Диагностика финансового состояния ЧТСУП « Ренекс РТ»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 13:17, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы дипломной работы состоит в том, что каждая коммерческая организация для осуществления своей финансово - хозяйственной деятельности, взаимодействуя с различными контрагентами, должна быть финансово устойчивой и платёжеспособной для продолжения своей деятельности.
Объектом исследования дипломной работы является ЧТСУП «Ренекс РТ»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..8
1.1 Содержание, формы, принципы диагностики финансового состояния организации………………………………………………………………………...8
1.2 Особенности формирования диагностики финансового состояния………...16
1.3 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия и методы их расчета………………………………………………………………..24
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧТСУП «РЕНЕКС РТ»………………………………………………………………………………...…33
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации…..…………33
2.2 Анализ структуры активов и пассивов баланса ЧТСУП « Ренекс РТ»……..42
2.3 Оценка платежеспособности и финансовой устойчивости ЧТСУП « Ренекс РТ» …………………………………………………………………………………..48
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЧТСУП « РЕНЕКС РТ»…………………………………………………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….…79

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 259.34 Кб (Скачать)

б) учебная диагностика. Эта диагностика осуществляется для обучения консультантов и работников фирм.

в) исследовательская диагностика. Она имеет место в случае испытания новых приемов и методов диагностики.

Пятый вид – это разделение по широте охвата:

а) общая диагностика. Она охватывает все стороны деятельности фирмы.

б) специальная диагностика. Эта диагностика проводится только для определенного направления деятельности. Это может быть только анализ финансовых результатов, либо исследование только эффективности использования капитала и т.д.

Шестой вид – это разделение по времени действия:

а) краткосрочная диагностика:

б) долгосрочная диагностика.

В современной экономической литературе выделяют две формы диагностики финансового состояния фирмы.


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Формы диагностики финансового состояния

Источник:[5]

 

Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния фирмы. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов. Представляется целесообразным следующее положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов диагностики финансового анализа [5].

Суть принципа чрезвычайно проста — для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений.

Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным, шагом финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями "информация" и "данные". Данные обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным образом, количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин "информация" предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования [5].

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  2- Инструментарии финансовой диагностики фирмы

Источник: собственная разработка

 

Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным, шагом финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями "информация" и "данные". Данные обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным образом, количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин "информация" предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования [5].

Первый этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим:

  1. баланс;
  2. отчет о прибылях и убытках;
  3. отчет о движении денежных средств.

Исходя из этих документов можно получить обобщающие данные. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств фирмы, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.

Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

Данный инструментарий финансовой диагностики иллюстрирует следующее положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с какими-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления:

а) показатели данного фирмы за предшествующие периоды времени;

б) аналогичные показатели других фирм, принадлежащих той же отрасли (обычно фирм-конкурентов).

Третий инструментарий финансовой диагностики — это традиционный набор финансовых коэффициентов.

Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности фирмы признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит к группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). На самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой "маржей продаж" и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент фирмы от излишнего увеличения оборачиваемости. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

После определения структуры финансовых показателей возникает вопрос о временном аспекте диагностики, т.е. когда и в каком объеме производить диагностику фирмы. Данное положение может быть охарактеризовано с помощью принципа временной согласованности финансовой диагностики. Согласно этому принципу диагностика фирмы должна производиться согласно определенному временному регламенту. Наиболее привлекательным с практической точки зрения представляется регламент диагностики, при котором:

  1. один раз в году (в период подготовки годового отчета) производится фундаментальная диагностика, предполагающая использование всего диагностического инструментария;
  2. ежемесячно производится оценка ограниченного количество показателей по результатам текущего месяца (обычно это делается в первых числах последующего месяца).

Последняя процедура носит название "мониторинга" деятельности фирмы. В процессе мониторинга осуществляется контроль показателей, которые характеризуют оперативные результаты деятельности. В частности, в состав показателей мониторинга не имеет смысла вводить показатель прибыльности активов или собственного капитала. Данный показатель является интегральным, он формируется в течение всего года. В то же время в состав показателей мониторинга следует обязательно включить показатель валовой прибыльности (отношение валовой прибыли к выручке). Эту характеристику следует рассчитывать как можно чаще, чтобы вовремя обнаружить негативную тенденцию ухудшения операционной эффективности фирмы.

В качестве последнего положения финансовой диагностики выступает принцип законченности, суть которого состоит в том, что когда рассчитаны все финансовые коэффициенты, сделан горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности и описаны ее особенности характерные для анализируемого периода, необходимо сделать выводы, ради которых, собственно, и были выполнены все указанные выше работы. Представление таких выводов должно быть лаконичным и конструктивным, т.е. направленным на поиск путей улучшения деятельности компании. В качестве такого представления может быть рекомендован формат так называемого SWOT-анализа. Все множество факторов деятельности компании группируется по четырем областям:

S (Strengths) — сильные стороны деятельности фирмы;

W (Weaknesses) — слабые стороны деятельности фирмы;

O (Opportunities) — возможности фирмы, позволяющие ему улучшить свое положение;

T (Threats) — угрозы (опасности), с которыми может столкнуться фирма на пути улучшения своей деятельности.

В рамках каждой группы необходимо сформулировать несколько (не более десяти) лаконичных утверждений — выводов по результатам диагностики. Эти утверждения должны быть связаны с какими-либо показателями или свойствами фирмы. Например, "за текущий период ухудшились показатели оборачиваемости, о чем свидетельствует увеличение длины финансового цикла", или "показатели маржинальной прибыли стабильны". Важно различать сферы ответственности отмеченных выше групп. Первые две буквы S и W "отвечают" за текущее состояние фирмы, в то время как две другие O и T связаны с прогнозом состояния фирмы на ближайшую перспективу.

Прагматическая целесообразность SWOT-анализа заключается в том, что он делает попытку конструктивного улучшения результативности деятельности фирмы. На основе этих основных позиций SWOT-анализа менеджмент фирмы должен сформулировать рекомендации по основным направлениям улучшения деятельности. Только тогда процесс диагностики можно считать законченным [20].

Таким образом, диагностика финансового состояния фирмы - это процесс распознавания диспропорций и оценки особенностей функционирования фирмы, включающий целенаправленное исследование, анализ полученных результатов и их обобщение, а также нахождение путей устранения существующих диспропорций. Содержание и основная целевая установка диагностики финансового состояния – это оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Существует несколько видов экономической диагностики:

1) разделение по времени проведения (предварительная, текущая);

2) разделение по способам проведения (с привлечением внешних консультантов  или только с привлечением  сотрудников);

3) разделение по применяемым  методам (активная, пассивная);

4) разделение по целям консультирования (практическая, учебная, исследовательская);

5) разделение по широте охвата (общая, специальная);

6) разделение по времени действия (краткосрочная, долгосрочная).

Финансовый инструментарий диагностики финансового состояния весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов.

 

1.2 Особенности  формирования диагностики финансового  состояния организации

финансовый прибыль дебитор кредитор

Важной составной частью механизма управления финансовой деятельностью фирмы являются системы и методы его анализа. Финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния и основных результатов финансовой деятельности фирмы с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспечения эффективного развития. Своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния фирмы и его платежеспособности – главная цель диагностики финансового состояния фирмы.

Содержание диагностики составляют:

а) анализ результатов деятельности фирмы;

б) анализ основных бизнес-процессов фирмы.

Диагностика начинается с обзора основных показателей деятельности фирмы. В ходе этого обзора необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • имущественное положение фирмы на начало и конец отчетного периода;
  • условия работы фирмы в отчетном периоде;
  • результаты, достигнутые предприятием в отчетном периоде;
  • перспективы финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Имущественное положение фирмы на начало и конец отчетного периода характеризуются данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Информация об изменении в организационной структуре управления, открытии новых видов деятельности фирмы, особенностях работы с контрагентами и др. обычно содержится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности. Результативность и перспективность деятельности фирмы могут быть обобщенно оценены по данным анализа динамики прибыли, а также сравнительного анализа элементов роста средств фирмы, объемов его производственной деятельности и прибыли. Информация о недостатках в работе фирмы может непосредственно присутствовать в балансе в явном или завуалированном виде [21].

Информация о работе Диагностика финансового состояния ЧТСУП « Ренекс РТ»