Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа
Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.
Введение 3
I. Содержание денежно-кредитной политики: 5
а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5
б) Выбор индикаторов; 6
в) Условия применения и воздействия. 7
II. Механизм денежно-кредитной политики: 8
а) Классификация методов; 8
б) Политика процентных ставок; 9
в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11
г) Политика обязательных резервов; 12
д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12
е) Политика открытого рынка. 13
III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
15
Заключение. 22
Список литературы. 23
отчетов банков с отчетами других юридических лиц, в уставном капитале которых
банки владеют контрольным пакетом акций.
2. Повышаются требования
по аттестации руководящих
внешних аудиторов.
3. Повышается роль и ответственность советов и учредителей банков за
неудовлетворительное финансовое состояние банков и за разрешение проблем,
связанных с этим.
4. С принятием
закона о банкротстве
банков и процедура назначения (по инициативе советов банков) Национальным
банком временной администрации в случаях потери руководством управления
банком.
5. Прекращается
практика выдачи разрешений
превышающие по размерам установленные нормативы.
6. Разрабатываются
механизм реструктуризации
кредитов банков.
7. Усиливается
надзор за деятельностью
надзорных функций.
8. Усиливаются требования к лицензированию создаваемых банков на основе
тщательного анализа бизнес-планов, организационной структуры, функций на
денежном рынке.
В правовом обеспечении денежно-кредитных отношений:
1. Основными задачами
правового обеспечения
- разработка и проведение правовой политики в области денежно-кредитных
отношений, прогнозирование правовой проблематики, формирование путей и
средств её решения;
- подготовка проектов нормативных актов и указаний;
- разработка предложений
по совершенствованию
2. Реализация этих задач будет осуществляться посредством разработки
и принятия нормативных актов, регламентирующих:
- деятельность кредитных, финансовых и иных учреждений, занимающихся
банковскими операциями, установление условий их открытия, функционирования
и банкротства;
- трастовую, лизинговую,
факторинговую и иную
кредитных отношениях;
- предотвращение "отмывания" денежных средств, полученных и результате
преступной деятельности;
- неукоснительное погашение банковских кредитов на основе прямого действия
законов, на деле создающих
возможность использования
имущества;
- правовое обеспечение использования компьютерных и иных электронных
устройств в деятельности банковских, кредитных и финансовых учреждений для
перевода денег и совершения платежей.
3. Завершается
работа по подготовке
создание единой правовой основы деятельности банковских и специализированных
кредитно-финансовых учреждений.
4. Создание правового
обеспечения денежно-кредитных
на международные стандарты и на сопряжение его с законодательными и
нормативными актами основных экономических партнеров Республики Беларусь.
Следование выделенным принципам макроэкономического (монетарного)
регулирования позволит повысить значимость и результативность денежно-
кредитной политики в области формирования конкурентного рынка, обеспечивая
тем самым стимулирование роста экономического потенциала республики.
В новом варианте денежно-кредитной политики на 1998 год (здесь и далее
имеется в виду вариант прогноза, предполагающий максимальные величины),
предусмотрены обильная денежная эмиссия на покрытие дефицита бюджета (около 5
трлн. BYB) и льготное финансирование государственных программ (около 24,6
трлн.), то есть общей суммой без малого в 30 трлн. BYB. В результате, по
оценке разработчиков новой концепции белорусской денежно-кредитной политики,
темп прироста рублевой денежной массы составит не менее 2,1 раза, а
среднемесячная инфляция выйдет на уровень 4,4%. Соответственно, как
предупреждают нацбанковские эксперты, официальный обменный курс белорусского
рубля выйдет на уровень 63.000-65.000 BYB/USD, рыночный - 85.000 BYB/USD.
Особое место в новом варианте занимает исследование динамики и прогноза
коэффициента монетизации экономики, добросовестно проделанное разработчиками
проекта "улучшенной" денежно-кредитной политики.
По мнению западных аналитиков, например, небезызвестного Джеффри Сакса,
исследовавшего все случаи гиперинфляции (по его классификации к гиперинфляции
относится месячный рост цен свыше 50%), основными причинами последней
является мягкая политика "бюджетных ограничений" - большой дефицит бюджета,
покрываемый эмиссией денег, в пределах 10-12% от ВВП, слабость золотовалютных
резервов страны, отсутствие или невозможность ограничений заработной платы в
госсекторе, а также формирование инфляционного "денежного" навеса в
экономике.
С этим, конечно, можно не соглашаться, но во всех 15 случаях гиперинфляции
(без учета государств,
образовавшихся на месте
мире в текущем столетии, все эти факторы в той или иной мере присутствовали.
Напомним для сведения, что в Беларуси указанный рубеж в 50% месячной инфляции
был достигнут только однажды - в августе 1994 года, когда цены выросли за
месяц на 53%.
30-триллионная
кредитная эмиссия,
составит приблизительно около 5,3-5,4% от ожидаемого размера ВВП в текущем
году. Эта величина не "дотягивает" до гиперинфляционных условий, но базу для
высокой инфляции (на уровне 15-20% в месяц) формирует вполне убедительно.
Еще хуже выглядит ситуация с золотовалютными резервами. Чистые валютные
резервы Национального банка стабильно "застыли" возле нулевой отметки, причем
его валовые валютные активы, то есть деньги на счетах в зарубежных банках,
которыми он реально
имеет возможность
обязательств (пассивов), имеют стойкую тенденцию к понижению, уменьшившись с
начала года к началу августа почти на 90 млн. USD, и составляют всего лишь
около 300 млн. USD. Иными словами, меньше половины месячного импорта.
Следует также отметить, что одновременно довольно быстро снижаются и валютные
резервы коммерческих банков - примерно на 70 млн. USD за 7 месяцев. Попытка
поправить ситуацию за счет привлечения валютных сбережений населения
ожидаемого успеха не принесла - за 7 месяцев валютные вклады "подросли" на 42
млн. USD, приблизившись к своему естественному рубежу - 180 млн. USD, по
нашей оценке. На 1 августа их суммарная величина, включая срочные вклады и
вклады "до востребования", составила 169,1 млн. USD.
Скромность золотовалютных резервов и неспособность центрального банка
поддерживать обменный курс даже на узком сегменте валютном рынка -
собственной бирже, усугубленная недавним выводом белорусских рублей из
внешнеэкономического оборота, порождают известное явление "бегства от
"горячих"
денег", которыми уже давно
признаются белорусские "зайцы"
внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Последнее обстоятельство
белорусскими денежными властями обычно недооценивается, хотя при прочих
равных условиях оно способно даже в одиночку "обвалить" обменный курс. При
усиленной эмиссии влияние данного фактора резко усиливается, и никакие
заклинания типа того, что "деньги вкладываются в реальное производство и не
должны вызывать инфляции", не способны его нейтрализовать. Накачка экономики
эмиссионными деньгами провоцирует, в свою очередь, достаточно быстрый рост
средней заработной платы в стране в рублевом выражении. В июле т. г. она
составила уже около 4,3 млн. рублей, существенно превысив аналогичный
показатель в январе.
Искусственное торможение розничных цен в такой ситуации при росте
производственных издержек начинает переводить явную инфляцию в скрытые ее
формы. Сначала падает рентабельность предприятий, затем уменьшаются объемы
производимой продукции и появляется так называемый товарный дефицит как форма
"подавленной" инфляции. Одновременно в экономике формируется инфляционный
денежный навес, то есть появление значительных денежных сумм, не обеспеченных
товарным покрытием и не отвлекаемых финансовыми рынками - государственными и
корпоративными ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а
также депозитами в банковской системе, уровень доходности которых ниже или
близок к уровню инфляции.
По статистическим данным, рублевая денежная масса за 7 месяцев увеличилась
46,1%, причем наличные деньги в обороте - на 42,1%, а срочные вклады
населения - всего лишь на 30%. Очень велик прирост рублевых средств на
расчетных счетах предприятий - 45,5%. А в целом активные деньги, которые по
своему экономическому смыслу близки к понятию "горячих" денег, увеличились на
40%.
При официальной инфляции за 7 месяцев 25,3% (июль - 2,8%) и приросте ВВП на
10-12%, указанное увеличение активных денег в экономике пока не создало
критического давления на валютном рынке, хотя и балансирует на грани
допустимого. Фактического же "замыкания" белорусского рубля рамками
внутреннего рынка во второй половине года при увеличении темпа кредитной
эмиссии в 1,5 раза в III и IV кварталах (11,8 трлн. - в первом полугодии и
18,2 трлн. - во втором) экономика вряд ли выдержит. Если денежные власти
будут упорствовать в сдерживании курса, то начнут падать рентабельность
предприятий и объемы ВВП (главное достижение последних лет), если курс будет
отпущен, инфляционная волна хотя и не достигнет скорее всего
гиперинфляционной стадии, но составит весьма ощутимую величину. И в любом
случае неизбежен экономический спад.
В целом же инфляция на уровне 10-15% (в явной или скрытой форме) в месяц к
концу года и рыночный обменный курс в пределах 110-120 тыс. BYB/USD отнюдь не
представляются слишком завышенными в качестве прогноза.
И если Национальному банку очень хочется довести коэффициент монетизации до
<