Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель написания курсовой работы – изучить сущность, инструменты и модели денежно-кредитной политики на уровне теории, проанализировать перспективы ее дальнейшего развития и усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ 5
2. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2.1. Инструменты денежно-кредитной политики 11
2.2. Цели денежно-кредитной политики 16
3. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
3.1. Кейнсианская теория денег 17
3.2. Монетаристский подход 19
3.3. Модель IS-LM 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Схема взаимодействия монетарной политики и финансовой стабильности 31
Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год 32
Учреждение
образования Федерации Профсоюз
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
Кафедра мировой экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Денежно-кредитная
политика: понятие,
основные инструменты, модели»
по дисциплине «Макроэкономика»
Студент:
Черкас К. И.
Курс I
Группа 1022зс
Факультет МЭО и М
Специальность Менеджмент
Руководитель:
Старший преподаватель
Назарова С.Ф.
Минск, 2011
CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – Денежно-кредитная политика: понятие, основные инструменты, модели. Эта тема была выбрана не случайно, в виду ее актуальности. Ведь одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования включает методы, инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.
Цель написания курсовой работы – изучить сущность, инструменты и модели денежно-кредитной политики на уровне теории, проанализировать перспективы ее дальнейшего развития и усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
В первой главе рассмотрены общие понятия денежно-кредитной политики на уровне теории, ее компоненты, проводимые операции.
Во второй главе охарактеризованы основные инструменты денежно-кредитной политики. Здесь же рассказано о целях, которые стоят перед денежно-кредитной политикой.
В третьей главе рассмотрены такие модели денежно-кредитной политики как кейсианская, монетаристская и модель IS-LM.
В своей работе
я попытаюсь рассмотреть основн
При написании курсовой работы использованы материалы из учебных пособий и интернета.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования при дальнейшем рассмотрении вопросов, касающихся организации и проведения денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика — это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы.
Основная задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны.
Осуществляет кредитно-денежную политику Центральный банк или организации, выполняющие функции Центрального банка (Федеральная резервная система в США). Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.
Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.
Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.
Отрицательным
моментом по сравнению с бюджетно-
У центрального банка есть три возможности:
Кредитно-денежная политика бывает стимулирующей и ограничительной. Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) в целях активизации экономической активности в стране. Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВНП.
В большинстве стран мира банковская система является двухуровневой: первый уровень банковской системы составляют центральные банки, второй уровень - коммерческие банки. Помимо банков кредитную систему государства формируют небанковские кредитно-финансовые организации, к которым относятся: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, ломбарды и т.п.
Центральные банки выполняют следующие основные функции:
Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов юридических и физических лиц и предоставление кредитов небанковскому сектору экономики (предприятиям и организациям всех отраслей производства и непроизводственной сферы, а также населению. За привлеченные средства (депозиты) банки выплачивают вкладчикам проценты. Аккумулируя средства вкладчиков, банки далее используют часть этих средств для предоставления кредитов небанковскому сектору, за что получают проценты.
Предоставление кредитов производится с учетом следующих основополагающих принципов кредитования: срочности, возвратности, платности, обеспеченности предоставляемых средств, их целевого назначения и дифференцированного подхода к заемщикам.
Принцип возвратности означает необходимость возмещения заемщиком полученных средств в полном объеме. Это, в свою очередь, предполагает, что, предоставляя кредит, банк должен быть уверен в платежеспособности заемщика на момент возвращения кредита, что, как правило, подтверждается соответствующими расчетами. Для выполнения этого принципа кредиты выдаются, как правило, под эффективные (прибыльные) проекты, или же заемщикам, платежеспособность которых не вызывает сомнения. Как известно, невозвращенные кредиты являются одной из основных причин, вызывающих банкротство банков.
Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен к строго заданному сроку. При несоблюдении этих сроков к нарушителям предъявляются специальные санкции (повышенные проценты, пени и т.п.).
Принцип платности означает, что за ссуженные денежные средства взимается процент. Уровень кредитного процента, зависит от степени риска невозврата выданных средств, их размера и срока кредита. На ставку процента влияние оказывает также общая ситуация на денежном рынке: средневзвешенные ставки по кредитам и депозитам, учетная ставка центрального банка, ставка процента на рынке межбанковских кредитов. Ставка процента определяется также соотношением заемных и собственных средств коммерческого банка (при преобладании собственных средств ставка процента будет ниже в силу отсутствия необходимости платить за них банковский процент).
Принцип обеспеченности означает, что банк должен быть подстрахован от возможного невозврата кредита путем привлечения к выполнению обязательств по кредиту третьих лиц или залога имущества заемщика. В качестве обеспечения кредита выступают обычно: поручительство, гарантия, залог, страхование. Поручительство применяется при предоставлении кредита физическим лицам: в этом случае поручитель (юридическое или физическое лицо) обязуется взять на себя выполнение обязательств по возврату средств за заемщика в случае его неплатежеспособности. Гарантия используется при предоставлении кредита юридическим лицам, а в качестве гаранта в этом случае выступает другое юридическое лицо, платежеспособность которого не вызывает сомнения. Залог предусматривает предоставление банку заемщиком товарно-материальных ценностей или недвижимости (в случае твердого залога) или документов на них (в случае мягкого залога), собственность на которые будет передана банку в случае невозврата кредита. Наконец, договор страхования предусматривает ответственность страховой компании за невозвращение кредита или процентов по нему в означенный срок.
Принцип целевого назначения реализуется в предоставлении крупных кредитов на строго определенные цели, вероятность достижения которых может быть заранее просчитана банком. Это позволяет существенно снизить риск потери денег. В этой связи банк осуществляет строгий контроль за использованием средств и в случае нарушения их целевого использования может приостановить дальнейшее финансирование проекта.
Наконец, принцип дифференцированного подхода предполагает расчет определенных коэффициентов, в соответствии с которыми заемщик относится к той или иной группе «риска», на основании чего банк решает вопрос о предоставлении или непредоставлении кредита и условиях кредитования.
В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука" личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной деятельности.
Существует три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долгосрочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регулирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.
Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является центральный банк. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.
Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно использоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усиливали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).
Информация о работе Денежно-кредитная политика: понятие, основные инструменты, модели