Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
15
Заключение. 22
Список литературы. 23
банкротства предприятий кредитная рестрикция снижает риск краха банков.
Противоположный тип политики - кредитная экспансия. Она проводится с целью
оживления экономики и расширения занятости населения за счет расширения
кредитования и поощрения инвестиций. При этом, наоборот, процентные ставки
снижаются, изменяются в сторону уменьшения нормы обязательных резервов. На
открытом денежном рынке центральный банк выступает покупателем
государственных ценных бумаг, создает более льготные условия для
предоставления кредитов хозяйствам и населению.
Оба вида воздействия - денежное в первом случае, кредитное во втором -
взаимосвязаны, именно поэтому речь может идти о денежно-кредитной политике в
целом. Например, инструменты, предназначенные для контроля над количеством
денег в обращении- влияют одновременно на структуру портфеля банков и
косвенно на уровень и структуру процентных ставок.
[5]
Политика процентных ставок
Ссудный процент - основной атрибут кредита. Как выразитель кредитных
отношений, он является объектом и одновременно рычагом государственного
регулирования экономики на макро- и микроуровнях. Поэтому он обязательно
присутствует в системах регулирования экономики всех цивилизованных
государств. В системе
рычагов регулирования
иной инструмент, который превосходил бы банковский процент по степени
доступности, дешевизне и простоте. Вместе с тем наличие процента не означает
автоматическое возникновение процентной политики, отражающей конъюнктурное
состояние экономики и сообщающей в то же время экономике определенные
макроэкономические импульсы.
В системе денежно-кредитной политики процентные ставки выполняют тройную роль:
1. являются индикатором монетарной стратегии;
2. выступают каналами
трансмиссии импульса этой
3. служат гибкими
инструментами образования
кредитных ресурсов от кредиторов к заемщику.
Трояко проявляются и регулирующие функции политики процентных ставок:
1) регулирование
уровня сбережений и
2) регулирование уровня деловой активности;
3) воздействие на уровень инфляции.
Политика процентных ставок предусматривает главным образом три цели:
благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентных ставок на
кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной валюты на
валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Реализация этих
целей вызывает иногда обратное движение процентных ставок на денежном рынке,
при этом первая оправдывает понижение этих ставок, вторая и третья - их
повышение. Противоречия,
возникающие между этими
нарушениям, неблагоприятного воздействия которых не удается избежать.
[6]
Допустимый "разгул" инфляции, чрезмерные её темпы значительно деформируют
процентные ставки, ослабляя их регулирующие функции. Для наиболее полного
использования этого важнейшего инструмента денежно-кредитной политики
требуются в совокупности пять условий:
1. Прежде всего,
оптимизация уровня
их чувствительность к возможным резким колебаниям процентных ставок.
2. Сокращение доли бонифицированных займов для последующего расширения базы
воздействия монетарных властей.
3. Развитие кредитов по колеблющимся ставкам и снижение уровня трансформации
краткосрочных ресурсов в долгосрочные, чтобы избежать повышения процентных
ставок, слишком неблагоприятного для кредитных институтов.
4. Умеренные темпы "ползучей" инфляции или полное её отсутствие.
5. Существование
развитого денежного рынка,
банки могут иметь необходимую ликвидность, уровень которой обеспечивается и
регулируется интервенцией центрального банка.
Регулирующие функции процентных ставок осуществляются через их уровень и
динамику, в которых, собственно и получает свое выражение процентная
политика.
Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в
стране, темпы инфляции, напряженность кредитного рынка и воздействие внешних
факторов, если экономика является открытой. Величина и динамика процента
отражаются в движении нормы процента. Норма ссудного процента, как правило,
характеризуется изменчивостью, амплитуда которой иногда не поддается обычному
представлению.
Государство и центральный банк не беспредельны в своих возможностях повышать
процентные ставки. Максимальная величина процента - величина самой прибыли.
Чрезмерно высокий уровень процентных ставок вызывает целый ряд негативных
процессов: ослабление инвестиции производственного назначения, существенное
снижение деловой активности, сокращение занятости.
В настоящее время существует множество видов процентных ставок в зависимости
от характера и длительности ссуды, объекта кредитования, платежеспособности
заемщика и т.д.
Различают официальную
финансового рынка, процент на банковский кредит и на ценные, дебиторские и
кредиторские ставки и т.д.
В ряде стран учетная ставка является официальной ставкой центрального банка и
выступает основой для проведения дисконтной политики. Под дисконтной
политикой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм
процента, по которой происходит переучет векселей при необходимости обращения
их в банковские кредиты. Так происходит трансформация коммерческого кредита в
банковский. Однако этот инструмент не позволяет контролировать предложение
денег банками в полной мере, так как основное его предназначение в настоящее
время значительно изменилось. Кроме того, изменение учетных (дисконтных)
ставок не отражает того влияния, в котором могут быть уверены монетарные
власти.
Стабильность учетных ставок расценивается как стабильность экономики
небанковскими агентами (промышленные, сельскохозяйственные и т.д.) и как
стабильность денежно-
соответственно интерпретируются как развитие одновременно экономической
активности и денежно-кредитной политики. В этом смысле дисконтная ставка
служит индикатором осуществляемой денежно-кредитной политики.
Относительный уровень дисконтного процента определяет также величину
свободных резервов, к которым стремятся банки. Действительно, если дисконтный
процент, например, выше нормы рыночного процента, учреждения вынуждены в
меньшей степени занимать у центрального банка, следовательно, увеличивать
свои свободные резервы и меньше предоставлять кредиты.
Регулирование с "помощью" процентных ставок не следует смешивать с
регулированием самих процентных ставок. Между различными видами процентных
ставок имеется определенная связь и взаимозависимость. В частности, ставки
денежного рынка на краткосрочные ссуды отражаются непосредственно на базовой
банковской ставке, на основе которой все банки рассчитывают стоимость
предоставляемых ссуд дифференцированных по видам заемщиков.
Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной
политики правительства. Центральный банк страны выступает на этом рынке то в
качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы
оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом,
на уровень процентных ставок рынка.[7]
Определенная зависимость между ставками на краткосрочные и долгосрочные
кредиты имеет наибольшее значение для крупных и средних предприятии,
поскольку обусловливает инвестиционную политику.
В многообразии видов процентных ставок объективно существует разграничение на
ставку дебитора, процент, устанавливаемый банками в качестве платы за
предоставляемые кредиты, и ставку кредитора, процент, выплачиваемый банками в
качестве вознаграждения за привлекаемые ресурсы. В целом процентные ставки
как бы отражают два основных аспекта монетарной политики: контроль за
центральной ставкой - ставкой денежного рынка, определяющей стоимость кредита
и являющейся элементом, образующим поведение клиентов, и прямое фиксирование
дебиторских и кредиторских ставок.
Спрос на банковский кредит не всегда эластичен относительно колебаний
процентных ставок. Все зависит от соотношения номинальной и реальной
процентных ставок и особенно от уровня последней. Чтобы быть эффективной,
денежно-кредитная политика должна поддерживать "реальный" процент
положительным, что означает установление номинального процента в зависимости
от ожидаемый темпов инфляции. Монетарные власти своей интервенцией на
денежном рынке и политикой обязательных резервов регулируют процентные ставки
на банковские кредиты.
Существует две категории кредитов: в зависимости от порядка образования их
стоимости, связанной в большей или меньшей степени с условиями рынка, и в
зависимости от позиции администрации в рамках селективной политики. Обычно
условия банковских кредитов определяются в основном изменениями на денежном
рынке, а также учреждениями, которые накапливают свои ресурсы на
облигационном рынке. В последнем случае механизм установления стоимости
кредита относительно прост: путем добавления к базовой банковской ставке
категоричных надбавок (учитывая объем делового оборота предприятий и их
финансовое положение), а также различных комиссионных в зависимости от
оговоренного типа кредита.
При определении стоимости кредита необходимо учитывать следующие моменты:
- комиссионные
не меняются в тех же
понижения ставки банкир может попытаться компенсировать его за счет