Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.
Задачами данной курсовой являются:
1. Раскрыть понятие и функции государственного бюджета
2. Выявить принципы бюджетной системы
3. Рассмотреть причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
4. Оценить балансирование государственного бюджета

Оглавление

Введение 3

1 Государственный бюджет и его структура 5

1.1 Понятие и функции государственного бюджета 5

1.2 Принципы бюджетной системы 7

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы 10

2 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 14

2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 14

2.2 Причины дефицита государственного бюджета 17

2.3 Методы преодоления дефицита государственного бюджета 21 3.Балансирование государственного бюджета 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:                                                                 студент гр.37-5з

                                                                                    Алексеева И.Н. 
 

Научный руководитель:                                           доцент Данкова Т.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ижевск 2008

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                3

1 Государственный  бюджет и его структура                                                   5

1.1 Понятие  и функции государственного бюджета                                         5

1.2 Принципы  бюджетной системы                                                                       7

1.3 Бюджетная  классификация, доходы и расходы                                       10

2 Причины  дефицита государственного бюджета и методы его  преодоления                                                                                                           14

2.1 Понятие бюджетного  дефицита  и теоретические подходы  к нему. Виды бюджетного дефицита                                                                                           14

2.2 Причины  дефицита государственного бюджета                                       17

2.3 Методы  преодоления дефицита государственного  бюджета                    21 3.Балансирование государственного бюджета                                                 23

Заключение                                                                                                    26

Список  использованной литературы                                                           27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Ведущую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его “сбалансированного” государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета. Данная система зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                                

Бюджетный дефицит является той макроэкономической величиной, по отношению к которой  можно представить  все многообразие подходов по регулированию экономики  любого государства.(3)

Тема  этой работы – дефицит бюджета – на сегодняшний день не является главной проблемой экономики Российской Федерации, но сохраняется актуальность, поскольку большинство экономических проблем ведут именно к нему.

В литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, меж бюджетных отношениях пишут многое и многое: круг авторов публикаций широк, встречаются различные   точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, как на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Хотя экономисты в основном  исследуют не саму проблему бюджетного дефицита, а ее причины.

Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.

Задачами  данной курсовой являются:

1. Раскрыть  понятие и функции государственного  бюджета

2. Выявить  принципы бюджетной системы

3. Рассмотреть  причины дефицита государственного  бюджета и методы его преодоления

4. Оценить  балансирование государственного  бюджета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Государственный  бюджет и его структура 

1.1. Понятие и функции государственного бюджета 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства  на текущий год. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении  правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

 Государственный  бюджет - это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций .(8)

Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета: распределительная и контрольная.

Распределительная  функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве  через различные каналы поступления  и их использования для выполнения государственных целей и функций. Контрольная функция проявляется  в проведении контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, центральный банк и другие органы.

Государственный бюджет образует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет  современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. С помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов. Как политический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. Под влиянием  усложнения производства, роста НТП  в развитых рыночных странах развивается  тенденция  усиления влияния местных органов власти. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов.(7)

Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно - территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель и др.)

К бюджету  относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных  органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные фонды и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

  Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: аэропортов, гидроэлектростанций, водоохраны, лесовосстановительных посадок и др. крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

     Внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам. (12) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Принципы  бюджетной системы 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5)  законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

- единства  бюджетной системы Российской  Федерации;

- разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы;

- самостоятельности  бюджетов;

- полноты  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- сбалансированности  бюджета;

- эффективности  и экономности использования  бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности  бюджета;

- адресности  и целевого характера бюджетных  средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.(13) 
 
 

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  законодательных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

Информация о работе Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения