Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:22, реферат
На Северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Египтяне вполне могли довериться регулярным разливам Нила. Это самая длинная река на Земле, течет она только в пределах Египта, и е протяженность составляет
1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. МОНОЛАТРИЗМ. 5
3. ЕГИПЕТСКИЕ МУМИИ. 7
4. СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО. 8
5. ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ. 10
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
СОДЕРЖАНИЕ.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
12
ВВЕДЕНИЕ.
На Северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Египтяне вполне могли довериться регулярным разливам Нила. Это самая длинная река на Земле, течет она только в пределах Египта, и е протяженность составляет
км. Почва в долине Нила очень плодородна, и там издавна собирали два урожая в год. Но подходящая для земледелия площадь располагается лишь вдоль течения Нила и составляет 3,5 % территории всего Египта.
IV-III тыс. до н.э. Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше поражает грандиозные инженерные работы и архитектурные сооружения египтян – пирамиды, храмы, сфинксы. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верхний Египет (долина ,Нила от дельты до Элефантины) – появляется письменность. В 1922 г. Египет признан суверенным государством.
Население Египта
насчитывало сотни тысяч
Будучи великими
учеными, хранителями и продолжателями
знаний магии, творцами духовной культуры,
жрецы приобрели над народом значительную
власть и впоследствии всегда занимали
прочное положение и имели прочное положение
и имели влияние на общество. Им не мешала
в дальнейшем узурпация власти фараонами.
Легенды гласят, что великие магико-духовные
знания жрецы и фараоны Древнего Египта
приняли от магов исчезнувшей Атлантиды.
Тайны гармонии мира на земле и в космосе,
которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми.
Согласно современным выводам египтологов,
можно предположить, что жрецы Египта
считали: общество живет подобно оркестру,
каждый участник которого способствует
либо согласованию, либо рассогласованию
звучания. Целая система здесь подчинена
отдельности, единичности.
Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы – мыслью, народ – телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью.
До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.
В 1798 г. Наполеон
готовил армию для похода в
Египет, а также специальную комиссию
из ученных
и специалистов, которые должны были изучить
культуру Египта. Они развернули в Египте
бурную деятельность. Ученые измеряли,
описывали, делали модели памятников культуры,
собрали огромную коллекцию произведений
искусства. Сенсацию вызвала находка “Розеттского
камня”, это произошло в 1822г. , на котором
была выбита надпись на египетском и древнегреческом
языках. Искусство чтения иероглифов исчезло
1500 лет назад, и “Розеттский камень” был
бесценной вещью. Расшифровал египетскую
иероглифическую письменность Жан Франсуа
Шампольон.
История Древнего Египта установила несколько периодизаций:
1. Ранее царство (3200-2800 гг. до н. э.).
2. Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.).
3. Среднее царство (2050-1700 гг. до н. э.).
4. Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).
Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники летописи хранились в скрипториях (“Домах жизни”) при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.
Особенностью
Египта было обожествленное поклонение
и повиновение власти, что отражено
в искусстве и архитектуре как основная
черта. Понятие “власть” было наполнено
духовным содержанием.
МОНОЛАТРИЗМ.
Культурную композицию недавно начали называть монолатризмом. Он не похож на классическое языческое многобожие, где все боги, входящие в пантеон, существуют как бы независимо друг от друга, хотя между ними сложилась определенная иерархия подчинения. Нельзя его уподобить и современному монотеизму, который характерен для христиан и мусульман. Здесь Бог – единое существо, рядом с которым нет никаких других богов. Монотеизм – это религиозная концепция единственного и трансцендентного Бога.
У египтян все сложнее: эти самые 4000 богов и богинь вроде бы каждый сам по себе, поскольку скульптурку божка можно поставить у себя дома и молиться ему. Монолатризм отличается от монотеизма, политеизма и пантеизма тем, что разрешает молиться единому Богу и в то же время допускать существование других божеств. Единого Бога древних египтян звать Нетьер. На древнегреческом языке это имя означало “духовная, чудодейственная сила”. Он сам себя создал и никогда не умрет. У него более 4000 индивидуальных имен. Которые можно считать его личностями или формами проявления. Они выстраивались в незримую иерархию, по-разному почитались людьми и по-разному им помогали.
Поскольку в Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что происходило в стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология, а ее основной формой являются религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских божеств было подчинено определенной иерархии.
Разные божества
в различные времена
С III тыс. до н. э., воплощение Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка.
С 2700 г. до н. э. Ра
отождествляется с Атумом, а затем
с Осирисом, который почитался
как властитель вечной жизни или
бог воскресающей весенней природы.
Гор же стал считаться сыном его и Исиды.
Бог Тот являлся богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса). Он был одним из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы, или пиктографическое письмо – средство зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и другие.
Огромное число
египетских божеств, их иерархия включаются
в необычайно сложные философско-
Особое внимание уделялось сооружению и отделке жилищ богов – храмов. Храмы в Луксоре и Карнаке – это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов.
Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, но особого размаха достигло при фараонах XVIII – XIX династий, а с богом Солнца отождествляется Амон. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов, а фараоны считаются его любимыми и родными его сыновьями. Аменхотеп IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши. Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего.
В Древнем Египте
существовали два типа гробниц: наземные,
получившие свое наиболее величественное
воплощение в пирамидах IV династии, и гробницы,
вырубленные в скалах. Получившие распространение
в период Нового царства. Для Среднего
царства характерен промежуточный тип,
сочетающий принцип наземной пирамиды
и ряда помещений, вырубленных в скале.
Самой монументальной является скальная
гробница Сети I, настоящий подземный
дворец с сотнями помещений, великолепными
росписями и рельефами, тысячами статуй
и несметными сокровищами.
ЕГИПЕТСКИЕ
МУМИИ.
Потрясают египетские
пирамиды, но не меньшее удивление вызывают
и египетские мумии. Европейцы впервые
обнаружили захоронения с мумиями в XV
в. В Египте было хорошо развито искусство
мумифицирования. Мумии людей из разных
социальных слоев делались различными
способами. В Египте каждому городу живых
сопутствовал город мертвых. Они строились
по разным берегам Нила. С мумиями поступали
по-разному: иногда мумии попадали в пуки
коллекционеров а иногда их измельчали,
чтобы приготовить чудодейственные лекарства.
Особый интерес начали проявлять к мумиям
только в XIX в. Египтяне фанатически верили
в загробную жизнь, ей были посвящены предметы
культуры и величественные постройки
– пирамиды и храмы. Смерть для египтян
была продолжением земного существования
умерший человек, считали они, имеет те
же потребности и желания, что и живущий,
а значит было и бессмертие. Гробницу “дом
вечности”, обустраивали так, чтобы там
всего было в достатке. А для будущего
воскрешения человека необходимо было
сохранять тело – то есть мумифицировать.