экономики: торговли, транспорта, связи, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и др. Наряду с высоким экономическим потенциалом, туризм играет важную социальную роль. Он оказывает значительное влияние на занятость населения. В будущем прогнозируется рост туризма на 45,8% или на 12,1 млн. руб. Следует отметить, что рост обеспечен благодаря усилению материально-технической базы размещения, повышением уровня и культуры услуг. За 5 лет она удвоилась. На основании изложенного можно сделать выводы о том, туризм будет развиваться высокими темпами, превышающими темпы развития основных отраслей национальных экономик.
Основная проблема развития туризма и санаторно-курортного дела видится в том, что Россия отстает в определении правового и экономического механизма взаимоотношений административных органов и хозяйствующих субъектов с туристскими организациями. Это влечет потерю выгоды для местного бюджета.
Ресурсная и потенциальная база туризма Российской Федерации своим многообразием и разновидностью требует нетрадиционного отношения государства и общества в целом к выявлению и консолидации имеющихся материальных, управленческих, экономических и социально-культурных предпосылок для интенсивного развития туристско-экскурсионного комплекса страны.
Государство должно поддерживать и поощрять развитие въездного и внутреннего туризма, обеспечивать достойное финансирование и стимулировать развитие данных направлений на законодательном уровне.
Значительные средства в развитых странах выделяются на обеспечение туристов объективной информацией о реальном положении дел в стране, а также о том, какие меры безопасности принимаются в этой области. И одновременно проводится реклама. Таким образом, если Правительство России серьезно отнесется к данным вопросам, то в течение одного-двух лет страна сможет избавиться от отрицательного имиджа, навязанного ей зарубежными средствами информации. В противном случае никакие успехи правоохранительных органов внутри страны не смогут повлиять на увеличение туристских потоков в Россию.
Информация о работе Факторы и основные тенденции развития международного туризма