Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:22, реферат

Краткое описание

На Северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. Египтяне вполне могли довериться регулярным разливам Нила. Это самая длинная река на Земле, течет она только в пределах Египта, и е протяженность составляет

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ. 3

2. МОНОЛАТРИЗМ. 5

3. ЕГИПЕТСКИЕ МУМИИ. 7

4. СВЕТСКОЕ ИСКУССТВО. 8

5. ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ. 10

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12

Файлы: 1 файл

културолог.doc

— 357.00 Кб (Скачать)

Умерших фараонов мумифицировали: мозг и внутренности извлекали, тело помещали в соленую воду, а затем пропитывали ароматическими смолами и оборачивали погребальными пеленами. Сухой воздух способствовал консервации тела. В момент смерти фараон и женское божество зарождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог.  

 Мастаба (“каменная скамья”) была самой ранней формой усыпальницы вождей Египта.

 Иерархическое  устройство загробной жизни точно  отражало социальную иерархию  повседневной жизни. По представлениям  египтян, в загробном мире, так  же как и на земле, одни  трудятся, а другие пользуются  властью и богатством.

 Найденное   в гробнице Тутанхамона нагрудное  украшение со священными знаками  должно было гарантировать фараону  воскрешение.  

Для продолжения  жизни усопшего потомки должны были совершать обряды и жертвоприношения. В противном случае он либо окончательно умирал, либо мог вернуться в этот мир, чтобы вредить живущим. У гробницы перед мумией совершали “ритуал отверзания уст и очей”: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог дальше видеть, слышать обонять, есть и пить, то есть жить.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СВЕТСКОЕ  ИСКУССТВО. 

    Светскому искусству отводилась необычайно важная роль. Ведущие художники – зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) – были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почетом. Так как искусство считалось носителем жизни вечной.

Изобразительному  искусство Древнего Египта всегда были присущи сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным распределением узора, строгая линейность композиции. Все фигуры статичны, их позы условны, как условна и раскраска: тело мужчины традиционно изображалось красно-коричневым, тело женщины – желто-розовым, волосы у всех были черные, одежды – белые.

Египетские статуи представляли собой фигуры, стоящие  с выдвинутой вперед ногой либо сидящие  на троне с прижатыми к груди  или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

В изображении  фараона были приняты следующие  виды: идущего – с вытянутой вперед ногой; спокойно сидящего на троне – его руки лежат на коленях; усопшего – в облике бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти – жезл и плеть.                                                                                                   

                                                                                                        

    Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Части человеческой фигуры – голова, плечи, ноги, руки – могли изображаться в разных плоскостях. При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный прием плоскостного расположения фигуры: ее ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трехчетвертном развороте. Фараон. Вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал  общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль  играла линия, а не цвет.

Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами, изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. 

    Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIX в. до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появились изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта.  

    С завоеванием Александра Македонского в 332 до н. э. начался эллинистический период. В 30 до н. э. Египет стал провинцией Римской империи. Египетское искусство испытывало в эпоху эллинизма и римского владычества сильное влияние греческой и римской культуры. В 1887 г. в Египте были в области Фаюмского оазиса были найдены превосходно сохранившиеся портреты, прикрепленные к лицам мумий, получившие название “фаюмских портретов”. Они были написаны на доске или холсте в традициях эллинистической живописи красками, растертыми на воске. Расплавленные краски наносились на тонкие деревянные дощечки кистью или металлическим стержнем. Мазки накладывались разнообразно, поэтому мастерам удавалось передавать фактуру предметов: поверхность ткани, пряди волос, блеск глаз, нежность или грубость кожи. Сохранилось более 400 таких портретов. В искусстве стал культивироваться торжественно-монументальный стиль.

Все виды искусств с своих произведениях выражали преклонение, восхищение перед высшей космической властью мировой  гармонии.

В Древнем Египте была развита законодательная система, которая относится ко времени от эпохи Нового царства. Египетские законы отражали едва ли не каждый аспект жизни.

Древнеегипетские  законы пользовались высоким авторитетом  в Древнем мире.

Египтяне, как  и в других видах искусства, в  музыке применяли теорию мировой  гармонии. В музыке египтяне также достигли уровня мастерства. Об свидетельствуют сохранившиеся музыкальные инструменты, художественные росписи, барельефы и памятники литературы. Слава о красоте народных песен Египта распространилась далеко за пределами страны. Отдаленность времени позволяет лишь косвенно характеризовать музыку Древнего Египта., поэтому о мелодике и звуковом строе музыки судить сложно. Возможно, звуки инструментов отождествлялись египтянами со звучанием тех или иных предметов и явлений. Звуку приписывалась магическая сила. Особенно ярко проявлялось в жанре массового народного действа с музыкой и танцами Египтяне были страстными танцорами. Музыка играла большую роль в “страстях”: песни с хором, шествия и пляски чередовались с драматическими сценами. Любимыми песни-плачи над мертвым Осирисом.  

Музыка считалась  также и развлечением, что подтверждает ее древнеегипетское название: хи – удовольствие. Профессия музыканта нередко передавалась из поколения в поколение. Наиболее известной династией музыкантов была семья Снефрунофер.  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ДРЕВНИЕ ПИРАМИДЫ. 

  Хорошо известны пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микереноса. Три великие пирамиды были окружены большим количеством гробниц, принадлежавших царским родственникам и важным чиновникам.  

Недалеко от Луксора, древней столицы Египта, расположена Долина Царей. Здесь насчитывается 67 гробниц, высеченных высоко в скалах. Большой интерес представляет гробница Рамзеса IX. Расположенный в Карнаке храм Амона-Ра – самый ошеломляющий из всех египетских памятников, строительство которого продолжалось 1800 лет. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. 

                                                                                             

  

  
 

Египетская пирамида Хеопса в Гизе – древнейшее и  единственное сохранившееся до наших  дней чудо света. Свое название она  получила по имени ее создателя –  фараона Хеопса. Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой  пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Если не считать Великой Китайской стены, то пирамида Хеопса – самое большое сооружение, когда-либо воздвигнутое человеком.

На строительство  пирамиды Хеопса ушло 2,3 млн. каменных блоков средним весом 2,5 т каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов мамлюкских султанов и сооружение домов в Каире.  

                                                                                                                                                                               В Древнем Египте мы сталкивались с формированием первых философских школ, которые начали вечный спор о том, что первично: дух или материальный мир. Жрецы Мемфиса считали, что все материальные предметы созданы из мыслей и слов бога Птаха – первобога. А жрецы Гелиополя верили в первичность материального мира – первобытных вод, из которых произошли и боги и все остальные явления и предметы окружающего мира.

Применение новейших методик ведения раскопок в XXI в. позволило ученым разгадать хитрости древнеегипетских архитекторов, которые часто создавали целые лабиринты ложных коридоров, чтобы сбить с толку возможных осквернителей гробницы фараона.

Древний Египет оказал влияние на развитие культуры всего Древнего мира, и в частности  на становление греческой и римской  цивилизаций. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  • Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность.
  • Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства. Эти три периода определяют своеобразие и особенности древнеегипетской культуры.
  • Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое – раннее зарождение там классовых отношений и государственности.
  • Самые древние в мире и массивные монументы из камня — египетские пирамиды — были созданы, чтобы внушать людям благоговейный ужас и поражать их воображение. Поразительно, с каким интересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет.
  • Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.
  • В Египте все виды изобразительного искусства можно назвать рожденными от архитектуры. Зодчество Египта - ведущий вид искусства, во многом определяющий характер пластики и живописи. Скульптура и настенная живопись, подчиняясь архитектуре, составляют с ней единое и органическое целое. Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны.
  • Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.
  • Своеобразие и особенности древнеегипетской культуры состояли в следующем: первое- раннее зарождение там классовых отношений и государственности; второе- изолированное географическое страны, что затрудняло культурные заимствования извне;- третье, тесная связь искусства и религиозного культа, особенного заупокойного ритуала.
  • Египетское искусство с характерной для него монументальной архитектурой и статичной скульптурой явилось основой для античного искусства и европейского в целом.
  • Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды - получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством.
  • Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.
  • Египетское общество и египетская культура просуществовали в неизменном виде три тысячи лет.
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 
 

  1. Кравченко А.И. Культурология: учебник. – М.: Проспект, 2005. – 288с.
 
  1. Культурология: учебник для вузов/ под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Оникс, 2007. – 480с.
 
  1. Борзова Е.П. История мировой культуры: учебник. – 2-е изд., стер. – СПб.: Лано, 2002. – 672с.
 
  1. Хрестоматия по культурологии: учебное пособие/ под ред. Г.В. Драча. – 2-е изд. перераб. и доп. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2005. – 624с.

Информация о работе Древний Египет