Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявить проблемы дефицита госбюджета и раскрыть пути решения.
Задачами данной курсовой являются:
1. Раскрыть понятие и функции государственного бюджета
2. Выявить принципы бюджетной системы
3. Рассмотреть причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления
4. Оценить балансирование государственного бюджета

Оглавление

Введение 3

1 Государственный бюджет и его структура 5

1.1 Понятие и функции государственного бюджета 5

1.2 Принципы бюджетной системы 7

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы 10

2 Причины дефицита государственного бюджета и методы его преодоления 14

2.1 Понятие бюджетного дефицита и теоретические подходы к нему. Виды бюджетного дефицита 14

2.2 Причины дефицита государственного бюджета 17

2.3 Методы преодоления дефицита государственного бюджета 21 3.Балансирование государственного бюджета 23

Заключение 26

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Разность  между фактическим бюджетным  дефицитом и дефицитом полной занятости называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня, результатом чего является сужение налогооблагаемой базы, увеличение расходов на социальные нужды и поддержание общественно необходимых секторов экономики. 
 
 
 
 

    ГАРФИК  ФАКТИЧЕСКОГО, СТРУКТУРНОГО И ЦИКЛИЧЕСКОГО БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

    

             T,G 

          T

      c a                                   

      G

      d

          b

          e 

    

               QQВНП 

    T – государственные расходы,

    G – налоговые поступления.

Если  в условиях полной занятости ВНП  равняется Qp, то при существующей системе  налогообложения и данном уровне правительственных расходов  дефицит  бюджета равен  ab. При уровне производства, равном Q1, той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах фактический дефицит будет равен ce, в том числе, cd – это структурный дефицит, а de – циклический – результат падения объемов производства (Q1 меньше Qp). 

 Рост  структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей политики.

Также в зависимости от проводимой финансовой политики бюджетный дефицит может  быть активным или пассивным.

Активный  дефицит обусловлен политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением  государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Первичный дефицит – это общий дефицит  государственного бюджета, уменьшенный  на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит оказывает в свою очередь  влияние на кредитно-денежное хозяйство  и функционирование экономики в  целом. В условиях  существования  бюджетного дефицита правительство  вынужденно искать источники его  покрытия. Среди них важнейшими являются денежная эмиссия и государственные заимствования.

Краткосрочный: превышение расходов над доходами ограничено рамками одного финансового года и является отражением текущих изменений  в экономической ситуации страны, которые не были учтены при составлении проекта бюджета.

Долгосрочный: связан с увеличение разрыва между  бюджетными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлен причинами устойчивого характера.(3) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Причины  дефицита государственного бюджета 

В тех  случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от ВНП.

Если  в прошлом бюджетный дефицит  возникал достаточно редко и был  обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики.

Главным признаком правильности проводимой государством бюджетной (и любой  другой экономической) политики является устойчивый экономический рост. Такой рост, однако, может оказаться несовместимым с достижением сбалансированности бюджета по доходам и расходам. Обязательная сбалансированность бюджета сводит на нет действия налога как автоматического стабилизатора (при спаде налоги уменьшаются, и наоборот). Сбалансированность, напротив, означает рост налогов в период спада (чтобы погасить бюджетный дефицит), и снижение налогов при подъеме (чтобы избавиться от избытка). В результате, как спад, так и инфляционный перегрев при подъеме только усилятся. В этой ситуации бюджетный дефицит, если он не ведет к росту цен, может оказаться полезным для стимулирования экономического роста .(11)

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается  как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые  принимает на себя государство, очень  велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного  характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно - кредитная политика. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен.

Причин  бюджетного  дефицита  много:  экономический  спад; рост  предельных  издержек  общественного  производства;   массовый   выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы;  возросшие затраты  на  финансирование  военно-промышленного  комплекса;   значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и  потери  и  т.д .  В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

- дефицит   может  быть  связан  с   необходимостью  осуществления   крупных государственных вложений  в развитие экономики;

- дефицит   возникает  в  результате  чрезвычайных  обстоятельств  (война,  крупное стихийное бедствие и  т.п.);

- дефицит может отражать кризисные явления  в  экономике,  неэффективность финансово-кредитных  связей,   неспособность   правительства   держать   под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае  он  может рассматриваться  как  явление чрезвычайное,  требующее принятия   срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Однако  бюджетный дефицит не может служить  показателем, характеризующим состояние  экономики страны, и бездефицитный  бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того, что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.(5) 
 

2.3. Методы  преодоление дефицита государственного  бюджета 

Мировая практика  знает пять основных способа решения проблемы бюджетного дефицита :

- сокращение  бюджетных расходов. Этот путь  преодоления бюджетного дефицита  самый простой и самый болезненный,  т.к. государство обычно финансирует  те нужды общества, которые не  могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества;

- изыскание  источников дополнительных доходов.  С ростом инфляции быстро растут  абсолютные  суммы доходов фирм  и граждан, а значит и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен;

- выпуск (эмиссия) необеспеченных денег,  используемых для финансирования  государственных  расходов.  Самый   легкий  и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете  - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную  зарплату.  Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,  отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией;

- одалживание  денег у граждан, банков, хозяйственных  организаций, других государств  и иностранных финансовых организаций.  Подобно  гражданину  или   хозяйственной  организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны;

- выпуск госзаймов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Возникает так называемый «эффект вытеснения» частных инвестиций. Его суть состоит в том, что выпуск государственных ценных бумаг ведет к уменьшению денежных средств населения, что, в свою очередь, приводит к росту спроса на деньги. Денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но ее рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета  не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг.(10) 
 

Информация о работе Дефицит государственного бюджета: проблемы, пути решения