Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:16, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- определить сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, источников его финансирования;
- дать анализ состава и динамики источников финансирования дефицита, а также внутреннего и внешнего государственного долга;
- рассмотреть бюджетный дефицит РФ, его причины и последствия;
- проанализировать бюджетный дефицит 2008-2010 года.
- раскрыть методы устранения бюджетного дефицита.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА..
1.1 Понятие государственного бюджета, его структура и принципы построения ……………………………………
1.2 Понятие и значение бюджетного дефицита, причины его возникновения.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета ……………………………
2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ………….
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг. …
2.2 Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 гг. ……………………………………
2.3 Прогнозы бюджетного дефицита в РФ ……………………………………..
3. МЕТОДЫ ПОКРЫТИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ……………….
3.1 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
3.2 Проблемы управления и регулирование бюджетным дефицитом ………
3.3.Методы устранения проблем бюджетного дефицита на опыте зарубежных стран ……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………...
В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Он обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством и называется структурным дефицитом [9, стр.129].
В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.
Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный — в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.
Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств.
Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита [9, стр.187].
Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат.
Глава 13 БК РФ определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета [2].
Бюджетный дефицит может образоваться в результате следующих причин:
- чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
- подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
-
как следствие экономического и политического
кризиса. Как правило, это происходит из-за
эмиссии денег, продажи облигаций государственного
займа, государственных ценных бумаг,
больших оборотов наличной денежной массы
в теневой экономике. В этом случае дефицит
бюджета- явление кризисное, отражающее
невозможность правительства контролировать
политическую и финансовую обстановку
в стране.
1.3 Финансовая политика государства, способы финансирования дефицита бюджета
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.
Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической политики государства, представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики [11, стр. 56]
В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.
Для
осуществления финансовой политики
применяются бюджетно-
Целью государственной финансовой политики, в том числе операций финансирования, является стабильное развитие экономики. Для покрытия дефицита бюджета, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Их экономическая природа различна.
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [10, С.290]:
1)
кредитно-денежная эмиссия (
2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
3)
увеличение налоговых
Последний, третий способ вряд ли можно отнести к способам, используемым исключительно для финансирования дефицита бюджета. Он широко применяется и просто в целях пополнения доходов бюджета. Поэтому к собственно источникам финансирования дефицита бюджета в большей степени относятся первый и второй способы.
Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета [12, стр. 89].
При кредитно-денежной эмиссии рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии. Это мера, которую можно осуществить быстро. Но при этом увеличение денежной массы ведет к инфляции.[13, стр. ]
Менее
болезненным и более
2.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ
В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
2.1 Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008-2010 гг.
Ключевым макроэкономическим событием 2010 г. были две волны долговых проблем в Европе.
Так, в начале года выяснилось, что Греция не сможет обойтись без внешней помощи, а европейские структуры долго не могли принципиально решить вопрос о выделении стране необходимых средств. В мае помощь была предоставлена. Причем был создан стабилизационный механизм для решения подобных проблем в будущем. Не прошло и нескольких месяцев, как этот механизм прошел испытание реальностью, когда в ноябре под угрозу попала финансовая система Ирландии. Взятие на бюджет страны непомерных долгов ведущих банков довело дефицит ее бюджета почти до трети ВВП. В результате жестких переговоров и согласований Ирландии был предоставлен кредит объемом 85 млрд. евро под гарантии снижения страной дефицита бюджета.
Аналогичные процедуры проводились в Португалии, Испании и ряде других стран региона. При этом законодателям все время необходимо иметь в виду возможность социальных взрывов в ответ на новые инициативы, призванные снизить дефицит бюджетов. Волнения в Греции показали, что это не абстрактные опасения, а реальные угрозы. Борьба трудящихся за сохранение своих прав приводит к дополнительным потерям экономики и может стать самостоятельным негативным макроэкономическим фактором: когда потери от забастовок и иных акций протестов начинают исчисляться сотнями миллионов, то из чисто политической проблемы они превращаются в комплексный, в том числе и макроэкономический, фактор.
Правительство Испании одобрило пакет новых антикризисных мер в попытке сократить бюджетный дефицит 2010 года и снять обеспокоенность инвесторов относительно возможности страны вернуть долги. В числе одобренных - продажа трети в государственной лотерее, частичная приватизация аэропортов, урезание пособий по безработице, а также повышение налогов для небольших компаний. Эти меры направлены на улучшение конкурентоспособности экономики, на сокращение издержек и увеличение потока инвестиций [15].
Испания является одной из стран еврозоны, испытывающей финансовые затруднения и относящейся к группе PIGS - Португалия, Италия, Греция, Испания. Именно эти страны доставляли в 2010 году головные проблемы своим собратьям по еврозоне, так как имеют большой внешний долг и слабую возможность его успешно погасить (в основном из-за недостаточного роста экономики)[16].
По итогам 2009 г. бюджетный дефицит Испании составил 11,2% ВВП. Дефицит США в 2010 году, после необходимых финансовых вливаний и резкого сокращения налогов достиг почти триллиона долларов. Объявлено о постепенном увеличении за несколько лет налогов, которые в меньшей степени деформируют экономическую активность, например, НДС и налога на выбросы. Так можно было бы сократить бюджетный дефицит и создать условия, в которых ни один из инвесторов не будет беспокоиться о дополнительном стимуле.
Американские государственные облигации (US Treasuries) — основной инструмент финансирования государственного долга. Стоимость US Treasuries в ходе проводимых аукционов зависит от уровня доходности, который, в свою очередь, определяется прогнозами инвесторов касательно дальнейшего развития экономики США и мира в целом [17].
Это
происходит на фоне роста объема заимствований
Минфина США, необходимого для финансирования
стимулирующих экономических
Помимо федерального долга, перед США стоит проблема необеспеченных обязательств по соцпособиям и медстрахованию, проблема долгов на уровне штатов и муниципалитетов и проблема госпенсий, которые входят во многие мультипликаторы американского ВВП.
В финансовом 2009 году дефицит бюджета США составил рекордные $1,841 трлн., то есть около 13% ВВП. Этот уровень является беспрецедентным в истории США, за исключением периода Второй мировой войны. Таким образом, дефицит в 4 раза превысит показатель 2008 года ($459 млрд.) [17].
Расходы бюджета США в июле 2009 года увеличились на 26% по сравнению с тем же периодом 2008 года - до $332,2 млрд., доходы - снизились на 6%, до $151,5 млрд. Доходы федерального бюджета США в 2009 финансовом году составили 2,104 триллиона долларов (14,9% ВВП), расходы - 3,520 триллиона долларов (25,0% ВВП). Для покрытия такого дефицита американские власти занимали деньги всеми доступным им способами. Госдолг страны достиг рекордных размеров - в июне 2009 года он был $11,58 трлн., что сопоставимо с ВВП страны. США находились под угрозой потери высшего кредитного рейтинга "ААА". Задачу снижения дефицита для США критически важна. Дефицит федерального бюджета США в закончившемся 30 сентября 2010 финансовом году составил 1 триллион 294 миллиарда долларов, или 8,9% от ВВП страны [18].