Денежно-кредитная политика: понятие, основные инструменты, модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – изучить сущность, инструменты и модели денежно-кредитной политики на уровне теории, проанализировать перспективы ее дальнейшего развития и усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:

Оглавление

CОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ 5
2. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 11
2.1. Инструменты денежно-кредитной политики 11
2.2. Цели денежно-кредитной политики 16
3. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 17
3.1. Кейнсианская теория денег 17
3.2. Монетаристский подход 19
3.3. Модель IS-LM 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Схема взаимодействия монетарной политики и финансовой стабильности 31
Основные направления денежно–кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год 32

Файлы: 1 файл

!КУРСОВАЯ.doc

— 2.96 Мб (Скачать)

В зависимости  от конкретных целей денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция — предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По форме  инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений.

Под инструментами  рыночного характера подразумеваются  способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики.

Основными инструментами  денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми центральным банком, являются:

  • установление обязательной нормы резервирования;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • операции на открытом рынке.

Изменение норм резервирования — один из старейших  и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в 1863 г.

Они выполняют  две основные функции: создают условия  для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой  инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кредитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает, поскольку центральные банки все большее предпочтение отдают более гибкому инструменту регулирования.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия  на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях. Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит:

  • от вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);
  • от размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы  обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения. В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение. Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные  резервы хранятся в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы — суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.

Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%.

Политика установления норм резервирования в качестве эффективного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а, следовательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным для использования.

Операции на открытом рынке — покупка и  продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

Операции на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал  денежно-кредитного регулирования  экономики. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели — денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей — на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.

    1. Цели денежно-кредитной политики

Среди целей  денежно-кредитной политики выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели. К ним относят:

  • быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
  • низкую безработицу;
  • стабильные цены;
  • устойчивый платежный баланс.

Конечные цели осуществляются кредитно-денежной политикой, которая наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики является важным направлением экономической политики государства.

Достижения  поставленных целей центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования:

  • денежную массу;
  • ставку процента;
  • обменный курс.

Эти цели реализуются  в рыночной экономике посредством  косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты центрального банка и его цели.

 

 

  1. МОДЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

Длительное  время среди экономистов ведутся  дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: модернизированной кейнсианской теории, с одной стороны, и современной количественной теории денег (монетаризм) - с другой. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов – само предложение денег.

    1. Кейнсианская теория денег

Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области  теории денег, следующие:

Рыночная экономика  представляет собой неустойчивую систему  со многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.

Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению номинальном ВНП. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:

Y=C+G+I+NX,

где Y − номинальный объем ВНП, 

С − потребительские расходы,

G − государственные расходы на покупку товаров и услуг,

I – частные плановые инвестиции,

NX – чистый экспорт.

Кейнсианцы  отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег  и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

 Первоначально,  Дж. М. Кейнс, считая процент  важнейшим параметром, отдает предпочтение  денежно-кредитному регулированию.  Он полагает, что с помощью  государственного вмешательства  на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

Для этого Кейнс  предлагает проводить политику дешевых  денег. Увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично – для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

Однако практика показала, что в условиях глубокого  спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.              

Информация о работе Денежно-кредитная политика: понятие, основные инструменты, модели