Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:33, контрольная работа

Краткое описание

Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полюса до крупнейшей мировой державы античности. В периоде своего рассвета Рим подчинил себе колоссальную территорию от Британии на севере до северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе до Персидcкого залива на востоке. Особое место и роль Рима в истории человечества очень точно и ясно определил немецкий юрист Р. Черинг: «Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды создавал единство народов: первый раз - в государстве, второй - в христианской религии, третий - в праве».

Оглавление

мВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................... 3
1. Государственный и общественный строй Римской республики ...................5
2.Римская империя в период принципата. Реформы Октавиана Августа...... 18
3. Римская империя в период доминанта. Реформы Диоклетиана и Константина ..........................................................................................................21
4. Римское право. Законы ХII таблиц. ................................................................25
4.1. Вещи...............................................................................................................26
4.2. Долговое рабство..........................................................................................30
4.3 Семейные отношения....................................................................................30
4.4 Уголовное право.............................................................................................31
4.5 Имущественное право....................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………..................33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....

Файлы: 1 файл

История государства и права древнего Рима.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

            ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ 
 
 
 

Чернявская  Оксана Витальевна

«Государство  и право античного  мира на примере Древнего Рима»   

    Контрольная работа по Истории государства и права зарубежных стран  студентки 1-го курса заочной формы обучения 
     
     
     
     

  Руководитель 

Левчук Сергей Владимирович

 
 
 
 

Москва  2010

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................... 3

1. Государственный  и общественный строй Римской республики ...................5

2.Римская империя  в период принципата. Реформы Октавиана Августа...... 18

3. Римская империя  в период доминанта. Реформы Диоклетиана и Константина ..........................................................................................................21

4. Римское право.  Законы ХII таблиц. ................................................................25

4.1. Вещи...............................................................................................................26

4.2. Долговое рабство..........................................................................................30

4.3 Семейные отношения....................................................................................30

4.4 Уголовное право.............................................................................................31

4.5 Имущественное право....................................................................................32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………..................33

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...................................................36 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полюса до крупнейшей мировой державы античности. В периоде своего рассвета Рим подчинил себе колоссальную территорию от Британии на севере до северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе до Персидcкого залива на востоке. Особое место и роль Рима в истории человечества очень точно и ясно определил немецкий юрист            Р. Черинг: «Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды создавал единство народов: первый раз - в государстве, второй - в христианской религии, третий - в праве». Именно в Риме рабовладельческий строй прошел все основные стадии эволюции - зарождения, расцвет, разложение, упадок. Римское государство - непросто образец насильственной ломки первобытнообщинной общественной организации, оно в процессе своего развития продемонстрировало яркие примеры ранней монархии, аристократической республики и мировой империи. Рим стал родиной высокого развития системы гражданского права, в основе которой лежал важнейший институт частной собственности. Именно Рим явился первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии и распространившим его по всем подвластным ему территориям.

История древнего Рима условно делится на три основных периода:

1. Царский,  или эпоха родового строя длился  от легендарной даты основания города Рима, в середине VIII века до нашей эры, до установления республиканского строя в 509 году до нашей эры.

2. Республиканский  строй занял почти пять веков  (509 г. до н.э.- 27 г. н.э.)

3. Императорский  строй с 27 г. н.э. по 476 г. н.э. в свою очередь имперский период принято разделять на два подпериода:

- принципат  (27 до г. н.э. по 284 год н.э.)

- доминант (с конца III века н.э. до падения  Западной Римской империи в  476 г. н.э.)

Рим внес существенный вклад в европейскую  цивилизацию. Римское право занимает особое место в истории права, являясь элементом системы науки «История государства и права зарубежных стран».

Еще в 1835 году Эдуард Гиббон в своем историческом обозрении римского права писал, что он с недоверчивостью принимается за изображение предмета, глубоко изученного многими учеными, юрисконсультами и наполнившего собой обширные книгохранилища. Но, несмотря на широкомасштабность многовекового процесса, изучение наследия Древнего Рима, предмет римского права остается актуальным и по сей день. Прежде всего, надо сказать, что термином “римское право” обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. По одному известному выражению, римляне “трижды покоряли мир”. Первый раз - легионами, второй -  христианством, третий  раз-правом. Возведенное в ранг «писаного разума» (ratio scripta) римское право классического периода было широко воспринято феодальными государствами Западной Европы, оно и по сей день лежит в основе многих институтов буржуазного права. В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, самые абстрактные формы. Соответственно с тем общее, абстрактное выражение получили и те правовые нормы, те правовые институты, которые служили урегулированию этих отношений. Развитию римского права способствовали многие обстоятельства. Раньше всего сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Одним из его последствий, как мы уже знаем, было стирание различий между категориями свободного населения империи. Не меньшее значение имел «всесветный» характер самой империи, породивший потребность «примирения» многих и различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, и прежде всего в Греции, Египте, Сирии и др. Римские юристы имели возможность воспользоваться результатами правового развития культурных национальных частей империи, особенно Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание, которое уделялось праву, и тот почет, которым была окружена деятельность юристов, особенно выдающихся, таких, как Гай, Ульпиан, Павел, Лабеон, Цельс и многие другие. Римское право складывалось в обстановке острой социальной борьбы, в которой приходилось от многого отказываться, сохраняя самое лучшее. Это и сформировало такие его черты, как строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Высказывается мнение, что римлянам с самого начала удалось выделить субстанцию права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету, создать из права независимый от изменчивых субъективно-нравственных взглядов внешний организм. Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу. Ко всему этому добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю коррекцию - и мы получим ответ на вопрос, почему римское право перешагнуло за рамки своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического значения. 
 
 

1. Государственный и общественный строй Римской республики

      Возникновение города Рима. На холмистом берегу Тибра,  в 25 км. от его впадения в Тирренское море,  в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев.  Постепенно поселения слились,  были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда,  что Рим  был  основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города. По этой легенде,  троянец Эней,  сын богини Афродиты и смертного Анхиза,  уцелел при разрушении Трои. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы,  и основал здесь город по имени Альба-Лонга или  Длинная Альба.  Со временем Альба стала главным городом латинского племени.  В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор.  Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть,  а младший Амулий царские  богатства.  Используя золото,  злодей Амулий отнял трон у брата,  а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага.  Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки,  служительницы Весты, не имели право выходить замуж.  Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса),  и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил  новорожденных  младенцев в Тибр,  но волны реки прибили корзину с детьми к отмели,  а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей.  Они стали предводителями  сельской  молодежи,  главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ.  Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал  в плен к собственному деду.  Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась.  Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду.  Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места,  где их вскормила волчица.  Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом.  Наконец, положившись на волю богов,  братья стали следить за небесными знамениями (приметами).  Рем,  гадавший на холме Авентин,  первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов.  Ромул же,  сидевший на Палатине,  чуть позже увидел  12  птиц.  Каждый  из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора,  и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте.  На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города,  получившего имя своего  основателя.  В честь Ромула его назвали Рома.  Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего  народа,  высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскопки,  обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в. до н. э. Ромулу приписывают организацию римской общины.

      В начале VI века до нашей эры власть в Риме захватили этруски. Этрусская  династия и созданный ею управленческий аппарат примитивной монархии способствовали ускорению формирования собственно Римской государственности. Процесс разложения родового строя и зарождения государства в Древнем Риме связан с внутренней борьбой различных слоев населения Рима. Свободное население состояло из двух основных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены 300 старейших римских родов входивших в три трибы (племени) латинян, сабинян и этрусков. Мужчины-воины каждых 10 родов образовывали курию. Основные занятия патрициев - исполнение административных жреческих и военных функций, земледелие. Именно патриции, а точнее старейшины богатых патрицианских семей, обладали всей властью в Риме.

Плебеи - пришлое население, оказавшиеся вне римской общины. Были лично свободны, но ограничены в правах. Они не участвовали в разделе общественных земель, управлении общиной, не могли выполнять жреческие функции, а также не имели право вступать в брак с патрициями. Они монополизировали ремесло и торговлю, занимались земледелием. Большую часть неполного равного населения составляли клиенты.

Клиенты - обедневшие общинники, пришельцы, принятые в состав общины, плебеи, желавшие защитить свои доходы, а позже и рабы-вольноотпущенники. Клиенты получали от своего покровителя во временное пользование землю, имущество, материальную помощь и защиту. В свою очередь в их обязанности входило оказание уважения патрону, помощи ему, нахождение в его военном отряде и свите. Узы, связывавшие клиента и патрона, считались священными и их нарушение с любой стороны каралось смертью. Рабство в этот период было мало распространенно и носило в основном патриархальный характер. Главный источник рабства - плен, но римляне долго включали захваченных в состав членства. Основные элементы организации власти в римском обществе того периода были типичны для военной демократии, важную роль играли собрания воинов, проводимые куриями, к их компетенции относились вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, объявление войн, избрание должностных лиц, принятие новых граждан и включение в состав общины новых родов, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. Голосование на собрание проводилось криком. Каждая курия собиралась отдельно и имела один голос. Решением народа считалось то, за которое проголосовала большинство курий. Порядок деятельности таких собраний определял совет старейших - Сенат, постепенно превратившийся в орган власти аристократической верхушки общества. Он принимал непосредственное участие в управление Римом, утверждал решение собраний, рассматривал некоторые судебные дела, утверждал избранного народным собранием военного вождя. Главой римской общины был военный вождь - Рекс (царь), получивший от народа высшую власть - империю. При последних царях их власть уже переходила по наследству. Рекс - предводитель войска, первосвященник, верховный судья. Важное значение имели объединенные в жреческие коллегии служители языческого культа - Понтифики. Они надзирали за культом, составляли календарь. Фициалы имели прямое отношение к вопросам войны и мира, Авгуры толковали значение.

      Вооруженные силы - народное ополчение из представителей патрицианских родов. Каждая курия  поставляла сто пехотинцев, десять всадников, вооружавшихся за свой счет. Плебеи служили в роли вспомогательной  силы и не могли занимать военных должностей. Постепенно в Римском обществе ускорились внутренние процессы, подрывавшие замкнутый характер родовой общины: увеличение числа плебеев и монополизация ими ремесла и торговли превратили их в мощную силу, противостоящую «Хозяевам Рима» - патрициям; внутри патрициата и плебса шло имущественное разложение: появились богатые плебеи, игравшие важную роль в экономике и тяготившиеся политическим бесправием, кроме того, среди тех и других возникли слои неимущих - катализатор социальных взрывов. Ограничение земляного фонда римской общины и необходимость решать вопросы его расширения военным путем требовали увеличение численности армии, которая в силу недостаточности людских ресурсов патрициев происходило за счет плебеев. Несоответствие между возросшей экономической и военной ролью плебса и его политическим бесправием породило острейший конфликт между плебеями и патрициями. Этот конфликт дополняли и традиционные для общества, в котором шло социальное расслоение, конфликтами между беднеющими и богатеющими. Основными требованиями плебеев были: допуск к участию в разделе общественных земель, отмена долговой кабалы, политическое равноправие.

Реформы Сервия Туллия

Первой  победой плебеев в их почти  в трехвековом конфликте с  патрициями стали реформы, проведенные в VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима - Сервием Туллием. В их основу вместо родового были положены имущественный и территориальный принципы. В результате центуриатной реформы вместо 3 родовых триб вся подвластная Риму территория поделилась на двадцать одну: четыре трибы городских, и 17 - сельских. Каждая триба имела политическое право самоуправление, внутри триб оказались объединены жители соседних родовых общин, патриции и плебеи. Это ослабило роль родовой знати. Все население триб было обязано платить налог - трибуту. Для установления размера налога стали регулярно проводиться переписи населения с оценкой имущества. По итогам переписи все свободное население Рима делилось на 6 имущественных разрядов: первый составляли наиболее богатые римляне - всадники, последний - самый неимущий - пролетарии. Имущественное разделение дополнялось войсковым. Разряды выставляли определенное число мужчин, суммарно объединившихся в 193 сотни - Центурии, под командованием центуриона. Центурии объединились в легионы, возглавляемые военными трибунами. Отряды конницы возглавляли декурионы. Важным являлось то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей: создавались новые центуриатные собрания, оттеснившие на второй план куриатные, за которыми остались дела, связанные с родовыми культами. Становилось очевидным, что все дела решались наиболее богатыми. Реформы Сервия Туллия имели колоссальное значение: знатность уступила место богатству, завершалась ломка основ родового строя, заменяемых новым социально-политическим устройством, базировавшимся на имущественной дифференциации и территориальном делении; был сделан важный шаг на пути включения плебеев в состав римского народа, военная демократия заменялась на обособленную публичную - власть - государство; отчетливо проявлялись три характерных для него признака:

Информация о работе Древний Египет