Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Автор приводит высказывание князя финикийского XII в. города Библа «Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую – раньше других. И искусство вышло из нее, и учение вышло из нее, чтобы дойти до места, где я пребываю». Культурное и духовное первенство Египта свидетельствует о великой роли Нильской долины в истории цивилизации. Как отмечает автор, какую бы сторону нашей жизни мы ни взяли, исследование ее истории нас по большей части приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………....3
1. Религия…………………………………………………………………...6
2. Утро Египетской цивилизации…………………………………………9
3. Фивы…………………………………………………………………….11
4. Закат Египетской культуры……………………………………………13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….17

Файлы: 1 файл

древний египет.doc

— 80.50 Кб (Скачать)


2

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………....3

1. Религия…………………………………………………………………...6

2. Утро Египетской цивилизации…………………………………………9

3. Фивы…………………………………………………………………….11

4. Закат Египетской культуры……………………………………………13

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Автор книги, выдающийся русский востоковед Б. А. Тураев, посвятил свое исследование истории и культуре Древнего Египта.

     Автор приводит высказывание князя финикийского XII в. города Библа «Амон устроил все земли, устроенные им, но землю Египетскую – раньше других. И искусство вышло из нее, и учение вышло из нее, чтобы дойти до места, где я пребываю». Культурное и духовное первенство Египта свидетельствует о великой роли Нильской долины в истории цивилизации. Как отмечает автор, какую бы сторону нашей жизни мы ни взяли, исследование ее истории нас по большей части приводит в Египет, который был отцом европейской государственности, европейского искусства, многих явлений нашей религиозной жизни и быта. Египет – родина архитектурных форм колонны, базилики; он же создал иконы и монашество, к его папирусам приходится восходить, чтобы объяснить происхождение наших книг, в нем следует искать исходный пункт распространения многих сюжетов и мотивов наших сказок. Росписи стен, выродившиеся в наши обои, флаги, весы на изображениях страшного суда, представления апокрифического характера о загробных чудовищах и вратах, различные средства народной медицины и многое иное может быть объяснено только как наследие великой культуры, накоплявшей и развивавшей свое духовное достояние в течение тысячелетий.

     Б. А. Тураев считает, что благоприятные геофизические и географические условия Северо-Восточной Африки, а главное, социально-экономические преобразования подготовили почву для создания на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Египетского государства, которое сложилось и развивалось на протяжении трех тысячелетий в тех границах, в каких оно в основном существует поныне. Автор предполагает, что первобытное население Египта было однородным на всем протяжении долины. Тип египтян весьма сложный и явился результатом взаимодействия различных рас. На первобытный африканский слой, вероятно, кочевой отложился так называемый хамитский, выселившийся из Аравии, где с тамошним населением он составлял так называемых прасемитов. Египтяне были единственным народом этого племени, создавшим мировую культуру и богатую литературу.

     Египетский язык обнаруживает наибольшую близость к семитическим и в грамматике, и в словаре. И звуковой состав языка тот же. Очевидно, Египет и потом продолжал питаться новыми переселениями с востока, усиливавшими в нем азиатско-семитический элемент. Это доказывается и другими сторонами культуры – религией и искусством. Египетское иероглифическое письмо также указывает на родство создавшего его народа с семитами. На азиатские отношения указывают и находимые уже в древнейших гробницах зерна пшеницы и ячменя, а также виноград и священные деревья – сикомора и персея.

     В Египте влияние географической среды на население и его культуру было особенно могущественным. Оно претворило все этнические элементы в одну цельную расу, стойкость которой вызывает удивление и которая до сих пор, несмотря на персидское, греческое, римское, византийское, арабское и турецкое владычество, сохраняет в большой чистоте свой физический тип.

     По словам автора, резкие контрасты природы, быстрое чередование яркого света и темной ночи, смена ветров и периодов Нила наложили печать на религиозное мышление египтянина, развив в нем сначала космический, затем этический дуализм и сделав его особенно ревностным почитателем божества света. Сухость климата и почвы пустыни обусловила заботу о сохранении тел и вызвала развитие интереса и учения о потустороннем мире.

     Не менее тесна была зависимость от внешних условий и египетского искусства. «Оно воздвигло колоссы, - и не только пирамиды, но и великие храмы и сооружения на террасах» (L. Curtius). Для осуществления этой задачи были обильные средства: прекрасный гранит, песчаник, известняк, алебастровые копи и т. д. Доставка тяжелого материала облегчалась Нилом, так как египтяне рано начали строить суда. Реки были главным средством сообщения. Весьма характерно и то обстоятельство, что египтяне, окруженные народами разнообразных цветов, стали весьма тщательно отмечать в искусстве расовые особенности, весьма удачно схватывали характерные признаки типов народов и впервые стали классифицировать расы по цвету кожи (система Блюменбаха).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Религия

      В данной главе Тураев Б. А. говорит о египетской религии, как о явлении сложном, неоднородном и в пространстве, и во времени. Промежуточное положение между Африкой и Азией, сложный состав населения, историческое развитие, влияние физических, государственных и бытовых условий – все это создало те контрасты, которые, существуя во всех религиях, в египетской оказываются наиболее яркими. Действительно, фетишизм, анимизм, культ животных – явления общие в них. Культ деревьев и животных в Египте рос во все время их истории. Народная фантазия и жреческое умозрение изобрели еще фантастических животных, служивших впоследствии, в виде сложных фигур, для выражения различных идей высшего порядка. Так, птица с головой человека изображала воспарившую к небу разумную душу человека. В египетской религии первоначально различались местные божества от общепочитаемых, но и впоследствии «городские боги» никогда не были забываемы. Над всем этим возвышались почитаемые всеми египтянами божества солнца, месяца, неба, земли, Нила, растительной силы земли, наконец, божества смерти и усопших. Они имели в разных местностях различные имена и соединялись с различными представлениями. Так, божество солнца в Эдфу имело вид крылатого солнечного диска со страшной очковой змеей спереди; это был бог Гор, поражающий своих врагов – демонов мрака и бури; в Илиополе это был Атум в человеческом образе и т. п. Рано началось отождествление космических божеств с местными и общими. Сходные божества сливаются, сохраняя свои имена в виде вереницы сложных наименований, например: «Птах-Сокар-Осирис» или «Ра-Атум-Хепра-Гор» и т. п.

Развитие государственности и объединение страны под единой сильной властью фараона содействовало ходу этого процесса – на небо переносились земные условия: и там имеется свой «царь богов», окруженный сонмом небожителей, составляющих его двор; при нем штат сановников из тех же богов, семья и т. п. Жрецы важнейших храмов уже рано привели эти представления в некоторую систему, сопоставив божества как местные, так и космические, как солнечные, так и земные, сгруппировав их в триады и эннеады, объединив их мифы и согласив представления. Эннеада составляет по теории единое тело, отдельные члены его именуются частями тела или перстами верховного бога. Ра создал мир и был первым царем богов и людей; при нем состоит визирем премудрый Тот, бог месяца, а следовательно, меры и числа, грамоты, изобретатель иероглифического письма, «владыка слова божия» т.е. письменности и словесности, откровения, покровитель людей письменной трости – чиновников, писателей, ученых, книг, организатор культа. Его главным местом почитания в среднем Египте, где он представлялся в виде ибиса, или павиана, или человека с головой ибиса.

     Различны были космогонические представления египтян. Мы можем найти среди них и учение о мировом яйце, и о создании словом и просто звуком («он отверз уста среди молчания»), о гончарном круге, на котором творец вылепил людей т. п.  Представление о загробном суде развилось не сразу и окончательно установилось только в эпоху Нового царства, но идея воздаяния за добрые и злые дела по смерти была известна уже в очень древнее время. Все церемонии сопровождались возгласами и формулами, действенность которых основывалась на вере в силу слова. И в уста самого умершего влагались формулы, которые он должен был правильно произносить, чтобы отразить загробных врагов, преодолеть препятствия, пройти через врата и мимо чудовищ, чтобы достичь вечных блаженных обителей.

     Отсюда автор делает вывод, что египтянин любил жизнь всем существом своим и не мог помириться с мыслью о смерти; это он тысячу раз подчеркивал в надписях на гробницах, это уже заставляло его всегда думать о смерти, о способах преодоления ее. И египтяне достигли цели – они победили смерть; их культура воскресла из гробниц, их покойники до сих пор пред нами в виде мумий, своих статуй, во всей своей земной обстановке; они даже говорят с нами со стен своих гробниц и с камней своих надгробных надписей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Утро Египетской цивилизации

     В этой главе автор ссылается на исследования Амелино, Фл. Питри, Квибелля, де Моргана, Райзнера и др., начатые с 1895г. Благодаря этим исследованиям археологическая наука стала располагать богатым материалом эпохи неолита и хальколита. На протяжении всего Египта и в Нубии стали находить многочисленные кладбища с большим количеством тесно погребенных в овальных ямах или глиняных ящиках костяков в скорченном виде на левом боку. С ними найдены глиняные и каменные сосуды, кремневые ножи и наконечники стрел более совершенной и даже изящной обработки, пластинки из шифера в форме слонов, страусов, черепах, рыб, ромбов т. п., очевидно служившие для растирания красок, которыми раскрашивали тело. Статуэтки людей и фигурки животных из кремня, глины, камня также попадаются в изобилии. Клались для загробного употребления гребенки, части мебели, орудии. Такие погребения существовали долгое время в историческую эпоху вдали от центров религии и государственности, где жизнь успела выработать другие формы.

Египетское государство сложилось еще в конце неолитического периода. Единой монархии предшествовало существование двух раздельных самостоятельных царств – Верхнеегипетского и Дельты; двойственность оставила следы и в администрации, и в религиозных церемониях. Объединение южного Египта произошло около г. Нехебта, в котором почиталась одноименная с ним богиня в виде коршуна., впоследствии покровительница Верхнего Египта и Нехена. На шиферной пластинке царя, имя которого пока читается условно «Нар-Мер», изображено символически покорение самой крайне к северо-западу области Дельты и пленение 6000 врагов. С этого памятника можно начинать историю единой египетской монархии и конец эпохи так называемых «Служителей Гора» - царей двух половин Египта. За время первых двух династий Египет мало-помалу стал принимать тот религиозный, культурный и государственный облик. Государство уже было сплоченным бюрократическим; при первом царе III династии Хасехемуи была последняя война с Дельтой.

Тураев указывает на сложность условий развития египетской культуры, но не обособленной от окружающего мира. Уже к началу I династии в Египет попадает медь с Кипра; лес из Палестины и Финикии; ляпис-лазурь из Афганистана; обсидан, вероятно, с севера. В Египте не было постоянной эры; первоначально года обозначались по памятным событиям, потом по податным переписям и, наконец, по годам царствований.

Всемогущество религии, значение центральной власти, развитии искусства – черты, ярко выступающие в период истории, начинающийся с третьей династии и называемый Древним царством. Эта эпоха еще называется эпохой строительства пирамид, что является центральным в жизни государства. Важнейшая должность в стране замещалась царевичами, жречество сохранялось в руках родственников династии. Прежние области превратились в административные и податные единицы, упралявшиеся царскими губернаторами. Особые шесть палат ведали суд. Денег не было, хозяйство было натуральным; торговля меновая; подати поступали натурой, под управлением «главного казначея» была «белая палата», наполненная продуктами и сырьем. Огромный штат подчиненных и писцов обслуживал присутственные места. Со времени III династии египетский народ нашел свой художественный язык. Человека изображают на плоскости, выразив три измерения посредством двух: профильное изображение комбинируется с развернутыми плечами и поставленным еn face глазом.

Автор делает вывод, что эпоха Древнего царства была временем разностороннего культурного развития великого народа, мирного труда и преуспевания. Внешние сношения охватывали пространство от абиссино-аравийского Пунта до Эгейского моря.

3.     Фивы

Для самих египтян Фивы были вечным городом, по преимуществу олицетворением их культуры, религии, политического могущества. Когда во вторую половину эпохи Древнего царства поколебалась прочность центральной власти и Египет стал обнаруживать признаки распадения, выступают местные центры со всеми богами и владетелями. Начинается эпоха египетского феодализма, в которой Фивам суждено было выступить на передовую роль. XII династия признается для Египта классической эпохой культуры и процветания, но Фивы уже не играют исключительной роли. Политическая столица перешла на север. Хотя они остаются религиозным центром. Усилия фараонов укрепить свою власть  и воссоздать строго централизованное царство древнего времени, подчинив себе номархов, достигаются заменой древних родов вновь пожалованными, надзором над наследованием в номах, урегулированием пограничных отношений, привлечением феодалов к коронной службе. Особенно часты походы в Нубию. Ее покорение облегчило царям жизненную задачу для Египта – регулирование Нила. Во время правления XII династии Египет пользовался редким благосостоянием, а ко времени Сенусерта III власть царя была безусловна. Литература и искусство эпохи Среднего царства могут быть названы классическими, они были образцами для последующих времен. Язык отличается грамматической правильностью, но высокопарен и искусствен. Процветала в это время и научная письменность. До нас дошли математические и медицинские папирусы.

XII династия пресеклась при неизвестных обстоятельствах. На троне появлялись узурпаторы. Это время было одним из самых бедственных. Распад государства, война всех против всех, падение культуры, законности, безопасности. Эти смуты и бедствия осложнились еще внешней катастрофой – нашествием гиксосов. Реакцию против иноземцев взял на себя Юг, и после упорной борьбы нескольких поколений ее завершили Фивы под знаменем бога Амона; им удалось вновь объединить страну под властью национальной династии. Начался новый блестящий период, известный под именем Нового царства. Египет переживал подъем духовных и материальных сил, и во главе его жизни опять стоят Фивы с династией Яхмосов и Тутмосов. Южная Сирия и Финикия были включены в египетскую империю, область к северу, до Евфрата и Тавра, вошла в сферу египетского влияния. В покоренной стране были оставлены туземные князья под контролем египетских уполномоченных и при условии платежа дани. Египтяне не были прирожденными воинами, их войны велись при содействии иноземцев. Успехи объясняются и тем, что в Азии  в это время не было серьезного противника. Вскоре новые движения арийских племен  отражения этого грандиозного переворота заставили Египет расходовать последние силы.

Информация о работе Древний Египет