Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность наследия древнеегипетской цивилизации непроходяща. Общеизвестно, что Египет является «колыбелью человеческой цивилизации». В нем было основано одно из первых в мире государств и созданы одни из первых законодательных актов. Понять современное состояние институтов государства и права невозможно без знания их истоков, которые теряются в истории Древнего Египта. Ежегодные археологические исследования, международные конференции, выставки и публикации помогают нам лучше понять государство фараонов, его историю, а самое главное древнеегипетское право.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственный строй Древнего Египта 5
1.1. Социальная структура 5
1.2. Государственное управление в Древнем Египте 10
Глава 2. Древнеегипетское право 19
2.1. Семейное право 20
2.2. Обязательственное и вещное право 21
2.3. Уголовное право и судебный процесс 22
Заключение 25
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

Древний Египет.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приблизительно 5 тыс. лет назад на территории современного Египта сложилось единое государство, ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных потрясений и т.д.

Актуальность наследия древнеегипетской цивилизации непроходяща. Общеизвестно, что Египет является «колыбелью человеческой цивилизации». В нем было основано одно из первых в мире государств и созданы одни из первых законодательных актов. Понять современное состояние институтов государства и права невозможно без знания их истоков, которые теряются в истории Древнего Египта. Ежегодные археологические исследования, международные конференции, выставки и публикации помогают нам лучше понять государство фараонов, его историю, а самое главное древнеегипетское право.

Таким образом, целью  данной курсовой работы является рассмотрение характерных черт государственного строя и права Древнего Египта. В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть социальную структуру;
  • государственный строй Древнего Египта;
  • рассмотреть семейное право;
  • обязательственное и вещное право;
  • уголовное право и уголовный процесс.

В качестве источников использовались выдержки из древнеегипитских документов, опубликованных в «Хрестоматии по всеобщей истории государства и права»./Под. ред. В.Н. Садикова1.

Помимо работ общего характера, в частности, «Истории государства и права зарубежных стран» Е. В. Милехиной2, значительную помощь оказали «Очерки древнеегипетского права. XVI ‒ X вв.» И. М. Лурье3. Данная книга достаточно полно, из рассмотренной мной литературы, характеризует право Древнего Египта.

Так же, хочется выделить «Всеобщую историю права и государства» В. Г. Графского4. В данной книге автор расскрывает сущность государственного строя.

В целом, из имеющейся литературы можно составить достаточно ясное представление о развитии государства и права Древнего Египта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный  строй Древнего Египта

    1. Социальная структура

 

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность  эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие «слуга царя» - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной  и общественной ячейкой в Древнем  Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс  внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству5.

Процессы социального  расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия  до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи «людей, скота, золота», на основе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого  государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории  зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, «слуги царя», выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация «слуг  царя», оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов от «слуг царя», были выражены нечетко. В Египте рабов продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после  переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными  завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель («дом номарха») наследственные земли («дом отца моего»), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер6.

Рано выявившаяся неэффективность  громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это  время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться «слугам царя» в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве  выявляются и другие изменения, как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы «слуг  царя» выделяются так называемые неджес («маленькие»), а среди них «сильные неджес». Их появление было связано с развитием частного землевладения, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро7.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового  положения состоятельных групп  населения свидетельствует и  расширение понятия "дом", ранее  обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с  низшими звеньями жречества, мелкого  чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему  классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны  в красочном литературном памятнике «Речение Ипувера», из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. «Земля перевернулась, словно гончарный круг», - пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междоусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства8.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем  мире, что не могло не сказаться  на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в  это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с  созданием по мере централизации  в Среднем царстве системы  общегосударственного перераспределения  рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и «простых людей». Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских9.

«Наряд» на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил «простого человека» к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд «простых людей», он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись «простым людям», положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества10.

Информация о работе Древний Египет