Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:21, реферат
Цель работы могут быть сформулированы следующим образом.
Посмотреть, какими аргументами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего времяисчисления в странах Древнего Мира поддерживалась система рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отношений по отношению к товарно-денежными.
В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства. Идеализируя в рамках этой концепции модель рабовладельческого государственного устройства, он как бы искусственно «упрощает» важнейшие элементы хозяйственной жизни. Например, по Аристотелю, «в действительности вещи столь различные не могут стать соизмеримыми». Отсюда «5 лож = 1 дому» потому, что их соизмеримость достигается якобы только благодаря деньгам. Сами же деньги, как наиболее «удобный в обиходе» товар, возникли, по мысли философа, не стихийно, а как результат соглашения между людьми и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными».
К «издержкам» аристотелевской
концепции об экономике и хрематистике
следует отнести также
Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операции, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. Аналогично трактует Аристотель свое отношение к формам денежного обращения, относя функции денег по отображению меры стоимости и средства обращения к сфере экономики, а их применение как средство накопления прибыли, т.е. в качестве ростовщического капитала, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег» [5, c. 19].
Вывод: таким образом экономические взгляды мыслителей Древней Греции исторически стали отправным пунктом для формирования экономической науки и осуществили огромное влияние на последующее развитие научного знания. их экономические идеи, проблемы, на которые они первыми обратили внимание, стали центральными для многих следующих поколений исследователей, особенно это касается вопросов накопления богатства и его источников, интенсификации сельскохозяйственного производства на основе внедрения агротехнических мероприятий, реорганизации труда зависимой рабочей силы, роли государства в процессе социально-экономического развития общества.
2.2 Древний Рим
Экономическая мысль Древнего Рима прошла в своем развитии сложный путь. Римляне не уделяли особого внимания экономическим понятиям. Они занимались решением проблем, связанных со становлением и развитием рабовладельческого строя, который в Древнем Риме достиг высшей ступени своего развития. Наиболее актуальным для экономической мысли Рима был аграрный вопрос, затрагивающий проблемы развития сельского хозяйства, собственности на землю.
Решению аграрного вопроса посвящены:
Особое внимание экономическая мысль Древнего Рима уделяла формам давления на рабов, поиску методов наиболее эффективной организации производства. В решении данной проблемы выделяются работы Катона, Варрона, Колумеллы.
Катон (234 — 149 гг. до н.э.) рассматривал сельское хозяйство как самое выгодное и благородное занятие. Его трактат «О земледелии» посвящен рыночным аспектам латифундии, среди которых: указания об условиях передачи дольщикам-арендаторам пастбищ и пр., продажа излишков продуктов, об организации труда рабов (методы рациональной эксплуатации, нищенские нормы снабжения, нормы выработки, планы работ, организация надзора и пр.).
Проблемами римской латифундии занимался также Марк Варрон (116—27 гг. до н.э.) — писатель, ученый. В трактате «О сельском хозяйстве» он выступал за преимущества земледелия и натурального хозяйства, развитие скотоводства, интенсивное ведение хозяйства, признавал большое экономическое значение торговли. Его также интересовали вопросы экономической эффективности рабства. В отличие от Катона, Варрон рассматривает вопрос о воспроизводстве рабочей силы, об использовании экономических факторов повиновения, материальных льгот.
Колумелла (I в. н.э.) — римский писатель, агроном в трактате «О сельском хозяйстве» отразил его состояние в период кризиса рабовладельческого строя. Он отстаивал идеи о рациональном ведении хозяйства на земле, об использовании системы поощрений, разделении труда рабов. В отличие от Катона и Варрона, Колумелла подчеркивал значение производства товаров для рынка. Колумелла считал невыгодным частую смену арендаторов (колонов) и предлагал привлекать к обработке земли в качестве колонов сельских жителей.
Во времена императорского периода в истории Риму сформировалось профессиональное купечество, преимущественно всадников. До образования империи внешняя торговля Риму была посреднической и не могла конкурировать с греческой. В денежном обращении появились медные монеты (однофунтовые асси), серебряные монеты, золотые монеты (солиди). Последующее развитие и определенную правовую рею ламентации приобрело банковское дело. Рим стал мировым центром денежных операций, торговых соглашений, мировой биржей. Римские банкиры выступали как торговые посредники, маклеры, осуществляли все денежные операции. Меняльные конторы даже создавались государством и сдавались в аренду. Финансовая система императорского Риму была основана на эксплуатации колоний (недоимщиков из провинций процентщики могли продавать в рабство) [3, c.31].
Римские граждане пользовались налоговым иммунитетом. Эксплуатация рабов и ограбления колоний оставались главными источниками богатства. Изменился статус колонов: он стал наследственным, не обусловливался соглашением, принадлежность до колонов была юридически оформлена конституциями императоров, колонов прикрепили к земле, запретив побросать поместье, не могли отчуждать без земли. Колонны платили ренту владельцу земли, государственные поземельные и подушные налоги, выполняли разные повинности. Государство предоставляло рабовладельцам определенные административные, судебные, фискальные права относительно колонов, которые постепенно становились "рабынями земли", то есть их положение приближалось к рабам, наделенным землей. В поздней Римской империи патронат стал формой зависимости небольших владельцев. Получая заместительство больших землевладельцев, они теряли право собственности на землю, становились прекаристами или колоннами во владениях покровителя - патрона. Под патронат отдавались также рабыни, беглые колонны, люди без имущества. Использовался наемный труд, но постепенно рабочие попадали в личную зависимость от землевладельца.
С середины 111 ст. н.э. Римская империя начинает клониться к упадку, неудачи в войнах уменьшают прилив рабов, усиливается люмпенизация сельского населения. Внешним выражением кризиса рабовладения появились поражения римской армии и восстание рабов. В конце IV ст. н.э. Римская империя разделилась на две части - на Западную и Восточную (столица была перенесена с Риму в Византию). Под натиском варваров в 476 г. н.э. Западная Римская империя перестала существовать. На руинах Римской империи образовалось несколько феодальных государств [3, c.33].
Причинами распада античного рабовладельческого способа производства были:
Вывод: эволюция экономического мнения эпохи рабовладельчества прошла ряд этапов. Первый этап связан с экономическими идеями мыслителей периода раннего рабовладения (X - VI ст. до н.э.), у которых нашел отображение переходный характер общественных отношений, зарождение и развитие рабовладения в рамках общинного строя. Это перед всем так называемые экономические законы Ликурга (IX - VIII ст. до н.э.), которые заложили основы государственного строя Древней Спарты как классического плетня раннего тоталитарного государства: вся земля провозглашалась коллективной собственностью и разделялась на семейные надели, которые обрабатывались земледельцами полурабынями; устанавливался натуральный налог фиксированного размера; ремесло и торговля провозглашались позорными занятиями и тому подобное. Второй этап, связанный с периодом расцвета древнегреческого общества и широким распространением рабовладения в VII - VI ст. до н.э., завершением формирования полисной системы и созданием условий для развития товарно-денежных отношений, торговли. Важную роль в развитии экономических идей этого периода сыграла общественная деятельность афинского реформатора Солона (638 - 559 гг. до н.э.), произведения древнегреческих мыслителей Сократа, Демокрита и др.
Реформы Солона отобразили переход от родовых к полисным отношениям и были направлены на преодоление противоречий развития древнегреческого государства путем отмены долгового рабства, проведения "сейхастей" (списание всех долгов, которые были предоставлены под залог земли). Предусматривались мероприятия по развитию среднего и мелкого землевладения, усиления товарности сельскохозяйственного производства. С целью поощрения ремесленника в город приглашались иностранные умельцы, которым даже предоставлялось афинское гражданство. Соответственно величине земельной собственности и движимого имущества все граждане были разделены на четыре категории, каждая из которых платила налоги соответственно доходу.
Третий этап, связанный с периодом кризиса полисной системы и заострением противоречий рабовладельческого общества (V - IV ст. до н.э.), нашел отображение в трудах выдающихся древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Экономические взгляды Ксенофонта нашли яркое отображение в трактате "Ойкономия" ("О домашнем хозяйстве"). По определению Ксенофонта, ойкономия - это наука об организации и обогащении рабовладельческого хозяйства, что имеет натуральный характер. Ксенофонт квалифицировал физический труд как занятие, пригодное для рабов (орудие, что разговаривает), утверждая, что свободные эллины должны заниматься лишь умственным трудом. Первым из древнегреческих мыслителей обратил внимание на значение деления труда для улучшения качества продукции и увеличения производства потребительских благ. Экономические идеи Платона нашли яркое отображение в его произведениях "Государство" и "Законы". В социально-экономической концепции "идеального государства" Платона идея справедливости является главной в основе справедливого „природного" уклада, в котором каждый занимается делом, исходя из своих природных способностей. Таким образом, основу идеального государства составляет деление труда в обществе и существования социальных групп: правителей (философы), воинов, производителей (земледельцы, ремесленники).
В границах концепции хрематистики Аристотель проанализировал процесс развития торговли от непосредственного обмена товара на товар к товарному обращению с функционированием денег как средства обращения, в дальнейшем - к большой торговле, что связанная с функционированием денег как капитала Исследуя процесс обмена благ, Аристотель углубил характеристику свойств товара: потребительской стоимости и меновой стоимости, решая вопрос относительно условий определения пропорций обмена разных товаров. Аристотель предложил концепцию "справедливого обмена" ("справедливой цены"), в которой цена будет считаться справедливой, если стороны пришли к компромиссу относительно оценки „ценности" товара и труда, который у него вложенная. В процессе обмена, когда устанавливается „пропорциональное равенство" благ, усиливается значимость денег. Аристотель положил начало конвенциональной (договорную) концепции происхождения денег, трактуя их как условные знаки, которые появляются в обмене за общей договоренностью, выполняя функции меры стоимости и средства обращения. Экономическое мнение античности приобрело последующее развитие и завершение в Древнем Риме. В древнеримских законах, аграрных проектах, произведениях государственных деятелей и ученых отобразилось ускоренное развитие рабовладения. Центральное место среди социально-экономических проблем древнеримской экономической мысли заняли вопросы организации и ведения рабовладельческого хозяйства в сельскохозяйственных имениях, взаимоотношений между большими и мелкими землевладельцами относительно распределения земельных ресурсов, а также проблемы взаимоотношений рабов и рабовладельцев [3, c.38].
Информация о работе Экономические теории Древнего мира (Рим, Греция, Китай, Индия, Египет)