Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:33, контрольная работа
Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полюса до крупнейшей мировой державы античности. В периоде своего рассвета Рим подчинил себе колоссальную территорию от Британии на севере до северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе до Персидcкого залива на востоке. Особое место и роль Рима в истории человечества очень точно и ясно определил немецкий юрист Р. Черинг: «Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды создавал единство народов: первый раз - в государстве, второй - в христианской религии, третий - в праве».
мВВЕДЕНИЕ………………………………………………………......................... 3
1. Государственный и общественный строй Римской республики ...................5
2.Римская империя в период принципата. Реформы Октавиана Августа...... 18
3. Римская империя в период доминанта. Реформы Диоклетиана и Константина ..........................................................................................................21
4. Римское право. Законы ХII таблиц. ................................................................25
4.1. Вещи...............................................................................................................26
4.2. Долговое рабство..........................................................................................30
4.3 Семейные отношения....................................................................................30
4.4 Уголовное право.............................................................................................31
4.5 Имущественное право....................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………………..................33
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ
Чернявская Оксана Витальевна
«Государство
и право античного
мира на примере Древнего
Рима»
Контрольная
работа по Истории государства и права
зарубежных стран студентки 1-го курса
заочной формы обучения
Руководитель Левчук Сергей Владимирович |
Москва 2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….
1. Государственный и общественный строй Римской республики ...................5
2.Римская империя в период принципата. Реформы Октавиана Августа...... 18
3. Римская империя
в период доминанта. Реформы Диоклетиана
и Константина ..............................
4. Римское право.
Законы ХII таблиц. ..............................
4.1. Вещи..........................
4.2. Долговое рабство.......................
4.3 Семейные отношения.....................
4.4 Уголовное право.........................
4.5 Имущественное
право.........................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...……………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ..................
ВВЕДЕНИЕ
Древний Рим за свою почти тысячелетнюю историю прошел путь от небольшого полюса до крупнейшей мировой державы античности. В периоде своего рассвета Рим подчинил себе колоссальную территорию от Британии на севере до северной Африки на юге, от Пиренейского полуострова на западе до Персидcкого залива на востоке. Особое место и роль Рима в истории человечества очень точно и ясно определил немецкий юрист Р. Черинг: «Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды создавал единство народов: первый раз - в государстве, второй - в христианской религии, третий - в праве». Именно в Риме рабовладельческий строй прошел все основные стадии эволюции - зарождения, расцвет, разложение, упадок. Римское государство - непросто образец насильственной ломки первобытнообщинной общественной организации, оно в процессе своего развития продемонстрировало яркие примеры ранней монархии, аристократической республики и мировой империи. Рим стал родиной высокого развития системы гражданского права, в основе которой лежал важнейший институт частной собственности. Именно Рим явился первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии и распространившим его по всем подвластным ему территориям.
История древнего Рима условно делится на три основных периода:
1. Царский,
или эпоха родового строя
2. Республиканский строй занял почти пять веков (509 г. до н.э.- 27 г. н.э.)
3. Императорский строй с 27 г. н.э. по 476 г. н.э. в свою очередь имперский период принято разделять на два подпериода:
- принципат (27 до г. н.э. по 284 год н.э.)
- доминант (с конца III века н.э. до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.)
Рим внес существенный вклад в европейскую цивилизацию. Римское право занимает особое место в истории права, являясь элементом системы науки «История государства и права зарубежных стран».
Еще в 1835
году Эдуард Гиббон в своем историческом
обозрении римского права писал, что он
с недоверчивостью принимается за изображение
предмета, глубоко изученного многими
учеными, юрисконсультами и наполнившего
собой обширные книгохранилища. Но, несмотря
на широкомасштабность многовекового
процесса, изучение наследия Древнего
Рима, предмет римского права остается
актуальным и по сей день. Прежде всего,
надо сказать, что термином “римское право”
обозначается право античного Рима, право
Римского государства рабовладельческой
формации. По одному известному выражению,
римляне “трижды покоряли мир”. Первый
раз - легионами, второй - христианством,
третий раз-правом. Возведенное в ранг
«писаного разума» (ratio scripta) римское право
классического периода было широко воспринято
феодальными государствами Западной Европы,
оно и по сей день лежит в основе многих
институтов буржуазного права. В массе
конкретных отношений, возникавших между
товаропроизводителями, римские юристы
сумели выделить самые общие, самые абстрактные
формы. Соответственно с тем общее, абстрактное
выражение получили и те правовые нормы,
те правовые институты, которые служили
урегулированию этих отношений. Развитию
римского права способствовали многие
обстоятельства. Раньше всего сказался
высокий уровень товарных отношений, достигнутый
Римом в периоды поздней республики и
принципата. Одним из его последствий,
как мы уже знаем, было стирание
различий между категориями свободного
населения империи. Не меньшее значение
имел «всесветный» характер самой империи,
породивший потребность «примирения»
многих и различных правовых систем, исторически
возникших и существовавших в завоеванных
странах, и прежде всего в Греции, Египте,
Сирии и др. Римские юристы имели возможность
воспользоваться результатами
правового развития культурных
национальных частей империи, особенно
Афин. Нельзя не отметить, наконец, то внимание,
которое уделялось праву, и тот почет,
которым была окружена деятельность юристов,
особенно выдающихся, таких, как Гай,
Ульпиан, Павел, Лабеон,
Цельс и многие другие. Римское
право складывалось в обстановке острой
социальной борьбы, в которой приходилось
от многого отказываться, сохраняя самое
лучшее. Это и сформировало такие его черты,
как строгость, жесткость правовой регламентации,
рационализм и житейская мудрость. Подобные
качества предопределили становление
строгой юридической системы, связанной
широкими принципами, объединяющими правовые
нормы. Высказывается мнение, что римлянам
с самого начала удалось выделить субстанцию
права из сферы чувств, и, подчинив ее расчету,
создать из права независимый от изменчивых
субъективно-нравственных взглядов внешний
организм. Особенностью римского права
является его приспособленность к мировому
обороту, так как Рим активно поддерживал
торгово-экономические и политические
отношения с соседними странами. Это способствовало
разработке абстрактных фундаментальных
юридических конструкций в сфере частного
права. Таким образом, римское право прошло
строгую техническую школу. Ко всему этому
добавим тысячелетнее развитие, тысячелетнюю
коррекцию - и мы получим ответ на вопрос,
почему римское право перешагнуло за рамки
своей эпохи, превратилось в явление всемирно-исторического
значения.
1. Государственный и общественный строй Римской республики
Возникновение города Рима. На холмистом берегу Тибра, в 25 км. от его впадения в Тирренское море, в IX в. до н.э. возникли поселения пастухов и землевладельцев. Постепенно поселения слились, были обнесены стеной и стали городом Римом. Впоследствии появилась легенда, что Рим был основан близнецами Ромулом и Ремом, вскормленными волчицей. Римляне верили этой легенде и вели свое летоисчисление от вымышленной даты основания города. По этой легенде, троянец Эней, сын богини Афродиты и смертного Анхиза, уцелел при разрушении Трои. Эней недолго царствовал над латинами, он погиб в битве с этрусками. Сын его Юл облюбовал место посреди Лация, на длинном хребте Альбанской горы, и основал здесь город по имени Альба-Лонга или Длинная Альба. Со временем Альба стала главным городом латинского племени. В ней благополучно правили потомки Энея, пока в пятнадцатом их поколении в царском роду не произошел раздор. Два брата наследовали отцу. Старший Нумитор получил власть, а младший Амулий царские богатства. Используя золото, злодей Амулий отнял трон у брата, а дочь свергнутого царя Рею Сильвию сделал жрицей богини Весты - покровительницы домашнего очага. Амулий надеялся, что у брата не будет законных наследников, так как весталки, служительницы Весты, не имели право выходить замуж. Рея Сильвия тайно стала женой бога войны Марса (Ареса), и у нее родились близнецы - Ромул и Рем, сыновья Марса. По приказу царя слуга бросил новорожденных младенцев в Тибр, но волны реки прибили корзину с детьми к отмели, а волчица, пришедшая на водопой, на кормила их своим молоком. Потом братьев подобрал и воспитал один из окрестных пастухов. Возмужав, царские внуки превратились в красивых, сильных и смелых юношей. Они стали предводителями сельской молодежи, главными участниками многочисленных стычек, возникавших из-за угона скота и дележа пастбищ. Однажды Рем поссорился с пастухами Нумитора и попал в плен к собственному деду. Во время разборки тайна происхождения близнецов раскрылась. Соединив своих сторонников с людьми Нумитора, Ромул и Рем свергли преступного царя и вернули власть над Альбой деду. Сами же со своей дружиной переселились на берег Тибра - в те места, где их вскормила волчица. Здесь решили они заложить новый город, но никак не могли договориться, кто будет в нем царствовать, - ведь у близнецов ни в чем не было преимущества друг перед другом. Наконец, положившись на волю богов, братья стали следить за небесными знамениями (приметами). Рем, гадавший на холме Авентин, первым увидел добрый знак - шестерку парящих в небе коршунов. Ромул же, сидевший на Палатине, чуть позже увидел 12 птиц. Каждый из братьев толковал знамения в свою пользу, между ними разгорелась ссора, и Ромул, ударив сгоряча брата, убил его на месте. На холме Палатин, где пролилась братская кровь, были возведены первые укрепления города, получившего имя своего основателя. В честь Ромула его назвали Рома. Так звучит это имя на латинском языке, а по-русски мы произносим - Рим. Римские историки, изучавшие древности своего народа, высчитали впоследствии год и день основания Рима - 21 апреля 754 г. до н.э. А современные ученые-археологи, проведя раскопки, обнаружили, что древнейшие поселки на римских холмах впервые объединились в одно поселение в VIII в. до н. э. Ромулу приписывают организацию римской общины.
В начале VI века до нашей эры власть в Риме захватили этруски. Этрусская династия и созданный ею управленческий аппарат примитивной монархии способствовали ускорению формирования собственно Римской государственности. Процесс разложения родового строя и зарождения государства в Древнем Риме связан с внутренней борьбой различных слоев населения Рима. Свободное население состояло из двух основных групп: патрициев и плебеев.
Патриции - члены 300 старейших римских родов входивших в три трибы (племени) латинян, сабинян и этрусков. Мужчины-воины каждых 10 родов образовывали курию. Основные занятия патрициев - исполнение административных жреческих и военных функций, земледелие. Именно патриции, а точнее старейшины богатых патрицианских семей, обладали всей властью в Риме.
Плебеи - пришлое население, оказавшиеся вне римской общины. Были лично свободны, но ограничены в правах. Они не участвовали в разделе общественных земель, управлении общиной, не могли выполнять жреческие функции, а также не имели право вступать в брак с патрициями. Они монополизировали ремесло и торговлю, занимались земледелием. Большую часть неполного равного населения составляли клиенты.
Клиенты - обедневшие общинники, пришельцы, принятые в состав общины, плебеи, желавшие защитить свои доходы, а позже и рабы-вольноотпущенники. Клиенты получали от своего покровителя во временное пользование землю, имущество, материальную помощь и защиту. В свою очередь в их обязанности входило оказание уважения патрону, помощи ему, нахождение в его военном отряде и свите. Узы, связывавшие клиента и патрона, считались священными и их нарушение с любой стороны каралось смертью. Рабство в этот период было мало распространенно и носило в основном патриархальный характер. Главный источник рабства - плен, но римляне долго включали захваченных в состав членства. Основные элементы организации власти в римском обществе того периода были типичны для военной демократии, важную роль играли собрания воинов, проводимые куриями, к их компетенции относились вопросы, касающиеся всего римского народа: принятие законов, объявление войн, избрание должностных лиц, принятие новых граждан и включение в состав общины новых родов, важнейшие гражданские и уголовные дела, религиозные вопросы. Голосование на собрание проводилось криком. Каждая курия собиралась отдельно и имела один голос. Решением народа считалось то, за которое проголосовала большинство курий. Порядок деятельности таких собраний определял совет старейших - Сенат, постепенно превратившийся в орган власти аристократической верхушки общества. Он принимал непосредственное участие в управление Римом, утверждал решение собраний, рассматривал некоторые судебные дела, утверждал избранного народным собранием военного вождя. Главой римской общины был военный вождь - Рекс (царь), получивший от народа высшую власть - империю. При последних царях их власть уже переходила по наследству. Рекс - предводитель войска, первосвященник, верховный судья. Важное значение имели объединенные в жреческие коллегии служители языческого культа - Понтифики. Они надзирали за культом, составляли календарь. Фициалы имели прямое отношение к вопросам войны и мира, Авгуры толковали значение.
Вооруженные силы - народное ополчение из представителей патрицианских родов. Каждая курия поставляла сто пехотинцев, десять всадников, вооружавшихся за свой счет. Плебеи служили в роли вспомогательной силы и не могли занимать военных должностей. Постепенно в Римском обществе ускорились внутренние процессы, подрывавшие замкнутый характер родовой общины: увеличение числа плебеев и монополизация ими ремесла и торговли превратили их в мощную силу, противостоящую «Хозяевам Рима» - патрициям; внутри патрициата и плебса шло имущественное разложение: появились богатые плебеи, игравшие важную роль в экономике и тяготившиеся политическим бесправием, кроме того, среди тех и других возникли слои неимущих - катализатор социальных взрывов. Ограничение земляного фонда римской общины и необходимость решать вопросы его расширения военным путем требовали увеличение численности армии, которая в силу недостаточности людских ресурсов патрициев происходило за счет плебеев. Несоответствие между возросшей экономической и военной ролью плебса и его политическим бесправием породило острейший конфликт между плебеями и патрициями. Этот конфликт дополняли и традиционные для общества, в котором шло социальное расслоение, конфликтами между беднеющими и богатеющими. Основными требованиями плебеев были: допуск к участию в разделе общественных земель, отмена долговой кабалы, политическое равноправие.
Реформы Сервия Туллия
Первой победой плебеев в их почти в трехвековом конфликте с патрициями стали реформы, проведенные в VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима - Сервием Туллием. В их основу вместо родового были положены имущественный и территориальный принципы. В результате центуриатной реформы вместо 3 родовых триб вся подвластная Риму территория поделилась на двадцать одну: четыре трибы городских, и 17 - сельских. Каждая триба имела политическое право самоуправление, внутри триб оказались объединены жители соседних родовых общин, патриции и плебеи. Это ослабило роль родовой знати. Все население триб было обязано платить налог - трибуту. Для установления размера налога стали регулярно проводиться переписи населения с оценкой имущества. По итогам переписи все свободное население Рима делилось на 6 имущественных разрядов: первый составляли наиболее богатые римляне - всадники, последний - самый неимущий - пролетарии. Имущественное разделение дополнялось войсковым. Разряды выставляли определенное число мужчин, суммарно объединившихся в 193 сотни - Центурии, под командованием центуриона. Центурии объединились в легионы, возглавляемые военными трибунами. Отряды конницы возглавляли декурионы. Важным являлось то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей: создавались новые центуриатные собрания, оттеснившие на второй план куриатные, за которыми остались дела, связанные с родовыми культами. Становилось очевидным, что все дела решались наиболее богатыми. Реформы Сервия Туллия имели колоссальное значение: знатность уступила место богатству, завершалась ломка основ родового строя, заменяемых новым социально-политическим устройством, базировавшимся на имущественной дифференциации и территориальном делении; был сделан важный шаг на пути включения плебеев в состав римского народа, военная демократия заменялась на обособленную публичную - власть - государство; отчетливо проявлялись три характерных для него признака: