Дефицит государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;
- дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
- проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года.
- раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..
1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ……………………………………
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета ……………………………
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………….
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. …
2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………
2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………….
3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………
3.3.Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды  своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Он обусловлен разными причинами. В одних случаях  государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством и называется структурным дефицитом [9, стр.129].

     В отличие от структурного циклический  дефицит в меньшей степени  зависит от сознательной бюджетно-налоговой  политики государства. Он обусловлен общим  спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

     Выделяют  также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в  результате превышения расходов над  доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

     Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет  краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств.

     Очень часто, особенно в нашей стране и  в других странах, происходит искусственное  либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита [9, стр.187].

     Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в  результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных  расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат.

     Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [2].

     Бюджетный дефицит может образоваться в  результате следующих причин:

     - чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;

     - подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;

      - как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране. 

       1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета

     В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

     Финансовая  политика как часть экономической  политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

       Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [11, стр. 56]

     В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

     Для осуществления финансовой политики применяются бюджетно-налоговые  и другие финансовые инструменты, и  институты, наделенные соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста и социального развития.

     Целью государственной финансовой политики, в том числе операций финансирования, является стабильное развитие экономики. Для покрытия дефицита бюджета, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Их экономическая природа различна.

     В большинстве стран, в том числе  и в России, используются следующие  основные способы финансирования бюджетного дефицита [10, С.290]:

     1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

     2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);

     3) увеличение налоговых поступлений  в госбюджет, а также доходов  от приватизации, продажи госимущества.

     Последний, третий способ вряд ли можно отнести  к способам, используемым исключительно  для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.

     Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета  представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета [12, стр. 89].

     При кредитно-денежной эмиссии рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. Это мера, которую можно осуществить быстро. Но при этом увеличение денежной массы ведет к инфляции.[13, стр. ]

     Менее болезненным и более управляемым  способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется внешний и внутренний долг государства. Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. 
 
 
 
 
 

       2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ   

         2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.

     Ключевым  макроэкономическим событием 2010 г. были две волны долговых проблем в  Европе.

     Так, в начале года выяснилось, что Греция не сможет обойтись без внешней помощи, а европейские структуры долго  не могли принципиально решить вопрос о выделении стране необходимых средств. В мае помощь была предоставлена. Причем был создан стабилизационный механизм для решения подобных проблем в будущем. Не прошло и нескольких месяцев, как этот механизм прошел испытание реальностью, когда в ноябре под угрозу попала финансовая система Ирландии. Взятие на бюджет страны непомерных долгов ведущих банков довело дефицит ее бюджета почти до трети ВВП. В результате жестких переговоров и согласований Ирландии был предоставлен кредит объемом 85 млрд. евро под гарантии снижения страной дефицита бюджета.

     Аналогичные процедуры проводились в Португалии, Испании и ряде других стран региона. При этом законодателям все время необходимо иметь в виду возможность социальных взрывов в ответ на новые инициативы, призванные снизить дефицит бюджетов. Волнения в Греции показали, что это не абстрактные опасения, а реальные угрозы. Борьба трудящихся за сохранение своих прав приводит к дополнительным потерям экономики и может стать самостоятельным негативным макроэкономическим фактором: когда потери от забастовок и иных акций протестов начинают исчисляться сотнями миллионов, то из чисто политической проблемы они превращаются в комплексный, в том числе и макроэкономический, фактор.

     Правительство Испании одобрило пакет новых антикризисных мер в попытке сократить бюджетный дефицит 2010 года и снять обеспокоенность инвесторов относительно возможности страны вернуть долги. В числе одобренных - продажа трети в государственной лотерее, частичная приватизация аэропортов, урезание пособий по безработице, а также повышение налогов для небольших компаний. Эти меры направлены на улучшение конкурентоспособности экономики, на сокращение издержек и увеличение потока инвестиций [15].

     Испания является одной из стран еврозоны, испытывающей финансовые затруднения и относящейся к группе PIGS - Португалия, Италия, Греция, Испания. Именно эти страны доставляли в 2010 году головные проблемы своим собратьям по еврозоне, так как имеют большой внешний долг и слабую возможность его успешно погасить (в основном из-за недостаточного роста экономики)[16].

     По  итогам 2009 г. бюджетный дефицит Испании  составил 11,2% ВВП. Дефицит США в 2010 году, после необходимых финансовых вливаний и резкого сокращения налогов  достиг почти триллиона долларов. Объявлено о постепенном увеличении за несколько лет налогов, которые в меньшей степени деформируют экономическую активность, например, НДС и налога на выбросы. Так можно было бы сократить бюджетный дефицит и создать условия, в которых ни один из инвесторов не будет беспокоиться о дополнительном стимуле.

     Американские  государственные облигации (US Treasuries) — основной инструмент финансирования государственного долга. Стоимость US Treasuries в ходе проводимых аукционов зависит  от уровня доходности, который, в свою очередь, определяется прогнозами инвесторов касательно дальнейшего развития экономики США и мира в целом [17].

     Это происходит на фоне роста объема заимствований  Минфина США, необходимого для финансирования стимулирующих экономических программ. Значительный дефицит бюджета США угрожает финансовой стабильности. Правительство не может продолжать неограниченные заимствования по нынешним ставкам для финансирования дефицита.

     Помимо  федерального долга, перед США стоит  проблема необеспеченных обязательств по соцпособиям и медстрахованию, проблема долгов на уровне штатов и муниципалитетов и проблема госпенсий, которые входят во многие мультипликаторы американского ВВП.

     В финансовом 2009 году  дефицит бюджета  США составил рекордные $1,841 трлн., то есть около 13% ВВП. Этот уровень является беспрецедентным в истории США, за исключением периода Второй мировой войны. Таким образом, дефицит в 4 раза превысит показатель 2008 года ($459 млрд.) [17].

     Расходы бюджета США в июле 2009 года увеличились на 26% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до $332,2 млрд., доходы - снизились на 6%, до $151,5 млрд. Доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП). Для покрытия такого дефицита американские власти занимали деньги всеми доступным им способами. Госдолг страны достиг рекордных размеров - в июне 2009 года он был $11,58 трлн., что сопоставимо с ВВП страны. США находились под угрозой потери высшего кредитного рейтинга "ААА". Задачу снижения дефицита для США критически важна. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны [18].

Информация о работе Дефицит государственного бюджета