Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современнойэкономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

Оглавление

Введение 3

I. Содержание денежно-кредитной политики: 5

а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5

б) Выбор индикаторов; 6

в) Условия применения и воздействия. 7

II. Механизм денежно-кредитной политики: 8

а) Классификация методов; 8

б) Политика процентных ставок; 9

в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11

г) Политика обязательных резервов; 12

д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12

е) Политика открытого рынка. 13

III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
15

Заключение. 22

Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 95.15 Кб (Скачать)

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного

предложения. Термин "операции на открытом рынке" относится  к покупке и

продаже государственных  облигаций коммерческим банкам и  населению в целом.

Этот механизм денежно-кредитного регулирования  обладает преимуществом

гибкости - государственные  ценные бумаги можно продавать или  покупать в

больших или меньших  количествах, и его воздействие  на резервы банка

осуществляется  достаточно быстро. Кроме того, по сравнению  с изменением

резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и

опосредованно.

Политика открытого  рынка представляет собой ориентированный  на гибкое

регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично

сочетаться с  набором "реальной" процентной ставки в качестве индикатора

денежно-кредитной  политики и успешно включаться в  традиционные методы

интервенции на денежном рынке со стороны центрального банка, который всегда

выбирает для  себя в качестве мишени интервенции  процентную ставку.

Основным условием функционирования этого метода является наличие в стране

рынка ценных бумаг, покупка и продажа которых  позволяют центральному банку

оказывать воздействие  на денежный рынок и потенциальные  возможности

коммерческих банков в предоставлении кредитов клиентуре. Регулирующая функция

центрального банка  состоит в том, что он по своей  инициативе покупает или

продает банкам второго  уровня на выгодных для них условиях ценные бумаги,

государственные облигации, коммерческие векселя и  т.д. В случае продажи

ценных бумаг  поглощается свободный капитал  денежного рынка, сокращается

кредитоспособность  банков и создается возможность  кредитной рестрикции. И

наоборот, при покупке  ценных бумаг происходит прилив дополнительных ресурсов,

расширяются кредитные  возможности коммерческих банков, возникают

благоприятные условия  для кредитной экспансии. В обоих  случаях колебания

соотношений спроса и предложения на ссудные ресурсы  улавливаются процентной

ставкой денежного  рынка, движение которой совпадает  с направлением

осуществляемой  денежно-кредитной политики. Наиболее часто и эффективно этот

метод применяется  в странах с развитым рынком государственных  ценных бумаг.

При умелом использовании  политика открытого рынка считается  наиболее гибким и

мощным инструментом денежно-кредитной политики развитых стран. Операции

открытого рынка  сегодня почти повсеместно превратились в доминирующий рычаг

воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу.

             4. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ            

                      в РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.                     

Современное состояние  нашей экономики можно с достаточной  точностью

охарактеризовать  как кризисное, причем этот процесс  охватывает практически все

сферы экономической  жизни общества, в том числе  и денежно-кредитную систему. В

то же время  бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического

регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации  в рыночное

хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести  поиски в области

создания теории переходного периода с выстраиванием  и обоснованием определенной

иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее  время.

[10]

Различные варианты между этими крайними позициями  показывают Центральному

банку возможность  выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и

норму процента, так  и на объем обращающейся денежной массы.

Отдельные государственные  деятели, экономисты и чиновники  оценивают

проводимую в  стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е.

ограничивающую  возможности развития производства.

Промежуточные цели, которые могут подлежать контролю со стороны Центрального

банка, включают в  себя совокупность показателей экономической  системы,

характеризующих: а) объем денежной массы; б) размеры  предоставленных кредитов;

в) структуру и  изменение объема национального  дохода; г) колебания различных

индексов. Используется также ряд показателей, характеризующих  политическое

положение страны: а) торговый и платежный баланс; б) обменный курс национальной

денежной единицы  к стабильным валютам и так  далее.

[11]

Поэтому в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой  в стране

на каждом конкретном этапе экономического развития Центральным  банком должна

вырабатываться  присущая этому этапу концепция  денежно-кредитного

регулирования. Тем  самым будут четко формироваться  цели проводимой в

республике денежно-кредитной  политики и предоставляться возможность  для путей

их достижения.

Для развития конкурентного  рынка в республике особый интерес  представляют

описанные в ряде литературных источников так называемые "вспомогательные"

методы регулирования  денежно-кредитной сферы, среди которых  можно выделить

следующие: [12]

1) валютные интервенции  - купля-продажа валюты с целью  влияния на текущий

курс национальной денежной единицы;

2) тергетирование - выбор основных ориентиров роста  одного и более

показателей денежной массы;

3) допуск к рынку  - регулирование процесса открытия  новых банков, в том числе

иностранных;

4) регулирование  фондовых и фьючерсных операций  через официальное

установление маржи, то есть реального денежного взноса по совершаемой сделке

и другие;

5) норма обязательного  инвестирования для банков и  других инвестиционных

институтов в  государственные ценные бумаги.

В силу сложившихся  условий финансирования экономики  и функционирования рынка

ссудного капитала эти меры монетарного регулирования  в течение переходного

периода к рынку  будут иметь приоритетное значение по отношению к

"классическим  методам".

На этапе переходной к рынку экономики, когда государство  еще может оказывать

значительное воздействие  на экономическую ситуацию, особую роль могут сыграть

такие средства как  количественный и, что особенно важно, качественный контроль

кредита (так называемое "селективное кредитование" - метод  рационирования

кредита).[13] Экономическая нагрузка

селективного кредитования заключается в возможности применения

административного контроля Центрального банка за предоставляемыми коммерческим

банкам кредитами  в соответствии с обозначенными  приоритетами конкретной

экономической программы. Это означает, что объектом регулирования  являются

рынки банковского  кредитования и в первую очередь, краткосрочного (причина

приоритетности  краткосрочного кредитования кроется  в преобладании в нашей

экономике косвенных  форм финансирования (посредством банковской системы),

основная часть  которого идет на пополнение оборотных  средств предприятий).

На непродолжительном  временном интервале применение этого средства контроля

денежно-кредитной  сферы создаст определенный эффект, который проявится в

последующие воспроизводственные  циклы. Снижение роли селективного

регулирования кредита  может иметь место только в  соответствии с повышением

экономической значимости "классических методов", создания благоприятной

рыночной конъюнктуры  для их реализации.

Наиболее реальным для создания условий реализации основных методов

денежно-кредитного регулирования в соответствии с  Западной моделью является

развитие операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Изучение опыта  западных стран показывает, что экономическое  значение облигаций

в период создания и развития фондовых рынков (рынков ценных бумаг) значительно

возрастает по сравнению с акциями, коммерческими  векселями и др.

[14]

Успешная реализация экономической роли облигаций, как  успех экономических

преобразований  вообще, связаны прежде всего с  реальной перспективой

формирования в  республике финансового рынка, включающего  как долгосрочные

рынки капиталов (облигаций), так и краткосрочный денежный рынок, а также

рынков акций. Без  создания такого рыночного института  невозможно свободное

движение денежных средств из одних сфер народного  хозяйства в другие,

безэмиссионное  покрытие бюджетного дефицита республики. Поэтому на начальных

этапах развития рыночных отношений финансово-кредитная  политика должна быть

направлена на организацию рынка ценных и создание необходимой для его

функционирования  инфраструктуры.

Способы использования  процентной политики (изменение учетной  ставки) как

средства регулирования  кредитно-денежной сферы известны и  определяются

конкретным содержанием  проводимой кредитной политики: кредитных  рестрикций

или кредитной  экспансии. В тоже время, учитывая предлагаемое сегодня

направление на снижение доли кредитных вложений банков в  народное хозяйство

республики ( то есть кредитную рестрикцию как стержень банковской политики),

нельзя не принимать  во внимание темпы разгосударствления собственности и

пополнения ею товарного рынка. В данном случае вполне очевидно, что политика

в отношении ссуд для выкупа госимущества должна носить избирательно-

поощрительный характер. Это даст возможность расширения конкретного спроса на

рынке госимущества и позволит провести приватизацию в  намечаемых темпах и

размерах. Основным здесь будет вопрос о банковском контроле за целевым

использованием  выделяемых ссуд.

Полная либерализация  процента на рынке краткосрочных  капиталов будет

свидетельствовать о постепенном переходе денежно-кредитной  политики к

использованию возможностей, открываемых учетной ставкой  в плане воздействия

на финансовый рынок республики. Однако сегодня  необходимо учитывать

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современнойэкономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь