Древний Египет

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:13, доклад

Краткое описание

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически однородного населения - древних египтян

Файлы: 1 файл

Глава 2.docx

— 30.64 Кб (Скачать)

. Древний Египет 

Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной  части Африки, в долине, расположенной  по нижнему течению реки Нила. Все  сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами  Нила, с очень ранним строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных. Естественные границы Египта служили защите страны от набегов извне, созданию этнически  однородного населения - древних  египтян  

Интерестно развивающееся  поливное земледелие способствует социальному  расслоению, выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами  уже в первой половине IV тысячелетия  до н.э. Во второй половине этого тысячелетия  складываются первые государственные  образования— номы, возникшие вследствие объединения вокруг храмов сельских общин для совместного ведения  ирригационных работ. Территориальное  расположение древних номов, вытянутых  вдоль единой водной магистрали, очень  рано приводит к их объединению под  властью сильнейшего нома, к появлению  в Верхнем (Южном) Египте единых царей  с Признаками деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н.э. завоевывают весь Египет. Предопределял  раннюю централизацию древнеегипетского  государства и сам характер хозяйства, связанный с постоянной зависимостью населения от периодических разливов Нила и необходимостью руководства  из центра трудом многих людей по преодолению  их последствий.  

История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—28 00 гг. до н.э.), или период царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого, царства (около 2800—2280 гг. до н.э.), в который включается время царствования III—IV династии; период Среднего царства (около 2250—1700 гг. до н.э.) — время царствования XI—ХП династий; период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) —время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов. Периоды  между Древним, Средним и Новым  царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта. Египет Нового царства — первая в истории  мировая империя, огромное разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его Состав вошли  Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и  другие богатые естественными ресурсами  области. В конце Нового царства  Египет приходит в упадок) становится добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в  состав Римской империи в 36 г. до н.э.  

Социальная структура. Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное  господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всеобщей вовлеченности населения  в государственное хозяйство  разница в правовом положении  отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых  был термин, обозначающий простолюдина, — мерет. Это понятие не имело  четко выраженного правового  содержания, как и спорное понятие “слуга царя” - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта. Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.  

Процессы социального  расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия  до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили  родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к  принудительному труду по строительству  каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические  переписи “людей, скота, золота”, на основе которых и устанавливались налоги.  

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным  фондом, к которому переходят функции  управления сложной ирригационной  системой, развитие крупного царско-храмового  хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной  единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной  власти и неподконтрольных ей. Неким  подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых  отвечают за уплату налогов, за бесперебойное  функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические  и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного  административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в  частности, за счет рано сложившейся  системы царских пожалований  земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские  указы, устанавливающие права и  привилегии храмов и храмовых Поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и  храмам.  

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и Духовной знати трудились различные категории  зависимых подневольных лиц. Сюда входили  бесправные рабы-военнопленные или  соплеменники, доведенные до рабского состояния, “слуги царя”, выполнявшие  предписываемую им норму работы под  надзором царских надсмотрщиков. Они  владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.  

Эксплуатация “слуг  царя”, оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении  так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых  в Египте никогда не было много) от “слуг царя”, были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали иа землю и наделяли имуществом, требуя с них часть  урожая. Одной из форм возникновения  рабской зависимости стала самопродажа  египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов  преступников.  

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Сред' него царства  сопровождалось успешными завоевательными  войнами египетских фараонов, развитием  торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного  производства. Это привело, с одной  стороны, к росту царско-храмового  хозяйства, с другой — к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая  кроме пожалованных за службу земель (“дом номарха”) наследственные земли (“дом отца моего”), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать  ее наследственный характер.  

Рано выявившаяся  неэффективность громоздких царских  хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося  люда. Земля стала отдаваться “слугам  царя” в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в  относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог  казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.  

В Среднем царстве  выявляются и другие изменения как  в положении правящих кругов, так  и низших слоев населения. Все  более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией  и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.  

Из общей массы  “слуг царя” выделяются так называемые не” джес (“Маленькие”), а среди  них “сильные иеджес”. Их появление  было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI—XV вв. до н.э. в  египетском лексиконе впервые появляется понятие “торговец”, а мерилом  стоимости при отсутствии денег  становится серебро.  

Неджес вместе с  ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых Дел мастера), будучи не столь  прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий  статус, продавая часть своей продукции  на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников  по специальностям. Об изменении правового  положения состоятельных групп  населения свидетельствует и  расширение понятия “дом”, ранее  обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес. Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые Представители состоятельных земледельцев.  

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике “Речение Ипувера”, из которого следует, что восставшие захватили  царя, изгнали сановников-вельмож  из их дворцов и заняли их, завладели  царскими храмами и храмовыми  закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев  и пр. “Земля перевернулась, словно гончарный круг”, — пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду  междуусобиц. Они длились 80 лет и  завершились после многолетней  борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом  Нового царства.  

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем  мире, что не могло не сказаться  на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции  номовой родовой аристократии. Яхмос  оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от .того, какое  место они занимают в должностной  иерархии, насколько близко стоят  к фараону и его двору. Центр  тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли  пройти курс обучения в специальных  школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.  

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином “немху”. В эту категорию  включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые, по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства. Связано это  было с созданием по мере централизации  в Среднем царстве системы  общегосударственного перераспределения  рабочей силы. В новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного  имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в  следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие  население в целях определения  налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно  занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и “простых людей”. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.  

“Наряд” на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил  “простого человека” к категории  мастеров, что давало ему право  на должностное владение землей и  неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился  в разряд “простых людей”, он не был  бесправным человеком. Работая в  том или ином хозяйственном подразделении  по указанию Царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что  производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.  

Чиновники, мастера  противопоставлялись “простым людям”, положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей  силы мало затрагивала основную массу  надельных земледельцев, за счет которых  и содержалась эта огромная армия  чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение  на работу основного резерва рабочей  силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.  

Информация о работе Древний Египет