Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

На Северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Египтяне вполне могли довериться регулярным разливам Нила. Это самая длинная река на Земле, течет она только в пределах Египта, и е протяженность составляет

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. МОНОЛАТРИЗМ. 5

3. ЕГИПЕТСКИЕ МУМИИ. 7

4. СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО. 8

5. ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ. 10

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

културолог.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ. 
 

    1. ВВЕДЕНИЕ.                                                                                                 3

 

    1. МОНОЛАТРИЗМ.                                                                                      5
 
    1. ЕГИПЕТСКИЕ  МУМИИ.                                                                            7

 

    1. СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО.                                                                         8
 
    1. ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ.                                                                             10
 

                 6.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                            11

                 

                  7.   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                   12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ. 

На Северо-востоке  Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Египтяне вполне могли довериться регулярным разливам Нила. Это самая длинная  река на Земле, течет она только в  пределах Египта, и е протяженность составляет 

км. Почва в  долине Нила очень плодородна, и  там издавна собирали два урожая в год. Но подходящая для земледелия площадь располагается лишь вдоль течения Нила и составляет 3,5 % территории всего Египта.

 IV-III тыс. до н.э. Египет стал уже страной с высокоразвитым общественным и политическим устройством. В этой цивилизации процветали сельское хозяйство, ремесла, медицина, наука, архитектура и искусство. Строились города с удобными домами, с водостоками и канализацией, служебные и хозяйственные помещения, в жилых домах окна выходили в зеленый двор. Но больше поражает грандиозные инженерные работы и архитектурные сооружения египтян – пирамиды, храмы, сфинксы. Около 3100 г. до н. э. возникли два крупных царства: Нижний Египет (область дельты Нила) и Верхний Египет (долина ,Нила от дельты до Элефантины) – появляется письменность. В 1922 г. Египет признан суверенным государством.

Население Египта насчитывало сотни тысяч человек. Природный ритм оказал глубокое влияние  на развитие египетской цивизации. Для предсказания наводнений был создан довольно надежный календарь. Календарь египтян состоял из 365 дней и был связан с годом Сириуса. Создание календаря свидетельствовало о высоком уровне развития астрономии в Египте. Египтяне гордились тем, что их родина обладает уникальными географическими особенностями. Культура Древнего Египта зародилась 5 тыс. лет назад, но только сегодня мы узнаем ее главные черты. О египетской религии, сложной и запутанной, человечество более или менее полно узнало лишь 20 лет назад. Оказалось, что были боги универсальные, которым поклонялись во всем Египте, иначе были порождением или ипостасью главного бога: в одних источниках его называют богом солнца Ра, в других-Нетьер. 

Будучи великими учеными, хранителями и продолжателями знаний магии, творцами духовной культуры, жрецы приобрели над народом значительную власть и впоследствии всегда занимали прочное положение и имели прочное положение и имели влияние на общество. Им не мешала в дальнейшем узурпация власти фараонами. Легенды гласят, что великие магико-духовные знания жрецы и фараоны Древнего Египта приняли от магов исчезнувшей Атлантиды. Тайны гармонии мира на земле и в космосе, которыми владели жрецы, делали их неуязвимыми. Согласно современным выводам египтологов, можно предположить, что жрецы Египта считали: общество живет подобно оркестру, каждый участник которого способствует либо согласованию, либо рассогласованию звучания. Целая система здесь подчинена отдельности, единичности.  

Благодаря жрецам египетский народ жил и трудился в государстве как единый организм, в котором фараон был волей, жрецы – мыслью, народ – телом. Связывало все эти элементы повиновение и преклонение перед мудрой высшей божественной властью.

До конца XVIII в. Египет был для Европы экзотической страной. Ее знали по трудам древних писателей-историков. Путешественники рассказывали о стране с пирамидами, сфинксами, колоннами, покрытыми сверху донизу таинственными знаками.

В 1798  г. Наполеон готовил армию для похода в  Египет, а также специальную комиссию из ученных и специалистов, которые должны были изучить культуру Египта. Они развернули в Египте бурную деятельность. Ученые измеряли, описывали, делали модели памятников культуры, собрали огромную коллекцию произведений искусства. Сенсацию вызвала находка “Розеттского камня”, это произошло в 1822г. , на котором была выбита надпись на египетском и древнегреческом языках. Искусство чтения иероглифов исчезло 1500 лет назад, и “Розеттский камень” был бесценной вещью. Расшифровал египетскую иероглифическую письменность Жан Франсуа Шампольон.   

История Древнего Египта установила несколько периодизаций:

1. Ранее царство (3200-2800 гг. до н. э.).

2. Древнее царство  (2800-2250 гг. до н. э.).

3. Среднее царство  (2050-1700 гг. до н. э.).

4. Новое царство (1580-1100 гг. до н. э.).

Религиозные, медицинские, научные, литературные тексты, хроники  летописи хранились в скрипториях (“Домах жизни”) при храмах или наносились на стены храмов и гробниц.

Особенностью  Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие “власть” было наполнено духовным содержанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОНОЛАТРИЗМ. 

Культурную композицию недавно начали называть монолатризмом. Он не похож на классическое языческое многобожие, где все боги, входящие в пантеон, существуют как бы независимо друг от друга, хотя между ними сложилась определенная иерархия подчинения. Нельзя его уподобить и современному монотеизму, который характерен для христиан и мусульман. Здесь Бог – единое существо, рядом с которым нет никаких других богов. Монотеизм – это религиозная концепция единственного и трансцендентного Бога.

У египтян все  сложнее: эти самые 4000 богов и богинь вроде бы каждый сам по себе, поскольку скульптурку божка можно поставить у себя дома и молиться ему. Монолатризм отличается от монотеизма, политеизма и пантеизма тем, что разрешает молиться единому Богу и в то же время допускать существование других божеств. Единого Бога древних египтян звать Нетьер. На древнегреческом языке это имя означало “духовная, чудодейственная сила”. Он сам себя создал и никогда не умрет. У него более 4000 индивидуальных имен. Которые можно считать его личностями или формами проявления. Они выстраивались в незримую иерархию, по-разному почитались людьми и по-разному им помогали.   

Поскольку в  Египте фараон не только царь, но и бог, то все хорошее и плохое, что  происходило в стране, мистическим  образом связывалось с его  именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология, а ее основной формой являются религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян. Множество египетских божеств было подчинено определенной иерархии.

Разные божества в различные времена отождествлялись с верховным и главным богом – Ра, солнцем. Божества представлялись в образе животных, растений, предметов, небесных светил.

С III тыс. до н. э., воплощение Ра считался Птах, бог творческой силы земли, единый творец. Он изображался в виде быка Аписа или человека, над головой которого возвышались рога быка.

С 2700 г. до н. э. Ра отождествляется с Атумом, а затем  с Осирисом, который почитался  как властитель вечной жизни или  бог воскресающей весенней природы. Гор же стал считаться сыном его и Исиды.                                        

                                                                                     

                                                                                                                      

                                                                                                                          

Бог Тот являлся  богом мудрости, счета и письма (обычно его изображали в виде человека с головой ибиса). Он был одним  из главных божеств Древнего Египта. Тоту приписывалось создание всей духовной жизни Египта. Он изобрел письменность и научил людей счету и письму. Писцы считали Тота своим покровителем, а иероглифы, или пиктографическое письмо – средство зарабатывания на жизнь, и объектом религиозного почитания. Богиня правды и справедливости Маат (в виде женщины с пером в голове), бог Себек (в виде крокодила), бог смерти Анубис (в виде шакала), богиня войны и разрушения Сохмет (в виде женщины с головой львицы), бог хаоса Сет и другие.

Огромное число  египетских божеств, их иерархия включаются в необычайно сложные философско-богословские, космогонические и мифологические концепции, без которых невозможно понять духовную культуру Древнего Египта. Идея бессмертия накладывает отпечаток на смысл жизни и людей, приверженных к власти, и простого народа, и в целом на смысл истории и на смысл творчества. Все духовные ценности формировались в храмах. Кроме того, храмы были развитыми хозяйственными единицами с большим количеством приписанной к ним земли, рабов, стад, верфей, кораблей и даже городов в Египте и вне его. Положение храма определялось значением бога, которому храм был посвящен, а это зависело от политической обстановки в стране.

                                                                                                                           

Особое внимание уделялось сооружению и отделке  жилищ богов – храмов. Храмы  в Луксоре и Карнаке – это сложный комплекс свыше сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей-переходов и колоссальных размеров статуй богов, сфинксов, обелисков, пилонов.

Так, в XXI в. до н. э. в процессе борьбы за объединение Египта выдвинулся в центр политической арены ранее провинциальный маленький город Фивы. В эпоху Среднего царства столицей становятся Фивы, но особого размаха достигло при фараонах XVIII – XIX династий, а с богом Солнца отождествляется Амон. До конца истории Древнего Египта Амон становится главенствующим в иерархии богов, а фараоны считаются его любимыми и родными его сыновьями. Аменхотеп IV удалось на небольшой период изменить этот культ и сделать верховным божеством Атона. Но это произошло в конце Нового царства. До этого времени фараоны построили Амону храмы невиданной величины и роскоши. Культ Атона продолжался недолго. Фараон Тутанхамон уже полностью вернул величие Амону и сделал его имя частью своего.

В Древнем Египте существовали два типа гробниц: наземные, получившие свое наиболее величественное воплощение в пирамидах IV династии, и гробницы, вырубленные в скалах. Получившие распространение в период Нового царства. Для Среднего царства характерен промежуточный тип, сочетающий принцип наземной пирамиды и ряда помещений, вырубленных в скале. Самой монументальной является скальная гробница  Сети I, настоящий подземный дворец с сотнями помещений, великолепными росписями и рельефами, тысячами статуй и несметными сокровищами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕГИПЕТСКИЕ  МУМИИ. 
 

 Потрясают египетские пирамиды, но не меньшее удивление вызывают и египетские мумии. Европейцы впервые обнаружили захоронения с мумиями в XV в. В Египте было хорошо развито искусство мумифицирования. Мумии людей из разных социальных слоев делались различными способами. В Египте каждому городу живых сопутствовал город мертвых. Они строились по разным берегам Нила. С мумиями поступали по-разному: иногда мумии попадали в пуки коллекционеров а иногда их измельчали, чтобы приготовить чудодейственные лекарства. Особый интерес начали проявлять к мумиям только в XIX в. Египтяне фанатически верили в загробную жизнь, ей были посвящены предметы культуры  и величественные постройки – пирамиды и храмы. Смерть для египтян была продолжением земного существования умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий, а значит было и бессмертие. Гробницу “дом вечности”, обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранять тело – то есть мумифицировать. 

Информация о работе Древний Египет