Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
15
Заключение. 22
Список литературы. 23
увеличения комиссионных;
- условия некоторых
кредитов определяются
ставок; их изменение может быть, следовательно, относительно независимым от
колебаний этой ставки;
- для некоторых краткосрочных кредитов, доля которых постоянно возрастает,
исходная ставка
непосредственно связана с
В целом же процентная ставка, оплачиваемая клиентами банков, включает два
ценообразующих элемента: стоимость ресурсов (банки трансформируют в исходный
материал финансовые ресурсы, которые имеют свою стоимость) и стоимость
функционирования банков, которая включает и издержки страхования от
экономического риска. Для некоторых категорий заемщиков предусматриваются
процентные льготы, которые могут принимать самые разные формы: скидки
заемщикам или надбавки кредиторам, льготные займы, переучет векселей по
льготным процентам и т.д.
Конъюнктурная гибкость и высокая дифференцированность ставок составляют
основу активной процентной политики - действенного инструмента денежно-
кредитного регулирования экономики.
Ликвидность банков и политика рефинансирования
Воздействие на денежную массу и на процесс воспроизводства центральный банк
осуществляет через банки второго уровня путем изменения их ликвидности.
Рассматриваемые во всей совокупности, банки второго уровня ,как правило,
постоянно нуждаются
в улучшении собственной
Следовательно, методы рефинансирования и уровень процентных ставок,
регулируемые центральным банком, играют исключительно важную роль.
[8]
Применительно к
кредитной системе под
банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме. То есть,
речь идет не только о кредитных, но и кассовых возможностях коммерческих
банков. Банковская ликвидность зависит от величины и характера депозитов, их
структуры. На нее также влияет возможность кредитного учреждения срочно
получить заем на денежном рынке. Здесь еще имеет значение соответствие
структуры активов (кредитных вложений) по срокам и характеру, структуре
пассивов (ресурсов). Например, повышение удельного веса государственных
ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) в банковских активах в
условиях хронического бюджетного дефицита значительно ослабляет ликвидность
кредитной системы.
Существенное влияние на банковскую ликвидность оказывает экономическая
конъюнктура. Застой в экономике побуждает многих изымать свои вклады из
банков, что ухудшает их ликвидность. Массовое изъятие вкладов создает угрозу
краха банков. Именно эта ситуация становится часто причиной реального
банкротства. Ликвидность банков ухудшается также при нарушении оборота
наличных денег,
вызванном устойчивыми
Ликвидность банков возрастает с ростом его денежных резервов. Максимальной
ликвидностью обладает банк, сумма депозитов которого превышает объем
предоставленных кредитов.
Ликвидность коммерческих банков регулируется главным образом путем
рефинансирования (воздействие на спрос и предложение заемных средств) и
влияния на их кредитоспособность (воздействие на предложение кредитов). Под
рефинансированием подразумевается регулирование кредитной помощи, оказываемой
центральным банком коммерческим банкам, поскольку банки второго ранга не
способны полностью
удовлетворять потребности
В наиболее общем виде рефинансирование - это банковская политика в области
финансирования экономики. Оно может осуществляться различными методами в
зависимости от конъюнктуры, желаемой цели, функциональной структуры банков и
степени их зависимости от центрального банка. Наиболее часто применяются
метод переучета (дисконтная политика), операции открытого рынка ("open
market"), различные виды интервенции центрального банка на денежном рынке,
которые могут использоваться либо альтернативно, либо одновременно.
На денежном рынке в качестве продавцов временно свободных ресурсов выступают
предприятия, страховые и финансовые общества и некоторая категория банков,
постоянно имеющие излишние ресурсы в силу их особого статуса. Доминирующую
роль на рынке играет центральный банк, который в конечном счете регулирует
ликвидность банковских учреждений, воздействуя на спрос и предложение.
Политика обязательных резервов
Рефинансирование центральным банком происходит только тогда, когда банки
второго уровня нуждаются в нем. Это условие требует, чтобы банки второго
уровня не были чрезмерно ликвидными, что обеспечивается политикой
обязательных резервов.
Цель политики обязательных резервов - усилить зависимость кредитных
учреждений от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточить
таким образом контроль за их ликвидностью.
Рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны
держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность
создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут свои резервы
недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым
денежное предложение.
Понижение резервной нормы
в избыточные и
тем самым увеличивает
путем кредитования.[9]
Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку влиять на
ситуацию в желаемом для него направлении. По интенсивности применения
политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке,
однако её воздействие на банки наиболее ощутимо.
Последствия изменения норм обязательных резервов не однозначны. Многократные
изменения норм минимальных резервов центральным банком бумерангом сказываются
на ликвидности коммерческих банков и могут привести к значительному нарушению
денежного и финансового равновесия экономики. Следовательно, при неумелом
использовании эта политика может стать своеобразным генератором
нестабильности. Поэтому изменения норм обязательных резервов, за исключением
кризисных периодов, характеризуются невысокими амплитудами (как правило,
повышение на один или половину пункта), и, чтобы банкир не был застигнут
врасплох, часто об этих модификациях объявляют заранее. В конечном счете
политика обязательных резервов усиливает роль центрального банка в
рефинансировании системы.
Политика норм обязательных резервов влияет на финансовый результат
функционирования банков. Действительно, эти резервы, блокированные на текущих
счетах в центральном банке, образуют невознаграждаемую часть активов
коммерческих банков и соответствуют, тем не менее, ресурсам, вкладам
клиентов, порождающим издержки по управлению ими. Стерилизация в
непроизводительной
форме части потенциальных
капитала в виде резервов, далеко не бесплатная, создает определенную
финансовую нагрузку для коммерческих банков. Так, повышение резервов не
только снижает их ликвидность, но и уменьшает их рентабельность ( и наоборот,
когда речь идет о понижении резервов). Стоимость, не приносящая прибыль
(хозрасчетный доход), утрачивает характер капитала для банка, который ею
располагает. В этом смысле рассматриваемый метод приобретает характер
финансовой санкции.
Действенность политики обязательных резервов зависит прежде всего от их
уровня, который не может фиксироваться раз и навсегда. С этой точки зрения
попытка фиксировать
такую норму инструктивным
рассчитано на длительный период времени, лишает этот инструмент гибкости.
Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы.
В периоды, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации
денежной массы и сокращению кредитных вложений, центральные банки вводят
прямое лимитирование кредитов. Метод прямого лимитирования кредитов, простой
по названию, является сложным в применении. Лимитирование кредитов
предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставление
возможности для финансирования приоритетных секторов экономики по процентным
ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки.
Принцип лимитирования в наиболее общем виде сводится к тому, что
устанавливается
кредитный потолок
роста денежной массы.
Регламентирование процентных ставок при лимитировании кредитов позволяет
снизить их на банковские кредиты обычного типа ниже равновесного уровня.
Контроль объема банковских кредитов достигается в основном путем
количественного рационирования, а не путем повышения процентных ставок.
Поощрение приоритетных секторов экономики обеспечивается кредитами с более
льготными процентными ставками.
Общепризнанно, что политика лимитирования кредитов является эффективным
средством регулирования роста денежной массы. В условиях экономической
конъюнктуры, характеризующейся
дефицитностью торгового
безработицы, сильна тенденция к умножению случаев освобождения от
лимитирования кредитов, что благоприятствует максимуму экспорта и обеспечению
занятости. Но чем больше доля лимитированной части в общем объеме кредитов,
тем выше погрешность прогнозов в отношении роста этих кредитов, что может
затруднить реализацию монетарной цели.
Недостатки политики лимитирования кредитов и административного регулирования
процентных ставок достаточно серьезны, чтобы поставить вопрос о
целесообразности поисков других возможностей контроля кредитов и денежной
массы.
Политика открытого рынка