Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:21, реферат
Цель работы могут быть сформулированы следующим образом.
Посмотреть, какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Мира поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений по отношению к товарно-денежными.
ВВЕДЕНИЕ
С появлением первых государственных
образований и зарождением
Цель работы могут быть сформулированы следующим образом.
Посмотреть, какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Мира поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений по отношению к товарно-денежными.
В рамках поставленных целей можно выделить следующие задачи:
1) Познакомиться с выразителями экономической мысли Древнего мира — крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств.
2) Изучить доказательства идеологов Древнего мира, которые базировались преимущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций
3) Изучить особенности хозяйственной жизни восточного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы реферата и предопределила его задачи.
1 ЭКОНОМИЧЕСКА ТЕОРИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.1 Древний Китай
Своеобразие древнекитайской
экономической мысли
Сторонник регламентированных патриархальных отношений и защиты государством экономического благополучия родовой знати и всех «вышестоящих», Конфуций настаивал на мысли, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства. Этот философ хотя и признавал божественное и природное начало деления людей по сословиям, тем не менее считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями. По его мнению, тогда «у народа будет достаток», когда хозяйствование будет умелым, а труд, приумножающий богатство народа и государя, станет одинаково выгодным как в условиях «великой общности» (коллективной собственности крестьянской общины), так и частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев.
Авторы «Гуань-цзы», подобно Конфуцию, в качестве главной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» (посредством равномерного распределения богатства без «обогащения» торговцев и ростовщиков) и так же, как он, ратовали за незыблемость сословного деления общества (полагая, что без Богом избранных «знатных» и высших сословий страна не имела бы доходов и что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться»). В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб (дабы «в селениях царило спокойствие»), создание государственных запасов хлеба, введение льготных кредитов земледельцам, замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др. Небезынтересно отметить и то обстоятельство, что основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению. При этом роль золота как товара и меры исчисления ресурсов государства «объяснялась» прежде всего его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних» бывают «больше, чем у других».
Вывод: основными задачами и экономическими мыслями Древнего Китая было сделать государство богатым и народ довольным, посредством незыблемости сословного строя, верного исчисления и распределения материальных и природных ресурсов.
1.2 Древняя Индия
Наиболее ярким свидетельством древнеиндийской экономической мысли на протяжении IV—III вв. до н.э. является трактат под названием «Артхашастра», означающий в переводе учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором явился некий Каутилья (советник царя Чандрагупты I в конце IV в. до н.э.), возвещавший своему народу положения о трудовом происхождении богатства и необходимости регулирования процессов распределения торговой прибыли между купцами и государством. Именно государство, на его взгляд, обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Согласно трактату, «накопление богатства» естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан-ариев, для которых «не должно быть рабства», и каждый, кто не возвращает причитающиеся за пользование землей долги, обязан за это разделить участь низшего сословия на время либо навсегда. Выступая за регулируемый государством хозяйственный механизм, Каутилья выдвинул сугубо эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов: им предлагались заранее устанавливаемые нормативы в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.
Вывод: основной мыслью Древней Индии было необходимость государственного регулирования экономических процессов, распределения материальных благ купцами и государством. Накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан.
1.3 Древний Египет
На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли за всю историю самоорганизации в рамках государственных образований. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Другой памятник датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение Ипусера», а главная его идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.
Вывод: главная особенность восточного рабства заключается, как известно, в масштабных хозяйственных функциях государства, обусловленных отчасти и объективными предпосылками. Так, создание ирригационной системы и контроль над ней требовали безусловного участия государственных органов в этой деятельности, в том числе в части правовых мер. Однако чрезмерная государственная опека (регулирование) натурального по сути хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы и ведущая роль в национальной экономике собственности государства стали теми критериями, в соответствии с которыми хозяйство восточных цивилизаций нередко называют азиатским способом производства.
2 ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
2.1 Древняя Греция
Рабство, которое имело место в Древней Греции и Древнем Риме в первом тысячелетии до эры, называют классическим, или античным. Причем лучшими достижениями экономической мысли античного рабства в период конца V—IV вв. до н.э. явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля, Катона и Варрона. Поэтому далее речь пойдет о видении «достоинств» натурального хозяйства и «естественном» характере рабовладения только на примере названных авторов.
В IV в. до н.э. в Древней Греции экономическая наука зародилась как теория рабовладельческого способа производства, в которой особое место занимал вопрос о взаимоотношениях натурального и товарного производства. В этот период появляются экономические трактаты Ксенофонта (430-355 гг. до н.э.), проекты Платона (428 или 427 - 348 или 347 гг. до н.э.), теоретические построения Аристотеля (384-322 гг. до н.э.).
Экономические взгляды Ксенофонта нашли отражение в «Домострое». Они изложены в форме беседы Сократа и Критобула и представляют собой руководство по организации рабовладельческого хозяйства. Ксенофонт отождествляет хозяйство с владением, имуществом. Под полезностью вещей он понимает то их свойство, от которого можно получить пользу. Путь к обогащению, по его мнению, — это «жить так, чтобы оставался излишек», поэтому прибыльность хозяйства он связывает с куплей-продажей различных вещей, плантаций. Основной отраслью хозяйства Ксенофонт считает земледелие, которое является источником благоденствия. Он противопоставляет городу деревню, промышленности — сельское хозяйство.
Ксенофонт рассуждает о
разделении труда, о развитии специализации
ремесленников в крупных
Платон являлся крупным
философом и общественным деятелем,
в то лее время в его сочинениях
рассматривались и
Платон ориентировался на спартанский вариант античного рабовладения, считал его более надежным. В своих проектах он сформулировал правила работорговли будучи беспощадным по отношению к рабам. В сочинении «Законы» Платон выступал за распределение земель, за возрождение мелкого крестьянства; за колонизацию, которая должна освобождать государство от избытка населения и бедноты, смягчать классовые противоречия; за запрет продажи земельных наделов.
Таким образом, Платон ориентировался на земледелие и натуральное хозяйство. Он спроектировал социальную пирамиду, состоящую из рабов, крестьян, мудрецов (философов) и воинов. Платон предлагал не взимать пошлин, запретить вывоз необходимых стране предметов. Он много внимания уделял разделению труда, его прогрессивности, предлагал программу его осуществления.
Аристотель, обладая универсальной эрудицией, оставил огромное количество сочинений (около тысячи книг) по разнообразным направлениям науки. Аристотель заложил также основы экономической науки, пытался объяснить экономические явления. Аристотель был учеником Платона, воспитателем Македонского. Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства. Он оправдывал рабство и выступал за расширение социальной базы рабовладельчества. В то же время он защищал и частную собственность. Работы Аристотеля позволили продвинуться в разработке проблем о взаимоотношениях города и деревни, промышленности и сельского хозяйства, товарного и натурального хозяйства [2, c.17].
Аристотель выступал за натурализацию хозяйства, за переход к земледелию, ограничение крупной торговли, за запрет спекуляции и ростовщичества, за использование мелкой торговли для поддержания экономических связей и разделения труда. С позиций натурального хозяйства Аристотель формулировал понятие богатства как совокупности полезных вещей.
План идеального государства у Аристотеля базируется на сохранении рабства и стабилизации экономической жизни на основе натурального хозяйства. Представляют интерес идеи Аристотеля об обмене, стоимости и деньгах. Аристотель анализировал обмен с этической точки зрения и искал в нем справедливость, но он доказывал, что обмениваемые товары должны быть равными в каком-то отношении и обмен должен возмещать ущерб, наносимый продавцу потерей вещи. Без равенства товаров не был бы возможен регулярный обмен.
Аристотель пытался решить проблему происхождения денег, утверждая, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей; указывал на объективную необходимость появления денег; связывал их возникновение со стихийным движением рынка. Он выделял функции денег как мерило стоимости и средство обращения.
Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хозяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.
Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обуславливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные гражда-не, выполняющие управленческо-контрольные функции, или земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере — экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике [5, c.14].
Экономика в суждениях Аристотеля представлена прежде всего важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства. Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами».
Информация о работе Экономические теории Древнего мира (Рим, Греция, Китай, Индия, Египет)