Факторы и основные тенденции развития международного туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.
Международный туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификации международного туризма……………….5
1.2 Факторы, определяющие развитие международного туризма…….10
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………..15
2.1 Динамика и тенденции международного туризма………………….15
2.2Организация международного туризма в современных условиях…21
ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ......................24
3.1. Оценка туристского потенциала в РФ ……………………………..24
3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска........………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 619.00 Кб (Скачать)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Мировая экономика

на тему «Факторы и основные тенденции развития международного туризма»

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………...5

1.1 Понятие и классификации международного туризма……………….5

1.2 Факторы, определяющие развитие  международного туризма…….10

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………..15

2.1 Динамика и тенденции международного туризма………………….15

2.2Организация международного туризма  в современных условиях…21

ГЛАВА 3.АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ......................24

3.1. Оценка туристского потенциала  в РФ ……………………………..24

3.2 Оценка туристического потенциала города Тобольска........………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие международного туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, т.к. помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма также требует развития всех отраслей хозяйства. Международный туризм представляет собой сложную и комплексную сферу мировой экономики, существенно влияющую как на все мировое хозяйство, так и на хозяйство отдельных стран и регионов.

Международный туризм сегодня — это сфера социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. В настоящее время каждое 7-е рабочее место в мире приходится на туристский бизнес. По прогнозам ВТО (Всемирная Туристская Организация), к 2020 г. количество международных туристских прибытий составит 1,6 млрд, т. е. в 3 раза превысит показатели 2000 г. Ежедневные расходы туристов, исключая авиаперевозки, вырастут до 5 млрд долл. в день.

В настоящее время международный туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.

Российская Федерация представляет собой необычайно привлекательное туристическое пространство. Однако, несмотря на свой высокий потенциал, она до сих пор занимает незначительное место на мировом туристическом рынке: на ее долю приходится менее 3% мирового туристского потока. В то же время эксперты считают, что туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров.

Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.е. увеличивая объем экспортируемых им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится приблизительно 25% всей мировой торговли.

Новизна  заключается в том, что международный туризм рассматривается в контексте отраслевой структуры экономики. Я сделаю попытку проанализировать то положительное воздействие, которое может оказать международный туризм на социально-экономическое и региональное развитие. Это особенно важно для российской экономики, которая во многом зависит от добычи и экспорта минерально-сырьевых ресурсов, и диверсификация отраслевой структуры экономики является приоритетной задачей.

Объектом работы является исследование развития туризма в России.

Предметом исследования является туристский рынок, сфера предоставления разнообразных туристских услуг.

Целью работы  является изучение основных тенденций и факторов развития международного туризма.

Задачами работы будет ознакомление с общими определениями туризма как сферы деятельности, развитие современного международного туризма. Также будет приведен анализ развития туризма в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТУРИЗМА КАК СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие и классификации международного туризма

 

Туризм — явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзикерол и Крапфом и позже принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считали, что туризм можно рассматривать как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не привело к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).

Среди иных характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:

1) туризм — результат передвижения  людей к туристским пунктам  назначения и их остановки  там с целью удовлетворения  туристских потребностей;

2) различные формы туризма включают  два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт  назначения и остановка в этом  пункте назначения, которая предполагает  удовлетворение потребностей в  размещении, питании и пр.;

3) путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;

4) движение туристов к различным  туристским пунктам назначения  является временным, т.е. туристы  вернутся к местам постоянного  проживания через несколько дней, недель или месяцев;

5) люди посещают туристские места  с разными целями, которые не  предполагают постоянное проживание  и извлечение прибыли (деловую  активность).

Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция — передвижение населения и постоянное проживание в месте прибытия.

При изучении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму — въездной и выездной. Туризмом в пределах данной страны (региона) занимаются как граждане данной страны (внутренний туризм), так и приезжающие из других стран и регионов (въездной туризм).

Туризм — совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения.

Существует очень много классификаций туризма. Они различаются самим пониманием этого феномена, принципами построения, прикладными задачами классификации и пр.

1) В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и международный.

Международный туризм охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства.

Пересечение государственной границы для них связано с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в целях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают установленный порядок въезда в страну и выезда из нее.

Внутренний (национальный) туризм, в отличие от международного, не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями.

Несмотря на существенные различия, международный и внутренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой.  Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.

2) В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно.

3) Формы туризма в зависимости  от длительности пребывания. Очень важной классификацией форм туризма является их классификация в зависимости от продолжительности пребывания. Продолжительность путешествия относится ко времени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Однодневные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три — пять часов; шесть — восемь часов; девять — одиннадцать часов; двенадцать и более часов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

4) Формы туризма в зависимости  от возраста путешествующих. При классификации форм туризма учитывается также возраст путешествующих. По возрастной шкале определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет) ; относительно молодые, экономически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей) ; пенсионеры (65 лет и старше).

5) Формы туризма в зависимости  от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, различаются следующие формы туризма: авиатуризм, автобусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

6) Формы туризма в зависимости  от времени года. В зависимости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показывает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий — межсезоньем.

Основные классификации туризма:

1)Путешествия с целью развлечения и отдыха. Многие авторы единодушны во мнении, что путешествия составляют основу международного туризма. Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские, спортивные поездки и т. д. По наблюдениям можно сделать вывод, что повышенным спросом у населения пользуются поездки к морю и солнцу. Также, неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историческими достопримечательностями, расширение общественного кругозора.

2)Деловой туризм. Охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. К деловому туризму относят поездки для участия в съездах, общих собраниях, конференциях, научных конгрессах, производственных семинарах, ярмарках, выставках. В число деловых туристов включают водителей, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов, которые постоянно находятся в разъездах и выполняют свои профессиональные обязанности за пределами обычной страны.

3)Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристическая деятельность носила коммерческий характер и осуществлялась с целью привлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным источником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Стремясь максимизировать свой доход, туристские компании ищут оптимальные соотношения между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать туристские расходы из семейных бюджетов. В противовес коммерческому туризму возник социальный туризм. Это гарантированный минимум в сфере отдыха. Он получил поддержку на национальном и международном уровнях. Концепция социального туризма покоится на 3-х основополагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей.

4)Посещение знакомых и родственников. Как показывает туристская статистика, этот вид путешествий представляет собой большой сегмент международного туризма. Очень часто поездки с целью встречи с родными происходят повторно, а по продолжительности пребывания превышают рекреационные и деловые поездки. Данный сегмент туристского рынка называют еще этническим, или ностальгическим, туризмом, который связан с потребностью людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристском обмене.

5)Религиозный (паломнический) туризм в настоящее время пользуется популярностью. Выделяется несколько его видов: паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям); познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии и пр.); научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др.)

Информация о работе Факторы и основные тенденции развития международного туризма