Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:06, реферат
Особое место среди государств Древнего Востока занимает Древний Египет, история которого насчитывает более трех тысячелетий. Пример Египта еще раз убеждает о первостепенном для государства значении экономики – основы развития народа и государства. Идеология и одно из ее проявлений – религия призвана обеспечивать экономическое развитие. На протяжении тысячелетий в Египте последовательно менялись около десятка религий: фетишизм, культы природы, культ бога Ра, затем бога Атона, в последствии – бога Амона, христианство, мусульманство. Менялись религии, но оставался египетский народ, государство. Незыблемыми оставались цели экономической политики государства – жизнеобеспечение населения страны. Для достижения этих целей необходимо было в течение тысячелетий создавать и поддерживать ирригационные сети, искать в стране и за ее пределами полезные ископаемые, обеспечивать хозяйство рабочей силой. Ради получения полезных ископаемых и рабов египетские фараоны постоянно вели войны, которые в конечном итоге разоряли страну и неоднократно приводили к распаду единого египетского государства и даже завоеванию его иностранцами. Таким образом, хотя войны и велись для решения экономических проблем, но они же истощали экономику страны и вели к распаду государства.
1. Создание экономической структуры древнеегипетского общества
2. Отношения между сословиями
3. Монополия фараона на землю, торговлю, сырье и ремесла
4. Торговля и война
Список используемой литературы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: Основы
экономики
по теме: Основные
черты экономики Древнего Египета
Содержание
1. Создание экономической
структуры древнеегипетского
2. Отношения между сословиями
3. Монополия фараона на землю, торговлю, сырье и ремесла
4. Торговля и война
Список используемой
литературы
Введение
Особое место среди
государств Древнего Востока занимает
Древний Египет, история которого насчитывает
более трех тысячелетий. Пример Египта
еще раз убеждает о первостепенном для
государства значении экономики – основы
развития народа и государства. Идеология
и одно из ее проявлений – религия призвана
обеспечивать экономическое развитие.
На протяжении тысячелетий в Египте последовательно
менялись около десятка религий: фетишизм,
культы природы, культ бога Ра, затем бога
Атона, в последствии – бога Амона, христианство,
мусульманство. Менялись религии, но оставался
египетский народ, государство. Незыблемыми
оставались цели экономической политики
государства – жизнеобеспечение населения
страны. Для достижения этих целей необходимо
было в течение тысячелетий создавать
и поддерживать ирригационные сети, искать
в стране и за ее пределами полезные ископаемые,
обеспечивать хозяйство рабочей силой.
Ради получения полезных ископаемых и
рабов египетские фараоны постоянно вели
войны, которые в конечном итоге разоряли
страну и неоднократно приводили к распаду
единого египетского государства и даже
завоеванию его иностранцами. Таким образом,
хотя войны и велись для решения экономических
проблем, но они же истощали экономику
страны и вели к распаду государства.
1. Создание экономической
структуры древнеегипетского
Наиболее типичным обществом азиатского типа является Древний Египет. Древнейшие поселения скотоводов и земледельцев в долине Нила возникли в 6-4 тысячелетиях до н.э. Поливное земледелие здесь достигло больших успехов. В это время была изобретена деревянная соха. Охотничий промысел был вытеснен скотоводством. Египтяне научились отливать из меди топоры, ножи, кинжалы, сосуды, наконечники для стрел. Но, главное, в это время начала развиваться бассейновая система орошения, которую могли создать лишь крупные земельные общины. Из среды общинников выделилась племенная знать. Выполняя роль организатора работ и распорядителя земель, она со временем захватила власть.
Выделение общинной
верхушки, усиливавшаяся дифференциация
сельского населения
Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с передней Азией, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важной судоходной артерией. Египет располагал полезными ископаемыми.
Хозяйственную основу
Египта составляло поливное (ирригационное)
земледелие, представлявшее собой соединение
ирригационных сооружений и поливных
работ с примитивной техникой
обработки земли. Землю обрабатывали
мотыгой и примитивным плугом.
Сеяли ячмень, пшеницу, лен. Сельское
хозяйство носило специализированный
характер. Верхний Египет стал центром
земледелия, а Нижний - скотоводства,
садоводства и виноградарства. Еще
в глубокой древности в Египте
сложилась Ирригационная
Для Египта, как и для других «восточных обществ», характерна высокая степень централизации экономики: централизованно распределялась основная масса произведенного продукта; чиновники учитывали урожай и количество скота; общинники, работавшие на ирригационных и строительных объектах, получали инструмент и провиант из государственных хранилищ.
Управление ирригационной системой в восточных странах носило сверхцентрализованный и деспотический характер. Более того, верховные правители считались живыми богами на земле. Этим объясняется чрезвычайная экономическая роль, которую выполняли храмы, жрецы, хранившие информацию по управлению ирригационными системами.
Огосударствление экономики, тотальная регламентация общественной жизни, ее бюрократизация были связаны с важнейшей чертой египетского, восточного общества в целом - стремлением к стабильности и неизменности во всем: экономике, социально-культурной и политической жизни.
Стремление к неизменности
наложило отпечаток на развитие труда
и человека в Древнем Египте. Экономика
почти не развивалась, постоянно
воспроизводя прежние формы и
отношения. Такое положение в
экономике называется стагнацией.
2. Отношения между
сословиями
Отличительной чертой
восточного типа хозяйства являлась
государственная собственность
на землю и ирригационные
В Древнем Египте было несколько сословий.
Самым приближенным к фараону сословием были вельможи. Они заведовали разнообразными областями деятельности: строительством государственных зданий, ирригационной системы и т.п. Вельможи были очень богатыми и не платили налоги.
Почти такими же правами обладали и жрецы (заведующие храмами). Они считались подобными богам, и поэтому также не имели почти никаких обязанностей. Жрецы тоже освобождались от налогов.
Были и специальные «царские люди». Они служили в храмах, во дворце фараона, в государственной армии.
Земледельцы стояли наравне с ремесленниками. Эти группы населения платили натуральные налоги, а также, раз в год, должны были участвовать в государственных работах: прочистке ирригационной системы, строительстве пирамид и т.п.
Самой бесправной группой населения были рабы. Как правило, это были захваченные в плен воины и должники. Рабы прислуживали жрецам, царским людям и вельможам.
Также была совершенно особая группа людей - писцы. Эти люди являлись курьерами фараона и разговаривали с народом от его и ...........
мени.
Все население, от самых
высокопоставленных людей до беднейших
слоев безжалостно облагалось налогом.
С крестьянами и
Чиновники обладали
богатствами и могуществом
Египтяне, находившиеся
на любой ступени социальной лестницы,
платили налоги с не большей охотой,
чем сегодня это делаем мы. Конечно
же существовали многочисленные жалобы
на то, что имущество, подлежащее обложению
налогом, оценивалось неправильно, имелись
случаи вымогательства и несправедливости.
3. Монополия фараона
на землю, торговлю, сырье и
ремесла
Как уже отмечалось
ранее, отличительной чертой восточного
типа хозяйства являлась государственная
собственность на землю и ирригационные
сооружения. Фараоны, общинная знать (номархи)
занимали господствующее экономическое
положение. В царских, храмовых и частных
хозяйствах трудились рабы и зависимые
общинники. В период голода храмы открывали
для земледельцев свои зернохранилища,
а общинники за это должны были работать
по «полях бога».
Царское хозяйство,
поставлявшее все необходимое для
«дома фараона», было достаточно развитым.
Фараоны контролировали храмовые хозяйства,
конфисковывали общинные пустоши. Расширение
государственного хозяйства сопровождалось
раздачей земель сановникам. Появились
хозяйства вельмож. Их земли обрабатывали
«рабочие отряды», которым выделялся тягловый
скот, семена для посева.
Государство, объединив
людей, сохранило прежнюю общинную
обязанность - вести общее хозяйство,
превратив ее в государственную
трудовую повинность. Посредством общественных
работ восточные правители
Земледельцы - общинники
- это даровая рабочая сила, которую
не нужно покупать, кормить, одевать.
Труд этих людей можно было расходовать
очень расточительно. В отличие
от рабов античных государств, которые
находились в собственности отдельных
рабовладельцев и использовались в
частных интересах, эта огромная
трудовая армия применялась
Каждый крестьянин
должен был определенную часть года
отработать на государственных работах
- на полях фараона и храмов, строительстве
оросительных систем, пирамид и храмов.
Трудовые повинности в пользу фараона
имели огромное значение для экономики
Древнего Египта. Существовало даже «ведомство
поставщика людей» с тюрьмой для
уклонявшихся от повинностей. Государственные
повинности распространялись на все население.
Сохранились записи об организации людей
в «пятерки» и «десятки» во главе с «руководителем
работ». Выполнение работ контролировалось
особыми чиновниками - «счетчиками людей»,
кроме того, существовало разветвленное
ведомство по сбору налогов. Особая роль
государства с громадным аппаратом управления
обусловила особый тип бюрократии. Макс
Вебер не без остроумия отмечал, что в
Египте бюрократическая централизация
никогда не могла бы достичь той степени
совершенства, которой она достигла, без
естественного разлива Нила.
Восточные общества
- это общества с жесткой иерархией.
Собственность и власть в Древнем
Египте были слиты воедино. На вершине
пирамиды находился фараон. Его абсолютная,
деспотическая власть освящалась религией.
Все чиновники целиком
находились в зависимости от фараона,
получая от него жалованье деньгами
или натурой. Нередко жалованье
было единственным источником их дохода.
Часть чиновников и военачальников владела
земельными участками, дворцами, слугами,
но лишь до тех пор, пока состояла на службе.
Фараон мог лишить их этих благ, если они
становились ему неугодными. Социальное
положение, богатство зависели не от природных
качеств, профессионализма, предприимчивости,
деловитости человека, а от близости к
вершине пирамиды - чем ближе к ней, тем
большими благами, возможностями, в том
числе экономическими, он обладал.
Государственным характером
хозяйства определялось и положение
земледельца. Он жил в собственном
доме с семьей и вел хозяйство,
но даже зерно для посева, рабочий
скот для обработки земли он получал
на время от государства. Выращенный
урожай фактически находился в распоряжении
государства: земледельцу оставляли
ровно столько, сколько было необходимо
для жизни его семьи. Большая
часть шла на государственные
склады.
Ремесло носило централизованный
характер. Нужно отметить, что в
ремесле в течение долгого
времени металл не вытеснял камень.
Египтяне знали бронзу, но она была
материалом для украшений и оружия,
а не для изготовления орудий труда.
В конце истории Древнего Египта
появилось железо, считавшееся драгоценным
металлом. Кроме ремесленника, работавшего
дома или в собственной мастерской,
существовали крупные государственные
предприятия с подетальным разделением
труда. Помимо стекольных, текстильных,
гончарных мастерских имелись дворы «молольщиц
муки», хлебопекарни, «общественные кухни»,
выпускавшие готовую пищу, которой, например,
кормили строителей пирамид.
Информация о работе Основные черты экономики Древнего Египета