Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:13, доклад
Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян
Государствеиный строй.
Древнеегипетское государство было
централизованным почти на всех этапах
своего развития, за исключением непродолжительных
периодов распада. 'Объединение Египта
в конце IV тысячелетия до н.э. под
началом единого царя ускорило создание
здесь централизованного
Наибольшего могущества
власть фараонов достигает в Новом
царстве, когда окончательно утверждается
основанная на военной силе и многочисленном
бюрократическом аппарате имперская
власть центра, полностью подчинившего
себе управление обширной территорией.
Приказы фараона
неукоснительно соблюдались, он был
главным законодателем и
Власть фараона
уже в Древнем царстве
Царственное богосыновство
как уникальное качество правящего
монарха не передавалось непосредственно
по наследству. Оно могло быть передано,
“войти” в любую женщину, которая,
даже никогда не видя царя, способна
была произвести нового бога-фараона.
Эти представления
и служили признанию нового ненаследственного
фараона, легитимации власти новой
правящей, династии, которые, как свидетельствует
длительная история Древнего Египта,
могли основываться и одним из
многочисленных монархов или главных
жрецов храмов,
При всей широте полномочий
фараона его власть нельзя рассматривать
как личную, произвольную. Политическая
стабильность единого государства
Египта, неприкосовенность трона
зависели от того, насколько успешно
фараон служил интересам господствующих
социальных слоев, особенно военной
и жреческой верхушки. Власть фараонов
сдерживалась и религиозно-моральными
нормами справедливости (маат), следование
которым считалось особой заслугой
царя-бога. Аменхотеп III (1491—1424 гг. до н.э.),
например, в своих надписях указывал,
что он всегда “соблюдал закон”,
т.е. установленный в Египте правопорядок.
В главе 125 “Книги мертвых”,
обширном произведении, составленном
в эпоху Нового царства на основе
более ранних жреческих записей
(которые клались в гробницу при
погребении царей и сановников в
качестве своего рода путеводителя для
мертвеца на том свете), одна из заповедей-клятв
гласила: “Я не чинил людям зла, я
не нанес ущерб скоту. Я не совершал
греха в месте истины, я не творил
дурного”. “Речение Ипувера”, как
и другое литературное произведение
древности “Пророчество Нефертити”,
содержит предостережение в адрес
правителей, нерадение и ошибки в управлении
которых могут привести к краху государства,
его гибели, “когда Нил иссыхает, а женщины
не рожают”.
Все эти тексты свидетельствуют
о двойственном представлении египтян
о носителях власти. Фараон не только
Бог, но и человек, который умирает
как все, впадает в грехи, приходит
к “Суду вечности”, обремененный
хорошими или дурными делами, и
может быть осужден.
Природа фараона-человека
слабая, смертная, подверженная страданиям,
всяческим напастям, только соединившись
с природой божественной, оказывается
способной к выполнению исключительной
сверхъестественной роли, в которой
египтяне видели залог их благополучия
не только на земле, но и при вхождении
в посмертное бытие. В этом свете
можно по-иному взглянуть и
на само понятие “восточная деспотия”,
и на массовое участие египтян
в строительстве пирамид, которое
стимулировалось, видимо, не одним насилием,
приказом.
Двойственность представлений
египтян о власти отражалась и
в особенностях управленческого
аппарата древнеегипетского государства,
который, несмотря на свою многочисленность,
был слабо дифференцирован. Почти
все чиновники Египта были одновременно
связаны с хозяйственной, военной,
судебной и религиозной деятельностью.
Причем если со временем прямая связь
царских чиновников с деятельностью
тех или иных хозяйственных подразделений
возрастала, то их роль в религиозной
сфере падала. В
Новом царстве религиозные
функции сосредоточиваются в
руках замкнутой касты жрецов,
противостоящей в ряде случаев царским
чиновникам. Все больше усипивается
роль армии, воинских начальников в
сфере хозяйственного управления.
На всех этапах развития.
Египта особая роль в управлении государством
принадлежала царскому двору. О развитии
функций государственного аппарата
могут свидетельствовать
Должность джати
обычно исполнял один из царевичей
или иных близких родственников
фараона; при некоторых династиях,
например V и VI,— какой-либо из высокопоставленных
сановников-вельмож из знатных фамилий,
что было свидетельством ослабления
центральной власти в это время.
Под непосредственным
контролем джати находились главы
специализированных управлений: “начальник
дома оружия”, руководивший военным
ведомством, отвечавший за вооружение,
за снабжение армии, строительство
крепостей и пр., “заведующий
тем, что дает небо, производит земля
и приносит Нил” — хранитель
государственных амбаров и
Слабая дифференциация
отдельных звеньев
“Послушные призыву”
— это те, кто мог непосредственно
выслушать и должен был выполнить
приказ своего господина. Одно и то
же лицо могло иметь “послушных
призыву” и состоять в группе “послушных
призыву” своего господина, начальника
высшего ранга.
В системе органов
управления особую роль играла группа
“больших послушных призыву царя”
— придворных, крупных вельмож, государственных
деятелей, телохранителей царя. Часть
своих управленческих функций представители
этой группы могли передавать своим
“послушным призыву”. Они зачастую
совмещали ряд должностей, получая
за каждую из них особое должностное
земельное владение. “Большие послушные
призыву царя” возглавляли все
высшие ведомства в государстве,
в которых служили их “послушные
призыву”.
Так, например, особо
многочисленную группу составляли работники
“белых домов”, центров по переработке,
хранению и распределению продуктов
сельского хозяйства и ремесла,
дома “царских сокровищ” — своеобразного
налогового ведомства. Древние надписи
говорят о “начальнике
Особую группу “послушных
призыву богов” составляли работники
храмовых хозяйств, поминальных храмов
умерших египетских фараонов. Их деятельность
возглавлялась особыми
Местное управление.
Древнее царство — это
Номархи — представители
небольших государств, созданных
на базе старых общин, а затем отдельных
областей централизованного государства,
со временем также теряют свою самостоятельность.
Еще в Среднем царстве номархи,
обладающие различным объемом полномочий
в зависимости от своего богатства,
силы и влияния при дворе, могли
возглавлять местное ополчение,
выступать жрецами местных
Центральной фигурой
разветвленного административно-командного
аппарата в Древнем Египте на всех
этапах его развития была фигура писца-канцеляриста.
Их готовили в специальных школах,
они ведали многочисленными приходно-
Страна делилась
не только на области, но и на два
больших округа — Южный и Северный
Египет, во главе которых стояли
царские наместники. Такое административное
деление, соответствующее древнему
делению Египта на Верхнее и Нижнее
царства, определяло и особые титулы
фараона, сохранившиеся и в поздней
истории страны, — “владыка двух
стран”, “царь Нижнего и Верхнего
Египта”.
Армия. В Древнем
царстве не существовало регулярной
армии. Армия создавалась из ополченцев
по всей стране на случай проведения военных
операций, преследующих, как правило,
грабительские цели захвата рабов,
скота, другого имущества. Участие
в таких военных походах было
прибыльным делом, так как воины
принимали непосредственное участие
в дележе военной добычи, большая
часть которой отдавалась фараону.
В мирное время ополченцы занимались
своим хозяйством. Во главе военных
отрядов выступал или сам фараон,
или назначенный им сановник. Кадрового
офицерства не было.
В период раздробленности
военная сила из ополченцев находилась
в распоряжении местных номархов.
Уже в Среднем царстве
В XVIII в. до н.э. гиксосы
в ходе завоевания Египта приводят
с собой лошадей. С этого времени
в египетской армии наряду с пехотой
появляется конница и боевые колесницы.
В Новом царстве
после разгрома гиксосов в связи
с активизацией военной политики
создается постоянная боеспособная
армия из земледельцев-египтян, мелких
и средних горожан, которые были
на полном содержании фараона.
Расширение границ
государства за счет соседних территорий
потребовало строительства