Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современнойэкономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Проведение соответствующей денежно-кредитной политики является одной из мер по выходу экономики из кризиса. В системе регулирования экономики промышленно развитых стран денежно-кредитная политика применяется наиболее активно. Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно- кредитная политика рассматривается как наиболее предпочтительная с различных позиций.

Оглавление

Введение 3

I. Содержание денежно-кредитной политики: 5

а) Обоснование стратегических целей и постановка задач; 5

б) Выбор индикаторов; 6

в) Условия применения и воздействия. 7

II. Механизм денежно-кредитной политики: 8

а) Классификация методов; 8

б) Политика процентных ставок; 9

в) Ликвидность банков и политика рефинансирования; 11

г) Политика обязательных резервов; 12

д) Прямое лимитирование кредитов и регулирование денежной массы; 12

е) Политика открытого рынка. 13

III. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
15

Заключение. 22

Список литературы. 23

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 95.15 Кб (Скачать)

отчетов банков с  отчетами других юридических лиц, в  уставном капитале которых

банки владеют  контрольным пакетом акций.

2. Повышаются требования  по аттестации руководящих работников  банков и

внешних аудиторов.

3. Повышается роль  и ответственность советов и  учредителей банков за

неудовлетворительное  финансовое состояние банков и за разрешение проблем,

связанных с этим.

4. С принятием  закона о банкротстве разрабатывается  механизм банкротства

банков и процедура  назначения (по инициативе советов  банков) Национальным

банком временной  администрации в случаях потери руководством управления

банком.

5. Прекращается  практика выдачи разрешений банкам  на крупные кредиты,

превышающие по размерам установленные нормативы.

6. Разрабатываются  механизм реструктуризации просроченных  и пролонгированных

кредитов банков.

7. Усиливается  надзор за деятельностью банков  на основе централизации

надзорных функций.

8. Усиливаются  требования к лицензированию  создаваемых банков на основе

тщательного анализа  бизнес-планов, организационной структуры, функций на

денежном рынке.

В правовом обеспечении  денежно-кредитных отношений:

1. Основными задачами  правового обеспечения являются:

- разработка и  проведение правовой политики  в области денежно-кредитных

отношений, прогнозирование  правовой проблематики, формирование путей и

средств её решения;

- подготовка проектов  нормативных актов и указаний;

- разработка предложений  по совершенствованию банковского  законодательства.

2.  Реализация  этих  задач   будет  осуществляться   посредством разработки

и принятия нормативных  актов, регламентирующих:

- деятельность  кредитных, финансовых и иных  учреждений, занимающихся

банковскими операциями, установление  условий  их открытия, функционирования

и банкротства;

- трастовую, лизинговую, факторинговую и иную деятельность  в денежно-

кредитных отношениях;

- предотвращение "отмывания" денежных средств,  полученных и результате

преступной деятельности;

- неукоснительное  погашение банковских кредитов  на основе прямого действия

законов, на деле создающих  возможность использования залога недвижимого

имущества;

- правовое обеспечение  использования компьютерных и  иных электронных

устройств в деятельности банковских, кредитных и финансовых учреждений для

перевода денег  и совершения платежей.

3. Завершается  работа по подготовке Банковского  кодекса, обеспечивавшего

создание единой правовой основы деятельности банковских и специализированных

кредитно-финансовых учреждений.

4. Создание правового  обеспечения денежно-кредитных отношений  ориентируется

на международные  стандарты и на сопряжение его  с законодательными и

нормативными актами основных экономических партнеров  Республики Беларусь.

Следование выделенным принципам макроэкономического (монетарного)

регулирования позволит повысить значимость и результативность денежно-

кредитной политики в области формирования конкурентного  рынка, обеспечивая

тем самым стимулирование роста экономического потенциала республики.

В новом варианте денежно-кредитной политики на 1998 год (здесь и далее

имеется в виду вариант прогноза, предполагающий максимальные величины),

предусмотрены обильная денежная эмиссия на покрытие дефицита бюджета (около 5

трлн. BYB) и льготное финансирование государственных программ (около 24,6

трлн.), то есть общей  суммой без малого в 30 трлн. BYB. В результате, по

оценке разработчиков  новой концепции белорусской  денежно-кредитной политики,

темп прироста рублевой денежной массы составит не менее 2,1 раза, а

среднемесячная  инфляция выйдет на уровень 4,4%. Соответственно, как

предупреждают нацбанковские  эксперты, официальный обменный курс белорусского

рубля выйдет на уровень 63.000-65.000 BYB/USD, рыночный - 85.000 BYB/USD.

Особое место  в новом варианте занимает исследование динамики и прогноза

коэффициента монетизации  экономики, добросовестно проделанное  разработчиками

проекта "улучшенной" денежно-кредитной политики.

По мнению западных аналитиков, например, небезызвестного  Джеффри Сакса,

исследовавшего  все случаи гиперинфляции (по его  классификации к гиперинфляции

относится месячный рост цен свыше 50%), основными причинами  последней

является мягкая политика "бюджетных ограничений" - большой дефицит бюджета,

покрываемый эмиссией денег, в пределах 10-12% от ВВП, слабость золотовалютных

резервов страны, отсутствие или невозможность ограничений  заработной платы в

госсекторе, а также  формирование инфляционного "денежного" навеса в

экономике.

С этим, конечно, можно  не соглашаться, но во всех 15 случаях  гиперинфляции

(без учета государств, образовавшихся на месте бывшего  СССР), имевших место в

мире в текущем  столетии, все эти факторы в  той или иной мере присутствовали.

Напомним для  сведения, что в Беларуси указанный  рубеж в 50% месячной инфляции

был достигнут  только однажды - в августе 1994 года, когда цены выросли за

месяц на 53%.

30-триллионная  кредитная эмиссия, осуществление  которой не вызывает сомнений,

составит приблизительно около 5,3-5,4% от ожидаемого размера ВВП  в текущем

году. Эта величина не "дотягивает" до гиперинфляционных  условий, но базу для

высокой инфляции (на уровне 15-20% в месяц) формирует  вполне убедительно.

Еще хуже выглядит ситуация с золотовалютными резервами. Чистые валютные

резервы Национального  банка стабильно "застыли" возле  нулевой отметки, причем

его валовые валютные активы, то есть деньги на счетах в зарубежных банках,

которыми он реально  имеет возможность распоряжаться  независимо от своих

обязательств (пассивов), имеют стойкую тенденцию к  понижению, уменьшившись с

начала года к  началу августа почти на 90 млн. USD, и составляют всего лишь

около 300 млн. USD. Иными  словами, меньше половины месячного  импорта.

Следует также  отметить, что одновременно довольно быстро снижаются и валютные

резервы коммерческих банков - примерно на 70 млн. USD за 7 месяцев. Попытка

поправить ситуацию за счет привлечения валютных сбережений населения

ожидаемого успеха не принесла - за 7 месяцев валютные вклады "подросли" на 42

млн. USD, приблизившись  к своему естественному рубежу - 180 млн. USD, по

нашей оценке. На 1 августа их суммарная величина, включая  срочные вклады и

вклады "до востребования", составила 169,1 млн. USD.

Скромность золотовалютных резервов и неспособность центрального банка

поддерживать обменный курс даже на узком сегменте валютном рынка -

собственной бирже, усугубленная недавним выводом белорусских  рублей из

внешнеэкономического  оборота, порождают известное явление "бегства от

"горячих"  денег", которыми уже давно  признаются белорусские "зайцы"  как

внутри страны, так и в ближнем зарубежье. Последнее обстоятельство

белорусскими денежными  властями обычно недооценивается, хотя при прочих

равных условиях оно способно даже в одиночку "обвалить" обменный курс. При

усиленной эмиссии  влияние данного фактора резко  усиливается, и никакие

заклинания типа того, что "деньги вкладываются в  реальное производство и не

должны вызывать инфляции", не способны его нейтрализовать. Накачка экономики

эмиссионными деньгами провоцирует, в свою очередь, достаточно быстрый рост

средней заработной платы в стране в рублевом выражении. В июле т. г. она

составила уже  около 4,3 млн. рублей, существенно превысив аналогичный

показатель в  январе.

Искусственное торможение розничных цен в такой ситуации при росте

производственных  издержек начинает переводить явную  инфляцию в скрытые ее

формы. Сначала  падает рентабельность предприятий, затем  уменьшаются объемы

производимой продукции  и появляется так называемый товарный дефицит как форма

"подавленной"  инфляции. Одновременно в экономике  формируется инфляционный

денежный навес, то есть появление значительных денежных сумм, не обеспеченных

товарным покрытием  и не отвлекаемых финансовыми  рынками - государственными и

корпоративными  ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а

также депозитами в банковской системе, уровень доходности которых ниже или

близок к уровню инфляции.

По статистическим данным, рублевая денежная масса за 7 месяцев увеличилась

46,1%, причем наличные  деньги в обороте - на 42,1%, а  срочные вклады

населения - всего  лишь на 30%. Очень велик прирост  рублевых средств на

расчетных счетах предприятий - 45,5%. А в целом активные деньги, которые по

своему экономическому смыслу близки к понятию "горячих" денег, увеличились на

40%.

При официальной  инфляции за 7 месяцев 25,3% (июль - 2,8%) и  приросте ВВП на

10-12%, указанное  увеличение активных денег в  экономике пока не создало

критического давления на валютном рынке, хотя и балансирует  на грани

допустимого. Фактического же "замыкания" белорусского рубля  рамками

внутреннего рынка  во второй половине года при увеличении темпа кредитной

эмиссии в 1,5 раза в III и IV кварталах (11,8 трлн. - в первом полугодии и

18,2 трлн. - во втором) экономика вряд ли выдержит. Если  денежные власти

будут упорствовать в сдерживании курса, то начнут падать рентабельность

предприятий и  объемы ВВП (главное достижение последних  лет), если курс будет

отпущен, инфляционная волна хотя и не достигнет скорее всего

гиперинфляционной стадии, но составит весьма ощутимую величину. И в любом

случае неизбежен  экономический спад.

В целом же инфляция на уровне 10-15% (в явной или скрытой  форме) в месяц к

концу года и рыночный обменный курс в пределах 110-120 тыс. BYB/USD отнюдь не

представляются  слишком завышенными в качестве прогноза.

И если Национальному  банку очень хочется довести  коэффициент монетизации до

<

Информация о работе Денежно-кредитная политика, ее механизм, место и роль в современнойэкономике. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь